До России добрались общемировые тренды – активно возвращается спрос на инженерные профессии, рабочие специальности и прочие направления, актуальные еще до массового помешательства на менеджменте и юриспруденции. Популярность обрела не только профессия разработчика – IT сегодня популярнее чего-либо, но наряду с ней молодежь вполне серьезно рассматривает медицинское и промышленное направления, поваренное дело, рабочие специальности и многое другое. При этом выбор профессии значительно снизил возрастную планку – сегодня со своим будущим определяются еще в детстве. Немудрено, что в контексте этого в больших городах растет спрос на детские профессиональные курсы, причем популярностью они пользуются как у самих детей, так и у их родителей.
Младшие испытывают к профессиональной деятельности неподкупный интерес, в то время как взрослые смотрят в будущее. Тренд не остался без внимания: в программы дополнительного образования не против вкладываться как представители частного капитала, так и власть. Закономерным результатом таких тенденций стало появление множества технопарков, городов профессий и профессиональных кружков. Какова их цель: воспитание профессионалов или банальный бизнес?
Города мастеров
Главным центром дополнительного детского образования, само собой, стала столица, имеющая колоссальный потенциал в этом вопросе. За последнее 10 лет тут выросло и успешно работает два десятка центров технологической поддержки образования, более 30 дворцов юных техников, около 50 центров молодежного творчества, 2 огромных технопарка и еще 3 города профессий. Последние, безусловно, являются новинкой для России – например, «Мастерславль», представленный в виде уменьшенной модели настоящего города, вырос в столице менее 3 лет назад. В нем представлены более полутора сотен профессий, освоить которые уже успели около полумиллиона молодых посетителей. Профессии, к слову, на любой, даже самый изысканный вкус: тут тебе и сантехники, и туристические агенты, и ветеринары, медики, учителя, аптекари дальнобойщики, железнодорожники, налоговики и многие другие.
По словам администрации, парк регулярно открывает для посетителей новые профессии и профильные мастерские, условия которых максимально приближены к реальности. Основная аудитория парка – дети в возрасте от 5 до 14 лет. Вся его прелесть в том, что это не банальная ярмарка профессий, на которые детей водят от школы, а настоящая кузня профессионалов, где школьники могут ознакомиться с профессиями интересующего их профиля на практике. Плюс, все это проходит в игровой, а иногда и командно-соревновательной манере, что вызывает у ребенка неподкупный интерес к профессиональной деятельности. В самом «Мастерславле» уверены, что город помогает детям найти свое призвание.
Для этого в парке даже разработана собственная образовательная методика, состоящая из трех ступеней и обеспечивающая детям возможность углубленно ознакомиться с теми профессиями, к которым у них есть интерес. Так, первичное знакомство происходит на этапе посещения мастерских, где детей поверхностно знакомят с теми или иными профилями. После этого они могут посетить профильные мастер-классы, где представители профессий углубленно знакомят детей с той или иной специальностью. С 2017 года в парке стартует третья ступень профориентации: дети старшей возрастной группы пройдут серию мастер-классов, подобранных по их профессиональным интересам и позволяющим им сделать выбор того, что им действительно нравится.
Российский ответ мексиканцам
Детские парки профессий последнее время «плодятся» с особым энтузиазмом. В прошлом году в столице появилась «Кидзания», которая привлекла особое внимание общественности. Так, это одно из представительств глобальной сети парков, где школьников в игровой форме знакомят с 90+ профессиями. Как и «Мастерславль», парк представляет собой город с полноценной инфраструктурой, где любой ребенок может зайти в интересующее его учреждение, ознакомиться с работой его персонала и даже устроиться туда на работу. Представители «Кидзании» уверены, что дети способны самостоятельно справляться со сложными профессиональными задачами. И чтоб понять, что им больше всего по душе, им дают возможность поработать на месте того или иного работника. Они самостоятельно тушат пожары, назначают лечение, управляют автомобилями, готовят еду и даже готовятся к полету на МКС в центре космонавтики, созданном совместно с «Роскосмосом».
Массовое появление подобных профориентационных центров детского досуга радует руководство столицы – те неоднократно подчеркивали, что вовлечение в эту работу бизнеса благоприятно отразится на рентабельности проектов и их пользе для общества. К слову, что касается самой «Кидзании», то она пришла в Россию из Мексики, где эта сеть появилась 18 лет назад и за эти годы разрослась по всему миру. На строительство российского представительства понадобилось свыше 30 млн $ инвестиций, которые, очевидно, окупят себя с лихвой. Но несмотря на присутствие иностранных представителей, подобные парки строят и отечественные бизнесмены.
Так, отечественным ответом «Кидзании» стал питерский «Кидбург», который работает уже 6 лет. Проект оказался настолько успешным, что за эти годы парк профессий разросся до масштабов сети, охватывает 7 крупных российских городов и продолжает расширяться. В одной только столице работает 4 таких парка, а еще 2 в Санкт-Петербурге, по одному в Ярославле, Ростове, Воронеже, Владивостоке и Нижнем Новгороде. Главным преимуществом своего проекта администрация «Кидбурга» считает стоимость – они осознанно не создавали дорогостоящих декораций, делая уклон больше на близкую коммуникацию с посетителями, игровой и интерактивный характер знакомства с профессиями.
Избегая колоссальных вложений в строительство, представители «Кидбурга» смогли сделать свои цены доступными для большинства категорий населения с детьми. При этом сам парк учитывает не только возрастные особенности и образовательные задачи, но и нюансы российской трудовой ментальности. И если сейчас работа ведется лишь со школьниками младшего и среднего возраста, то в будущем готовится проект и для старшеклассников, где «Кидбург» совместно с рекрутинговыми порталами планирует помогать им найти свое первое место работы.
Пойти в IT
Несмотря на необходимость всестороннего профессионального развития детей, в отельную «касту» профессиональных парков стоит выделить парки инженерной направленности. В них дети развиваются в области высоких технологий, программирования, математики, физики, роботехники, промышленного дизайна, нанотехнологий и т.д. Обучение в них гораздо сложнее и глубже, но и аудитория старше. Ярким примером является московская сеть «Кванториум», где детей старшего школьного возраста готовят по семи профессиональным направлениям.
Это позволяет старшеклассникам еще в процессе получения среднего образования пройти полноценную профориентацию или даже получить профессию. Похожим высокотехнологичным проектом является московская «Корпорация роботов». Они концептуально отличаются от городов профессий, поскольку в них детям дают уже не поверхностное представление о тех или иных профессиях, а настоящие знания и реальный трудовой опыт. Это особенно актуально для современного рынка труда, на котором IT-специальности занимают центральное место.
Впрочем, популяризацией инженерных отраслей занимаются не только технопарки, но и крупные высокотехнологичные корпорации. Например, Samsung уже 4 года сотрудничает с Минобрнауки и МФТИ в рамках проекта «IT школа Samsung», где школьников обучают программированию и ищут среди них талантов. Похожий проект на протяжении 11 последних лет реализует в России IBM. И у них уже есть множество результатов – выпускники этих школ часто заключают отложенные трудовые договоры или же сразу поступают на работу в высокотехнологичные компании столицы.
Но независимо от профиля и направленности, детские центры профессионального образования оказывают будущему государства огромную услугу. Известно, что в советское время работало масса подобных проектов, но с развалом Союза они все были закрыты. Как итог – изобилие экономистов, юристов и менеджеров, которые учились не по принципу «то, что полезно», а по принципу «то, что модно». Существующие сегодня центры способны исправить эту ситуацию – они реально влияют на изменение классического образования. Но отсутствие реформы высшего профессионального образования, как и низкая развитость отечественного рынка труда, создают определенные проблемы.
Так, после появления родительского спроса на дополнительное детское образование, на рынке появилось масса предложений. Помимо государственных проектов все активнее стали вести себя коммерческие центры, которые дают детям профориентационную информацию, часто отличающуюся от программ высшей школы и имеющую мало общего с положением дел на рынке. Очевидно, что реконструируя профессиональную деятельность в условиях города профессий, представители этих проектов создают для детей красочную картинку, которая, вероятнее всего, разобьется вдребезги еще до получения первого реального опыта по профессии. В контексте этого, сложно говорить о реальной пользе развлекательно-профессиональных проектов – скорее, это хороший способ проведения досуга. Чего, однако, нельзя сказать про высокотехнологичные проекты – школы подготовки молодых айтишников выше всех похвал, ведь за высокими технологиями будущее. Надеемся, что и будущее России.
Разместить резюме Добавить вакансию