Аналитические материалы

«Не резиновая»: Минтруд снижает квоты на трудовых мигрантов

Последняя пятилетка ознаменовалась серьезными потрясениями для отечественного рынка труда. Существующие еще в 2012 году надежды рухнули в 2015 году, принеся в страну кризис, рост безработицы и массовые сокращения. Вместе с ними мы наблюдали и массовый отток трудовых мигрантов из ближнего зарубежья. Украинцы и белорусы все меньше хотят работать в России, а низкоквалифицированные таджики и узбеки, число которых растет, неспособны компенсировать такую утрату. Но в стране надеются на собственную рабочую силу.

И это уже давно не новость, последние годы в России наблюдается ужесточение миграционной политики: только за последние 5 лет официальное число трудовых квот для иностранцев было сокращено почти в 3 раза. Намерений сменить курс не высказал до сих пор никто – наоборот, на будущий год в Минтруде предлагают сократить еще 20% квот. Аналитики считают, что такие меры призваны удержать безработицу в стране, оставив привлекательные для иностранцев места россиянам. Которые, к слову, без энтузиазма смотрят на такие рабочие места. И это в условиях, когда Россию ждет демографический кризис, справиться с которым помогли бы мигранты, и расширение теневого сектора, связанное с отсутствием у россиян возможности и желания работать на формальных законных условиях.

140 тыс. приглашений

Объем привлеченной из-за пределов страны трудовой силы продолжит снижаться. Такую инициативу выдвинули в Министерстве труда, подготовив проект соответствующего постановления правительства со сниженным количеством квот для трудовых мигрантов. Согласно документу, число официально приглашенных работников не превысит 140 тыс. лиц. Примечательно, что потребности на 2018 год будут практически на 21% меньше, чем в текущем году. Обратим внимание, что на 2016 году квота составляла 213 тыс. человек, а еще в 2013 году речь шла и вообще о цифре в 410 тыс. При этом из заявленных 140 тыс. человек реальная потребность имеется лишь на 108 тыс., а остальные 32 тыс. – потенциальный резерв. Как отмечают в ведомстве, подготовленные объемы квот соответствуют потребностям работодателей и учитывают все зарубежные проекты, сотрудничество с зарубежными корпорациями и ЧМ-2018 по футболу.

Ради справедливости отметим, что объем квот будет касаться лишь трудоустройства тех лиц, посещающих Россию по визовому режиму, а для тех, кто посещает страну по внутреннему паспорту, подобных ограничений нет. А ведь они как раз и являются «локомотивом» трудовой миграции в РФ, в десятки раз превышая число «визовых» работников. Куда большим препятствием для них является стоимость патента, регулируемая каждым регионом. Чем больше в регионе конкуренция, тем дороже патент, а следовательно, тем меньше мигрантов трудоустраивается там официально. Между тем это не помешало 1,2 млн человек на данный момент официально приобрести патенты и легализоваться в России, а еще 10,5 млн человек стать на миграционный учет.

В целом власти последовательны в своей политике сокращения численности зарубежных рабочих в стране. Снижение квот примерно на 20% наблюдалось и в 2016, и в 2015 году. Притом что практически каждый год резерв квот стабильно продолжает исчерпываться.

В обосновании к документу Минтруд отмечает, что численность безработных россиян снижается. При этом количество вакансий неуклонно растет – за текущий год рост составил 19,4%, достигнув цифры в 1,65 млн предложений. В контексте этого в ведомстве констатируют снижение напряженности на рынке труда, коэффициент которой сегодня составляет 0,5 работника на одну существующую вакансию, т.е. спрос в два раза превышает предложение. С учетом этого работодатели вынуждены привлекать трудовые ресурсы «из вне», особенно на те вакансии, которые у россиян непопулярны.

Кто нужен

Необходимые объемы квот определяются исходя из запросов, которые приходят из каждого региона. В основном необходимость в привлечении работников из визовых стран возникает по позициям с высокой квалификацией, когда россиян с такими компетенциями попросту нет. Раньше это было большинство из числа приглашаемых в Россию специалистов. Они привлекаются на работу в случае реализации инвестиционных проектов, когда фигурируют иностранные капиталовложения, в случае приобретения зарубежного оборудования, требующего настройки и обучения этому персонала, использования новейших технологий и т.д.

Самый большой сегмент потребностей в иностранной рабочей силе занимает горнорудная отрасль, строительство и ремонты. Он охватывает около 45 тыс. работников. Львиная доля из них – мастера на строительные работы, они особенно актуальны для застройщиков, применяющих инновации в строительстве. Около 22 тыс. квот запросили также промышленные предприятия, а более 10 тыс. – компании по поставке и сборке того или иного оборудования. Наименьший спрос наблюдается в торговле, где потребовалось около восьми сотен продавцов. Впрочем, иностранцев работодатели стараются привлекать лишь в крайних случаях, когда в регионе острый дефицит представителей конкретной профессии или уровня компетенций.

Так, еще в сентябре Минтруд предлагал сохранить квоты для мигрантов в ряде экономических отраслей. Согласно опубликованному проекту постановления, ведомство предлагало сохранить квоты для иностранцев в выращивании сельскохозяйственных культур – до 50%, в реализации алкоголя и табачных изделий – до 15%, в грузовых и пассажирских перевозках – до 30%, а работников, занятых в области спорта – до 25%. Речь идет о квотах, которые нельзя превышать, независимо от основания для трудоустройства иностранца и его правового статуса в России.

Министерство внутренних дел до этого сообщало, что по результатам 2016 года трудовые визы получили 149 тыс. граждан других государств, высокую квалификацию среди которых имели лишь около 30 тыс. человек. Патенты же за этот период оплатили 1,4 млн человек, то есть самостоятельно легализовалось в 10 раз больше. За первые 8 месяцев текущего года российские работодатели пригласили менее 100 тыс. человек, которые уже оформлены и работают в России.

Иностранная конкуренция

Иностранная рабочая сила создает определенные проблемы российским работникам, несмотря на то, что привлекается она, по заверению чиновников, в случаях, когда россияне «или не хотят, или не могут». Как утверждает Андрей Покида из РАНХиГС, чьи слова приводит «Газета.ru», более 30% российской рабочей силы испытывает иностранную конкуренцию при трудоустройстве. Конкурентами выступают в основном те, кто приезжают на заработки самостоятельно, а не те, кого приглашают работодатели. Тем не менее эксперт считает, что существующая инициатива Министерства труда позволит расширить возможности россиян при трудоустройстве на высококвалифицированные вакансии. Да и потом, многие приезжие, даже из визовых стран, часто оценивают свой труд на порядок дешевле, чем россияне. В итоге это толкает соотечественников идти на поводу у работодателей, соглашаясь в то числе и на работу «в тени».

Понятно, что ряд областей экономики в стране испытывают откровенный кадровый голод. Как утверждает глава парламентского комитета по труду и соцполитике Ярослав Нилов, в такой ситуации работодатели физически не справятся без помощи от иностранных трудовых мигрантов и экспатов. Например, те же пассажирские и грузовые перевозки, где Минтруд предлагает установить квоты до 30% для мигрантов. Правительство дало возможность работать там, позволив трудоустраивать иностранцев с правами, выданными в других странах. При этом откровенный дефицит водителей, как считает Нилов, наблюдается лишь в столице и области, по стране же водителей хватает. Однако транспортные компании все чаще нанимают именно мигрантов: во-первых, они имеют весьма скромные зарплатные запросы, во-вторых, в отношениях с ними, работодатели все чаще позволяют себе нарушать их трудовые права, пользуясь их бесправным положением.

Парламентарий считает, что на рабочих местах не хватает стимулов для российских граждан, а ведь именно их в первую очередь необходимо привлекать к работе. В таком случае у властей есть два варианта: или стимулировать внутреннюю трудовую миграцию, поощряя переезд внутри России для молодых специалистов, или давать квоты для мигрантов, которых и приглашать не нужно. По сути, это можно сравнить со скрытым финансированием соседних стран, ведь работая даже по белому, иностранец все равно вывозит деньги за границу – туда, где его семья. Россиянам же еще и приходится конкурировать с иностранцами. Но, опять же, ради справедливости отметим, что такая конкуренция наблюдается лишь в профессиях с низкой квалификаций. Там, где требуется высшее образование, превалируют, безусловно, россияне.

Разместить резюме Добавить вакансию