Такая популярность темы пенсий, очевидно, надиктована значительным спросом в обществе на государственное пенсионное обеспечение. Но несмотря на потребность в государственной помощи, максимум на что она способна – сохранение жизни пенсионеров и оставление их на грани выживания, о каких-либо стандартах речь не идет. На фоне этого, естественно, и возникают самые смелые предложения реформ, которые позволят сократить уровень бедности среди пенсионеров. Но чем чревато подобное «пенсионное творчество?
Повышения и ужесточения
Центр стратегических разработок, которым руководит Алексей Кудрин, разработал пакет очередных изменений пенсионного законодательства, назвав его «Стратегия-2035». Такой информацией поделились «Ведомости», ссылаясь на документы, которые изучили журналисты, а также служащих, которые удостоверили издание в достоверности информации, изложенной в них. Президенту предлагается сформировать устойчивую пенсионную систему, которая способна сформировать «приемлемый стандарт жизни» для получателей государственного пособия. Составители стратегии подсчитали, что за последние 3 года средняя пенсия уменьшилась на 7%, но несмотря на это она продолжает быть на 50% выше ПМ для стариков. Интересно, что в 2012 году она была выше ПМ на 80%, и этот показатель планировали поднять до 200%. Но имеем то, что имеем, все дальше отдаляясь от стандартов МОТ.
Теперь у стратегов есть новое решение проблемы: систему предлагается спасти путем повышения возрастного ценза до 63 и 65 лет женщинами и мужчинам соответственно. Это якобы должно уменьшить армию пенсионеров на 9% или на 3,9 млн человек, составив 38,5 млн человек. Но повышение возрастного ценза – не единственная предлагаемая стратегия, ЦСР планирует также изменить условия для получения пенсии, повышая стаж и количество требуемых трудящимся страховых баллов. Как мы знаем, до 2024 года минимальный стаж должен быть поднят до 15 лет, но предлагается на этом не останавливаться и продолжать такими же темпами поднимать еще на 5 лет, достигнув планки в 20 лет страхового стажа.
Аналогичная история и с пенсионными баллами, минимальное количество которых за следующие 7 лет должно было достигнуть 30 – стратеги предлагают продолжать повышать их, пока планка не достигнет 52 баллов. Те, у кого баллов не хватает, как мы знаем, претендуют на получение социальной пенсии при достижении 60 и 65 лет (женщины и мужчины). Этот норматив предлагается также изменить, уравняв получателей независимо от пола и назначая социальную пенсию лишь после достижения 68 лет.
Касаются изменения и тех, кто претендует на досрочный заслуженный отдых, в частности, педагогов и медицинских работников. Сегодня их минимальный стаж для назначения страховой пенсии составляет 25 и 30 лет соответственно, но если «Стратегия 2035» таки будет воплощена в жизнь, он вырастет до 35 лет.
Не допустить сокращения пенсий
Эксперты, разработавшие пакет анализируемых документов, уверены, что данные меры позволят повысить соотношение между средней пенсией и ПМ – к 2035 году первая должна составить 130% от второго. Более того, это позволит максимально сократить расходы госбюджета на ПФР, вплоть до отказа от бюджетных трансферов и перехода на «самоокупаемость». Что же касается соотношения со средней зарплатой, то оно должно сохраниться на существующем уровне, который сегодня составляет 37% (13,6 тыс. рублей средняя пенсия и 36,7 тыс. рублей средняя зарплата). Иными словами, разработанные меры не помогут повысить уровень пенсионного обеспечения – они лишь могут помочь избежать его снижения. Во всяком случае, эксперты так думают.
Вообще от представителей ЦСР и от его руководителя Алексея Кудрина в частности неоднократно приходилось слышать про повышение пенсионного возраста как панацею для российской пенсионной системы. Мол, число пенсионеров с каждым годом растет, в отличие от трудящихся, число которых неуклонно снижается. Это в итоге приводит не только к старению населения, но и к дефициту Пенсионного фонда, ведь поступления в него, по мере уменьшения числа трудящихся, неизбежно падают. В контексте этого чиновники постоянно указывают на европейский опыт, где повышение пенсионного возраста практикуют большинство стран, в том числе и экономически успешные. Правда, про уровень жизни в странах ЕС, как и про размер зарплат, принято стыдливо отмалчиваться. В любом случае разработанные предложения, пока они не вынесены на обсуждение, остаются не больше, чем предложения – ни в правительстве, ни в Кремле официальных заявлений по этому поводу не делалось.
Разработчики стратегии, вероятно, опираются на данные ПФР, согласно которым средний страховой стаж при выходе на пенсию составляет 34 года, а количество баллов превышает 100-110. Получается, что при грубом округлении россияне зарабатывают около 3 баллов за 1 год трудового стажа. При опять же грубом пересчете на сегодня, такое количество баллов зарабатывается при уплате взносов из зарплаты в 22 тыс. рублей. Если инициативы, изложенные в «Стратегии 2035» найдут отражение в законодательстве и минимум для получения пенсии будет установлен на уровне в 52 балла, то в среднем гражданам придется собирать их на протяжении 17 лет. Но это в усредненном выражении. Поскольку 1 МРОТ дает право лишь на 1 балл, тем, кто получает на протяжении жизни невысокую зарплату, скажем 15 тыс. рублей, придется копить 26 лет. Что ждет получателей минималки, читатель понимает и сам…
На рынок труда
Многие эксперты и правозащитники согласны с тем, что повышение пенсионного возраста действительно может дать некоторую экономию средств, но кто на этом сэкономит и сколько – вопрос совершенно другой. Очевидно, что делиться сэкономленными средствами с пенсионерами никто не намерен – госбюджет и без того испытывает дефицит. Тогда о какой «устойчивой пенсионной системе» идет речь, и за какой счет будут достигаться «приемлемые стандарты жизни»? Сохранение пенсий на том уровне, на котором они находятся сегодня, не дает пенсионерам уверенности в завтрашнем дне, а некоторым даже не обеспечивает должного пропитания. Повышение пенсионного возраста, как и повышение требований для получения пенсий, поставит граждан преклонного возраста не в самое удобное положение. Единственный выход, который останется у них, это продолжать трудовую деятельность. Тут как раз и начнутся проблемы.
Не секрет, что найти работу в возрасте 50+ задача не из простых, а в провинциальных городках такая «миссия» и вообще невыполнима. Представители старшей возрастной группы не перестают сетовать на работодателей, для которых возраст кандидатов зачастую куда важнее профессиональных компетенций. В итоге люди остаются без работы и средств на существование, ожидая долгожданного выхода на пенсию. Что произойдет в случае повышения пенсионного возраста? Очевидно, армия безработных попросту продолжит расти, регистрируясь в центрах занятости в попытке получить хоть какое-то пособие по безработице.
А как быть с теми, кто задействован на сером рынке труда? Повышение требований для получения пенсии в первую очередь ударит и по ним, ведь именно их работодатели нарушают закон и отказываются от уплаты страховых взносов, лишая своих сотрудников пенсионных прав. Но чиновники в этом случае поступили проще всего, переложив всю ответственность на граждан: мол, не забывайте, цвет вашей зарплаты напрямую влияет на размер пенсии. Хотя по закону контролирующие функции находятся как раз у государства. Получается, что государственный аппарат признает собственное бессилие, подтверждая неспособность обеспечить соблюдение правил, которое оно же и установило.
Отдельно обратим внимание на число отказов в назначении пенсии. Как мы уже писали, число отказов по формальным причинам продолжает расти – тут тебе и нехватка баллов, и маленький стаж. Чиновники не особо обращают внимание на то, что все это грехи работодателей, отдуваться за которые приходится трудящимся. Хотя и на этот случай есть решение – в Минтруде уже разработали проект постановления, позволяющего россиянам докупать недостающие пенсионные баллы… Почему-то создается впечатление, что государство разворачивает активную борьбу против пенсионеров, и очень хочется, чтоб это впечатление оказалось ошибочным.
Разместить резюме Добавить вакансию