Аналитические материалы

«Дешевые женщины»: почему зарплата россиянок на треть меньше, чем у мужчин?

Российский рынок труда остро нуждается в «женской трудовой мобилизации» – без молодых мам страну не построить, считают в правительстве. Но в то же время чиновники утверждают, что в стране продолжает иметь место вопиющая гендерная дискриминация – средняя зарплата женской половины населения составляет всего 28 тыс. рублей, что почти на треть меньше, чем показатель средней зарплаты у мужчин. Но низкая зарплата не мешает прекрасной половине России быть образованнее – среди них почти 40% имеют ВУЗовский диплом.

Ситуация, собственно говоря, характерная для всего цивилизованного мира – практически везде зарплата женщин ниже зарплаты мужчин, что вызывается множеством факторов. Но Россия в вопросах дискриминации оказывается мировым передовиком среди развитых и развивающихся стран. И это притом что за последние 10-12 лет ситуация с разницей зарплат существенно исправилась. В Правительстве действительно признают сложившуюся проблему и понимают, что зарплатная дискриминация по гендерному признаку препятствует привлечению женщин на рынок труда. Но предпринимать какие-либо меры не спешит пока никто.

Дискриминация существует

Женские зарплаты в России как минимум на четверть ниже, чем мужские. По этому показателю наша страна уступает множеству стран – при средней мужской зарплате в 38 тыс. рублей по результатам позапрошлого года, женщины получали в среднем на 10 тыс. рублей меньше. О таких зарплатных диспропорциях на рынке труда на днях рассказала вице-премьер Ольга Голодец. Но указанные данные – не новость, ведь о гендерной разнице в российских зарплатах еще с начала лета говорят в Общественной Палате. По данным специалистов организации, разница зарплат достигает 30%. Но даже такие показатели не сравнятся с ситуацией 10-летней давности, когда в 2005 году разница достигала 40%.

Это, однако, отнюдь не мешает женщинам быть куда образованнее мужской половины страны. Сама Голодец, по словам которой в России около 38% женщин имеет дипломы ВУЗов, назвала такой уровень образованности женского населения «уникальным» и признанным во всем мире. В это же время уровень мужской образованности едва достигает 29%. Но больше всего возмущений чиновницы вызвал тот факт, что при таком образовательном раскладе женская зарплата способна заместить лишь 73% мужской. Мол, как это назвать иначе, если не дискриминацией?!

Впрочем, все зависит от сферы трудоустройства. Например, меньше всего подобного рода проявления наблюдаются в образовательной и научной сфере – тут женщины навязывают сильному полу нешуточную конкуренцию, выступая компетентными специалистами практически во всех отраслях, начиная преподавательской работой и заканчивая исследовательскими работами в сфере высоких технологий. Каждая четвертая женщина тут – доктор наук, каждая третья – кандидат. Нет принципиальной разницы в бизнесе и менеджменте – тут гендерные отличия не имеют принципиального значения, а оклад определяется исключительно из прагматичных соображений и квалификации. Аналитики рынка отмечают наличие даже приоритетных отраслей, в которых женщин принимают гораздо охотнее, чем мужчин. В том числе бухгалтерия, торговля, сфера услуг ресторанно-гостиничный бизнес и т.д.

Более того, разница в 25-30%, далеко не самый внушительный и вопиющий результат. Так, по данным той же МОТ, в некоторых странах разница и сегодня достигает 40%, при этом чем выше позиции – тем и больше разница.

Национальная стратегия

Гендерная дискриминация тем не менее признается на государственном уровне. В марте этого года правительством уже принята целая Национальная стратегия, разработанная Минтрудом и призванная защищать интересы женской половины России на протяжении следующих 5 лет. Если вкратце, то документом предписывается на государственном уровне создавать условия, по которым женщины будут равноправными участниками политической, экономической и социальной жизни общества. В качестве одной из мер для преодоления дискриминации, стратегия предписывает увеличение доли женских мандатов в Госдуме – через 5 лет их должно стать не меньше, чем треть на весь парламент. Сегодня же их доля в два раза меньше – не превышает 15%. Аналогичная ситуация и в верхней палате (СФ РФ), где женщин лишь 17%. В правительстве и вообще всего лишь 3 женщины, хотя учитывая небольшое количество ведомств, они составляют 10% всего кабмина.

Во всемирном рейтинге равенства Россия занимает место во второй сотне, что является поводом для возмущения. Ратующие против гендерной дискриминации указывают, мол, ладно бы впереди были только развитые страны. Но наряду с Великобританией, Швецией и Голландией впереди России оказались даже Киргизия и Таджикистан. Самые высокие показатели равенства наблюдаются в скандинавский странах ­­– Норвегия, Дания, Финляндия, Швеция и множество других стран считаются лучшими для жизни и работы для женщин. При этом, как отметила вице-премьер, именно эти страны отличаются наибольшим социальным благополучием, уровнем медицины, образования и благосостояния населения.

Как указали в тексте Национальной стратегии представители Министерства труда, в России уравнивание женских и мужских политических прав проходит крайне медленно. Но даже после утверждения документа, едва ли стоит говорить о каких-то подвижках в этом вопросе. И даже наоборот. Например, не так давно даже глава Минэка Максим Орешкин высказался против искусственного квотирования чиновничьих позиций специально для женского населения. Министр отметил, что ситуация двоякая: с одной стороны гендерный симбиоз приводит к положительным результатам и продуктивной работе, но с другой стороны, специфика экономических сфер может не позволить сделать этого. Да и потом, квотирование в пользу одних в рамках борьбы с дискриминацией, создает дискриминацию для тех, кому квоты не предусмотрены.

Причины неравенства

Но несмотря на это, квотный принцип успешно применяется во многих развивающихся странах. Та же Кения, например, резервирует треть мест для женской половины, в Иордании и Египте – каждый десятый парламентарий обязательно женщина. В Египте, кстати, квоты введены не только в парламенте, но и во всех остальных госучреждениях – в них женщины занимают около четверти всех мест. В некоторых восточных странах квоты неожиданно достигают невиданных нигде масштабов – в Тунисе, например, женщинам предоставляется до 50% всех мандатов, даже в Нигере квоты составляют 30%.

В России же, несмотря на слабое участие женщин в руководстве страной, подобного рода мер не предпринимается. Интересно, что неравенство имеет место не только в государственной управлении, но и в топ-менеджменте негосударственных организаций – 68% всех руководителей в России, это мужчины. Вызвано это множеством объективных аспектов и отнюдь не дискриминацией женской половины российского населения. В ВШЭ, например, указывают на то, что женская половина страны работает гораздо меньше по времени и делает это в тех секторах, где существенно меньше заплата. Так, если женщины работают в детских садах, школах и поликлиниках, а мужчины – на крупных предприятиях, в шахтах и буровых скважинах – вполне логично, что у мужчин зарплата будет выше.

thinkstockphotos-155148277

Экономисты отмечают и более низкую активность у женской половины населения, что является следствием их гендерной роли. Так, после возвращения из декретного отпуска, карьерные амбиции и возможности сокращаются на 20%, чему виной как раз потерянное при уходе за ребенком время. Им могли бы помочь меры, в рамках которых для молодых женщин могли бы быть созданы условия для более быстрого выхода из декрета, но об этом пока речь идет лишь в дискуссиях. Как недавно отметил глава Минтруда Максим Топилин, более ранний выход женщин из декретного отпуска позволил бы снизить уровень бедности в стране, ведь больше половины бедных – это семьи с детьми. Однако этому препятствует низкая развитость дошкольных учреждений, отсутствие необходимой инфраструктуры и льгот для таких женщин, поэтому они и не могут выйти на работу когда того хотят.

Возвращаясь к общим тенденциям, при всем желании ситуацию трудно назвать дискриминационной. При трудоустройстве женщин и мужчин на одинаковые должности в смежных отраслях, абсолютно никто из работодателей не будет создавать для мужчин равные зарплатные условия. Однако чем выше позиция, тем меньше там женщин, что и создает зарплатные диспропорции в разных гендерных группах. В этом контексте для России характерна ситуация, сложившаяся по всей Европе – зарплаты мужчин тут явно больше. И разрыв представляется очень даже внушительным, ведь обычно он составляет не менее 40%. Но до борьбы с этими диспропорциями пока далеко – тут все решают владельцы компаний по своему собственному усмотрению. Ну а Национальная стратегия так и остается лишь на бумаге.

Разместить резюме Добавить вакансию