Способность организовать работу подчиненных – ключевое качество управленца. Именно это умение положено в основу делегирования или распределения задач между подчиненными. Это позволяет более эффективно распорядиться рабочим временем и больше внимания уделить вопросам стратегического планирования.
Преимущества делегирования
Под этим термином понимают метод передачи полномочий для решения рабочих задач от руководителя к исполнителю.
Если начальник снимает с себя часть рабочей рутины, у него появляется возможность:
- рационально распоряжаться временем;
- планировать развитие компании;
- устанавливать связи с новыми партнерами;
- работать над крупными проектами;
- анализировать качество исполнительской дисциплины.
В чем польза делегирования для развития команды:
- сотрудники чувствуют больше ответственности за выполнение важных для компании задач;
- повышают свой профессиональный уровень;
- учатся самостоятельно принимать решения;
- сохраняют дееспособность в случае отпуска или болезни руководителя.
Что мешает делегировать
Даже для управленцев с опытом передача полномочий часто является непростой задачей.
Почему многие руководители опасаются давать больше самостоятельности подчиненным? Вот основные причины:
- мнение, что начальник должен быть «универсалом»;
- страх потерять власть и авторитет в коллективе;
- стремление лично контролировать рабочий процесс;
- сомнения в профессионализме команды;
- дефицит квалифицированных кадров;
- нежелание тратить время на объяснение задач;
- непонимание важности управленческой функции.
Учимся делиться полномочиями
Успешно делегировать задачи подчиненным помогут следующие правила.
Правильно подберите исполнителя
Прежде чем назначить исполнителя, нужно понимать конечную цель той работы, которую ему необходимо выполнить. Это существенно помогает при выборе достойного кандидата.
Человек, которому предстоит выполнить задание, должен обладать соответствующими навыками либо готовностью оперативно освоить новую для себя информацию. Именно поэтому в первую очередь стоит рассматривать того сотрудника, который уже выполнял похожие поручения и успешно с ними справился.
Однако, кадровый потенциал не всегда позволяет это сделать. Поэтому есть еще один вариант – найти специалиста, который еще не имеет опыта выполнения подобных заданий, но уже успел зарекомендовать себя, как ответственный и грамотный работник.
Важно доверять своим сотрудникам. Для этого необходимо тщательно подбирать кадры. Чтобы не пришлось делегировать полномочия, кому попало, обращайтесь на Карьерист. ру. Наш сервис поиска работы поможет решить любой кадровый вопрос и предложит на выбор подходящие кандидатуры соискателей в любой сфере деятельности.
Задание должно быть конкретным
Чем подробнее и точнее поставлена задача, тем больше шансов на успех. Лучше сразу доходчиво объяснить подчиненному конечную цель поручения, чем по прошествии определенного времени исправлять его ошибки.
Чтобы результат соответствовал ожиданиям, руководителю необходимо:
- самому отчетливо представлять конечную цель;
- по возможности привести пример итоговой работы;
- обозначить критерии оценки полученного результата;
- поддерживать обратную связь, так как в процессе выполнения задания часто возникает необходимость уточнить некоторые вопросы.
Рассчитайте время
Срок исполнения задания – один из ключевых факторов его успешного результата. Прежде чем делегировать задачу, важно иметь в виду важный момент. Когда у подчиненного слишком много времени – он может расслабиться, отложить эту работу на последний момент, а затем сделать ее второпях. Если сроки предельно и максимально сжаты – также есть риск, что сотрудник не успеет справиться с заданием.
Именно поэтому делегирование требует от руководителя не только четко понимать суть вопроса, но и трезво оценивать, в какие сроки он может быть решен.
Исполнителю нужен не только контроль, но и поддержка
Адекватную помощь не стоит путать с желанием решить проблему вместо сотрудника.
Если вы понимаете, что нужно вмешаться в процесс, делайте это правильно:
- обговорите сроки для промежуточного контроля;
- заранее скорректируйте периодичность встреч;
- предупредите исполнителя, что готовы обсуждать не только вопросы, но и конкретные варианты их решения;
- если подчиненный справляется без вашей помощи, оцените его способности и похвалите.
Не все задачи можно делегировать
Прежде чем поручить исполнителю какую-либо работу, убедитесь в том, что:
- она не связана с обработкой конфиденциальной информации;
- у вас действительно есть специалисты, способные ее выполнить;
- на данный момент ваша цель – распределить рабочую нагрузку, а не переложить ответственность на исполнителя.
Тактика делегирования: чек-лист для руководителя
Чтобы эффективно распределить задачи и оптимизировать рабочий процесс, придерживайтесь следующих принципов:
- Передавайте обязанности подчиненным не для того, чтобы облегчить себе жизнь, а для пользы общего дела.
- Используйте этот инструмент как средство мотивации сотрудников и повышения их уверенности в собственном профессионализме.
- Предоставьте сотрудникам больше самостоятельности.
- Лично общайтесь с подчиненными, все поручения передавайте непосредственно исполнителю, в противном случае вам придется столкнуться с эффектом «испорченного телефона».
- Критикуйте аккуратно. Анализируя качество исполнения поручения и высказывая свои замечания по этому поводу, разбирайтесь в сути допущенных ошибок, а не обсуждайте личные недостатки и профессионализм работника.
- Обязательно отмечайте успехи подчиненных.
- Не снимайте с себя ответственность за те решения, которые принимались исполнителем в процессе выполнения переданных обязанностей.
И помните главное – залогом успешного управления предприятием является умение руководителя грамотно делегировать полномочия.
Разместить резюме Добавить вакансию