8 ноября российскую общественность всколыхнула новость – в правительстве, отталкиваясь от «Плана мероприятий по реализации основных направлений развития государственной гражданской службы РФ на 2016-18 гг.», заявили про намерения повысить жалование государственных управленцев на 38% к концу 2018 года. Повышение планировалось обеспечить путем увеличения гарантированных окладов, компенсируя тем самым влияние на чиновничьи зарплаты инфляции – последнее время она только сокращается, к тому же последняя индексация была в 2014 году. Однако в этот же день от подобных инициатив «открестились» – это всего лишь планы, да и в свете текущей экономической ситуации их назвали «несбыточными».
И хоть слухи оказались фальшивыми, неприятный осадок все же остался – сравнение средних зарплат по отраслям экономики показывает, что государственные служащие получают выше средних зарплат по стране. И даже несмотря на введенный мораторий на повышение их жалования, средний размер зарплат чиновников на федеральном и региональном уровне в годовом выражении все-таки вырос. Но, ссылаясь на улучшение ситуации в экономике, многие эксперты продолжают утверждать, что оклады госслужащих можно было бы и поднять, хотя бы на докризисный уровень. Карьерист.ру попытался разобраться, необходимо ли работникам госструктур платить больше?
Откуда взялись 38%?
Формальный прирост зарплат госслужащих сразу больше чем на треть к 2019 году заложен в плане по развитию госслужбы на 16-18 годы, указ об утверждении которых был подписан президентом в середине августа текущего года. Но как оказалось, план может содержать любые инициативы, а вот реальных средств на это в стране нет, и подобные предложения в бюджете на будущую трехлетку отражения не нашли. Поэтому, кроме как на продолжение моратория на индексацию зарплат госслужащих на 2017-19 годы, на иные изменения чиновникам надеяться не приходится. В период 2015-16 гг. их оклады были заморожены, в связи с экономическими сложностями ее индексирование не проводилось. Более того, в период 2014-15 гг, оклады госслужащих федерального уровня были официально снижены на 10% – «пострадали» даже администрация президента и правительственный аппарат. Похожие сокращения наблюдались и на региональном уровне.
И многим это покажется справедливым, ведь по данным Росстата, средние зарплаты российских госслужащих, даже при запрете на их повышение, находятся на уровне в 40 тыс. рублей, что выше средней зарплате по стране. Еще больше это покажется справедливым, если учесть статистику роста зарплат федеральных и региональных чиновников в годичном выражении – запрет на индексацию не помешал поднять жалование центральному аппарату в сравнении с 2015 годом на 3,5% (до 100 тыс. рублей), а региональным госслужащим на 7,7% (до 39 тыс. рублей). В свете того, что многим другим россиянам, чей труд также оплачивается из госбюджета, зарплаты понижаются, вполне логично, что меры экономии будут распространяться и на чиновников.
Куда более адекватным вопрос повышения зарплат управленцев может стать в случае улучшения ситуации в экономике, но о каких-либо существенных подвижках, кроме как замедление инфляции, говорить пока не приходится.
Чиновничьи диспропорции
Но многие эксперты не согласны с этим, считая сложившуюся ситуацию несправедливой по отношению ко многим государственным служащим. Например, профессор из РАНХиГС Виктор Нечипоренко в интервью газете «Взгляд» заявил, что подобного положения дел с чиновниками не наблюдается в развитых странах. По его мнению, государственное управление является одной из самых сложных работ, поэтому оно должно оплачиваться гораздо выше простой работы. Профессор считает, зарплаты чиновников должны быть существенно выше среднего уровня, иначе на госслужбу не пойдут компетентные специалисты, что сделает невозможным эффективное государственное управление. Низкие оклады мотивируют чиновников возмещать их путем коррупционных деяний, и чтоб избавиться от этой проблемы, поднимать зарплаты управленцев крайне необходимо, считает ученый.
И его позиция вполне логична, но только по отношению ко всем гражданам, а не только к аппарату государственного управления – они-то и так получают жалование, которые выше среднего общероссийского показателя. Другой вопрос, что ситуация с зарплатами в целом по отрасли неоднородна. Средние показатели, как известно, всегда выше многих частных случаев, а поэтому, если сравнивать зарплаты управленцев в разных ведомствах, а также на разных должностях, то разница может оказаться весьма существенной.
По данным федерального портала управленческих кадров, на середину 2016 года в России трудилось больше 843 тыс. чиновников: 379 тыс. на федеральном уровне (со средней зарплатой в 100 тыс. рублей), 169 тыс. на региональном (средняя зарплата – 39 тыс. рублей), 295 тыс. на муниципальном (средняя зарплата – 42 тыс. рублей). Естественно, что даже в одной категории, в зависимости от ведомств, зарплаты могут серьезно разниться. Например, по данным государственной статистики, оклад управленцев президентского аппарата достигает 208 тыс. рублей, в то время как средняя зарплата работников Росимущества, которые также относятся к федеральной власти, составляет лишь 42 тыс. рублей.
Как рассказал RT глава экологической партии «Зеленые» Олег Митволь, больше всего не везет сотрудникам младшего звена управления. По его словам, при московском среднемесячном окладе в 69 тыс. рублей, многие управленцы I категории из обычных районных управлений могут получать по 25 тыс. рублей. Политик считает, что обеспечивать семью на такие средства невозможно, что создает подспорье для поиска путей получения неформального дохода. По этой причине в первую очередь нужно поднимать жалование работников низшего звена, а не всех чиновников в целом, ведь разница даже между руководителями и подчиненными может быть десятикратной.
Престиж государственной службы
Замороженные или сокращающиеся заработные платы, по мнению ряда экспертов, противоречат подходу, который еще несколько лет назад был направлен на повышение престижа работы в государственных органах. Реализуя такую политику, государство приоритетно поднимало оклады госслужащих – как утверждают в Росстате, за период 2002-13 гг., оплата труда управленцев увеличилась шестикратно – с 6,5 тыс. до 39 тыс. рублей. Особенно на фоне всего этого выделяется реформа силовых структур, когда в ее рамках внушительно увеличилась оплата труда в МВД, армии, спецслужбах. Это серьезно повысило репутацию государства как работодателя, повышая престиж госслужбы в целом. Но низкие зарплаты управленцев низшего и среднего звена работают против него, а колоссальная разница между окладами чиновников разных ведомств порождает нелогичные и необъяснимые диспропорции.
Даниил Кириков из Kirikov Group, чьи слова приводит «Взгляд», считает существующий принцип определения размера зарплаты в госструктурах неправильным – он отбивает у сотрудников всякую мотивацию на работу и повышает текучесть кадров. Это все отражается на качественности и эффективности чиновничьего корпуса – лучшие работники уходят в частные компании, а оставшиеся на местах куда меньше компетентны или же занимаются коррупцией. По его мнению, дело тут не только в ежегодной индексации – чтоб привлекать компетентных специалистов нужно менять сам подход: помимо зарплаты должны быть другие финансовые стимулы, например, по результатам оценки эффективности работы, не забывая, конечно же, про социальный пакет.
И это действительно так – вполне логично, что справедливые зарплаты могут быть лишь там, где работа чиновника, помимо большой ответственности, отличается продуктивностью и эффективностью. Но в условиях, когда экономическая ситуация оставляет желать лучшего, едва ли даже небольшая возможность повышения зарплат госслужащим может быть воспринята обществом положительно. Из-за повсеместной социальной несправедливости к большинству чиновников в российском социуме сложилось негативное отношение, поэтому актуальным данный вопрос может стать лишь тогда, когда россияне станут действительно жить лучше. Да и то, если только в этом будет найдена хоть небольшая заслуга государственных органов.
Разместить резюме Добавить вакансию