Ситуация угрозы со стороны нижестоящего коллеги — не такая уж редкость на просторах Отечества. Об этом не принято говорить. Обычно рычаги давления находятся в руках шефа, и он имеет возможность пригрозить.
Однако в условиях нового гриппа и экономических неурядиц не все способны сохранить самоконтроль и соблюсти этико-нравственные нормы. Сотрудники могут не придавать особого значения, когда коллега в шутку говорит: «Я тебе припомню!» во время шуточной перепалки. Увы, угрозы на работе могут носить более серьёзный характер, и даже руководители не гарантированы от них. Если подчинённый угрожает вам, предпримите шаги, чтобы защитить себя и других работников от возможного насилия в дальнейшем.
Вот небольшая инструкция для неприятной ситуации. Разумеется, она не универсальная, ведь каждый случай необходимо рассматривать применительно к индивидуальным обстоятельствам и конкретным личностям. Что делать боссу в случае запугивания и агрессии подчинённого?
Документировать угрозы на рабочем месте
Обязательно постарайтесь зафиксировать документально все события, которые предшествовали угрозе. Не надейтесь на память и авторитет. Запишите точные действия и слова, а также другие события, которые произошли во время инцидента. Укажите дату, время суток и ваше восприятие отношения и душевного состояния собеседника. Обратите внимание, был ли кто-либо свидетелем угрозы. Сообщите об инциденте в свой отдел кадров и предоставьте всю документированную информацию. Точная и подробная документация поможет вам и HR отделу оценить серьёзность угрозы и при обсуждении инцидента с сотрудником позже.
Ни в коем случае не вступайте в перепалку и не прибегайте к физической расправе, даже для защиты.
Проанализируйте содержание
Оцените серьёзность угрозы. Учитывайте обстоятельства, при которых возникла угроза, тон сотрудника или сотрудницы, которая угрожала, и историю её поведения на рабочем месте. Не делайте из мухи слона, раздувая обычную раздражительность до уровня смертельной опасности. При необходимости проконсультируйтесь с другими менеджерами или сотрудниками, чтобы узнать об их опыте работы с этим сотрудником. Возможно, ваш случай не единственный. Если сотрудник угрожает физической расправой, напомните сотруднику о последствиях такого поведения и постарайтесь отговорить его от выполнения своей угрозы. Если результата нет, обратитесь в правоохранительные органы. Пока не прибудет помощь, постарайтесь успокоить человека, чтобы не вызывать у него дальнейшего раздражения.
Проинформируйте проблемного сотрудника
Этот пункт, наверное, наиболее трудный. Оценив угрозу, проконсультируйте работника о последствиях. Просмотрите вместе с сотрудником ваши документы и доказательства, свидетельские подтверждения и обсудите мотивы его угрозы. Напомните политику компании в отношении угроз и насилия на рабочем месте. Повторите список действий и стиль поведения, которые ваша компания считает приемлемыми или неприемлемыми на рабочем месте. Далее объясните, почему угрозы сотрудника неприемлемы.
Как бы вам не было неприятно, не пропускайте эту часть. Всегда лучше урегулировать конфликт, если это в ваших силах. Вспомните народную мудрость, что худой мир лучше доброй ссоры.
Если агрессивное поведение продолжается даже после увольнения, обратитесь к персоналу отдела кадров, заявив что-то вроде «бывший сотрудник угрожает мне», и предоставьте отделу кадров подтверждающую документацию.
Наложите дисциплинарное взыскание
После обсуждения ситуации с работником надо вынести соответствующее решение о порицании. Дисциплинарные меры варьируются от вынесения письменного предупреждения, строгого контроля за поведением сотрудника, до отстранения от должности сотрудника или немедленного увольнения. Если вы не уволите подчинённого после инцидента, сообщите ей или ему, что в будущем они должны обращаться к вам с любыми претензиями в разумной форме. Сообщите, что вправе уволить за угрожающее поведение.
Обеспечьте безопасность рабочей среды
После применения соответствующих дисциплинарных мер к провинившемуся сотруднику обсудите с его коллегами политику компании в отношении насилия и безопасности на рабочем месте. Иногда требуется предпринимать дополнительные действия для предотвращения угроз и защиты членов коллектива. Чтобы коллеги чувствовали себя в большей безопасности на своем рабочем месте, рассмотрите возможность изменения кодов доступа и дверных замков в учреждении, а также наймите сотрудников службы безопасности для патрулирования объекта.
Зачастую предупредительным «звоночком» о возможном конфликте служит вызывающее поведение сотрудника. Не игнорируйте признаки будущего взрыва эмоций, одним из которых является бесцеремонность и наглость сотрудника.
Что такое наглость (хамство) на рабочем месте?
Наглость определяется как действия или поведение, которые крайне неуважительны по отношению к начальнику и потенциально могут быть оскорбительными. Примеры дерзости включают в себя:
- крики на менеджеров или коллег;
- отказ выполнить обоснованную просьбу руководителя;
- негативное влияние на работу других;
- саботирование отношений с клиентами или сделки по развитию бизнеса.
Сюда же включаются вызывающее поведение, хвастовство несоблюдением требований и оспаривание статус-кво таким образом, который наносит ущерб организации. Не путайте хамство с рабочими спорами — это не профессиональное разногласие или частный разговор, который становится эмоциональным, а затем быстро утихает.
Вызывающее поведение и пренебрежение рабочей этикой впоследствии рискует вырасти до серьёзной угрозы, как руководителю, так и коллегам.
Невзирая на занимаемую должность, вы также имеете право на безопасность и спокойную атмосферу труда. Найти подходящих сотрудников вам поможет сайт карьерист.ру, где собраны сотни резюме и анкет соискателей.
Разместить резюме Добавить вакансию