Аналитические материалы

«6 вопросов о МРОТ»: главное о минималке и прожиточном минимуме

2fc566e0978c584404e41f5a287e0e4d

В начале мая премьер-министр Дмитрий Медведев поручил членам правительства разработать законопроект, согласно которому минимальная зарплата будет уравнена с прожиточным минимумом. Соответствующий нормативно-правовой акт должен быть внесен в правительство до 20 мая – он должен определить в каком порядке и какими темпами будет производиться уравнивание показателей МРОТ и ПМ. Сегодня минимальная зарплата составляет 7,5 тыс. рублей, с 1 июля она должна вырасти до 7,8 тыс. рублей, но это все равно далеко от ПМ в 10,4 тыс. рублей, установленного для трудоспособного населения.

В какие сроки произойдет уравнивание пока не известно. Эксперты, как и чиновники, не берутся делать конкретных прогнозов. Премьер и отдельные члены правительства неоднократно утверждали, что это дело ближайших нескольких лет, хотя в законодательстве данная норма фигурирует на протяжении последних 15 лет. Почему нарушаются нормы Трудового кодекса? Карьерист.ру попытался ответить на этот и другие главные вопросы, окружающие ситуацию с минимальной зарплатой.

Почему не 15 лет назад?

Норма о соответствии МРОТ прожиточному минимуму трудоспособного населения, установленному на всей территории РФ, появилась в трудовом законодательстве одновременно с введением нового Трудового кодекса, действующего с начала 2002 года. Несмотря на наличие прямого требования законодательства, российское правительство не может уравнять МРОТ и ПМ все последние 15 лет. Возникает вопиющий парадокс, когда миллионы трудящихся россиян не только в теории, но и на практике, зарабатывают меньше, чем им необходимо для обеспечения минимального уровня жизнедеятельности. Так что нынешнее указание премьера не стоит считать сенсацией или каким-то достижением – по факту это исполнение требования закона, но просто с 15-летней отсрочкой. Естественно, о какой-либо компенсации гражданам, потерянных по вине правительства средств (именно по вине правительстве, ведь лишь оно правомочно определять размер МРОТ своим постановлением), речь не идет.

15-летняя отсрочка же обусловлена банальным отсутствием средств, негативным отношением финансового блока правительства и отсутствием политической воли. Что изменилось сегодня? Финансовый блок по-прежнему против, но на носу президентская кампания, и поэтому для электората нужны новые социальные «плюшки». К тому же нефтегазовые доходы превзошли ожидания, и появились лишние деньги. Многие эксперты проводят аналогии с единовременными выплатами пенсионерам – как только президент проявил политическую волю, деньги сразу нашлись. В любом случае без дополнительных источников финансирования не обойтись – главное, чтоб это не привело к сокращению других социальных расходов.

Когда произойдет уравнивание?

Единой позиции по срокам не существует – премьер лишь потребовал подготовить документ до 20 мая, этапов же повышения никто не регламентировал. Ситуация осложняется и тем, что представители Трехсторонней комиссии, отстаивающие права профсоюзов и работодателей, видят ситуацию по-разному. Вполне логично, что бизнес настаивает на поэтапном увеличении МРОТ, профсоюзы требуют единовременного уравнивания, так как исполнить закон нужно было уже давно. Интересно, что в ответственных за подготовку документа ведомствах также не называли сроков, ссылаясь на свою неготовность обсуждать эту тему. Все это очевидно вызвано слишком коротким промежутком времени, за который чиновники должны разрешить столь сложный вопрос.

Хотя в Минтруде уже имеют некоторые соображения по этому поводу. В февральском интервью «РБК» министр труда Максим Топилин говорил про необходимость диалога на региональном уровне, но тогда речь шла о регионализации минимальной зарплаты, без привязки к федеральному ПМ. Учитывая, что МРОТ составляет 70% от ПМ, Топилин предлагал уравнивать эти показатели с шагом в 10% в год – к 2018 году до 80%, к 2019 – до 90%, и к 2020 – до 100%. Однако это было лишь предположение – Минфин и представители бизнеса вполне могут настоять на более длинном плане.

Кому будет выгодно повышение МРОТ?

Если следовать экономической логике, которую поддерживает большинство российских экспертов и экономистов, то от повышения МРОТ выиграют практически все, кроме тех, на чьи плечи лягут эти самые расходы. Первые, очевидно, это работники низшей зарплатной сетки – получая зарплату ниже ПМ, они физически не могут быть финансово самостоятельными, что ставит их в зависимость от членов их семей. Понятно, что повышения их зарплаты благоприятно скажется на их благосостоянии и уровне жизни, хотя все это относительно, ведь даже на 10 тыс. рублей (нынешний ПМ) прожить в России крайне сложно. В конце концов, уравнивание МРОТ и ПМ вовсе не означает значительное повышение МРОТ – последние месяцы ПМ постоянно снижался.

Положительный эффект получит и бюджет, поскольку вырастут поступления в страховые внебюджетные фонды, что позволит сократить межбюджетные трансферты. Выиграет и экономика в целом – повышение МРОТ позволит легализовать часть фонда серых зарплат, правда, лишь в случае, если работодатели не станут уклоняться от этого.

Работодатели – активные противники повышения МРОТ, ведь их расходы ожидаемо вырастут. Кстати, вырастут и бюджетные расходы – как неоднократно заявляла вице-премьер Ольга Голодец, почти 5 млн бюджетников получают зарплату на уровне МРОТ. Правда, часть денег вернется в бюджет за счет все тех же социальных взносов и уплачиваемого НДФЛ.

Почему МРОТ так важен для россиян?

МРОТ – это минимальный уровень зарплаты, ниже которого работодатель может платить сотрудникам лишь в случае совместительства или неполной занятости. Отметим, что даже в случае отработки полного рабочего дня, работник может получать меньшую зарплату, поскольку именно с МРОТ исчисляется 13% НДФЛ. Кроме того, МРОТ в отдельных случаях влияет на размер пособия по нетрудоспособности, в частности, в случае, когда трудовой стаж составляет менее полугода. Важен он и для ИП – страховые взносы для предпринимателей прямо пропорциональны размеру минимальной зарплаты. Хотя от такой привязки чиновники уже неоднократно предлагали отказаться – это делает нагрузку на работодателей непредсказуемой.

Несмотря на формальное значение уровня минимальной зарплаты для населения, многие эксперты уверены, что повышение этого значения не способно привести к повышению уровня оплаты труда. В конце концов, ничего не помешает работодателям, экономящим на рабочей силе, перевести сотрудников на неполный рабочий день, сохраняя уровень оплаты труда на том же уровне. Так что в контексте всего этого, плавное повышение МРОТ представляется более предпочтительным – это, вероятно, снизит финансовую нагрузку на работодателей и позволит отказаться от «репрессий» по отношению к персоналу.

Может ли прожиточный минимум быть понижен?

Практика показывает, что да, прожиточный минимум может быть понижен, что мы и наблюдаем достаточно часто. Этому способствует статистический характер показателя, рассчитываемый исходя из количества калорий, необходимых человеку для выживания, и стоимости продуктов, которые ему необходимы для набора такого количества калорий. Такая методика была разработана еще в советские времена, и обусловлено это было тем, что вся надежда была лишь на силы собственного государства – подавляющее большинство продуктов производилось самой страной. Например, вполне очевидно, что для нормальной жизнедеятельности большинство калорий, набранных человеком, должны быть получены за счет мясной продукции, но так как она была дорогой, аналогичное количество калорий набирали за счет более дешевой продукции, например, хлеба или круп.

Такой подход порождает массу возможностей для манипуляций с продуктовой корзиной, стоимость которой и определяет прожиточный минимум. Так, чтоб ускорить уравнивание МРОТ и ПМ, властям достаточно будет снизить количество потребляемого в году мяса, заменив его, скажем, повышенным количеством гречневой крупы. Это позволяет понижать величину ПМ даже при растущей инфляции, без особых усилий приближая к нему размер МРОТ.

Нужен ли России федеральный МРОТ?

Дискуссия по поводу регионализации МРОТ возникла в контексте его уравнивания с ПМ и продолжает точиться до сих пор. Те, кто поддерживают идею определения МРОТ на уровне субъектов федерации и привязки его к региональному ПМ, указывают на разный уровень жизни в разных регионах страны. Величина прожиточного минимума в разных регионах может отличаться более чем в 2 раза, и в контексте этого нелогично определять единую минимальную зарплату для всей России. Максим Топилин неоднократно заявлял, что такой подход приведет к «переоценке рабочей силы» во многих регионах и в итоге надавит на бизнес, лишив их права для адаптации к новым «правилам игры», что очень странно слышать из уст представителя социального блока правительства. В конце концов, почему не говорить о том, что в других регионах, где ПМ выше среднего по стране, стоимость рабочей силы будет занижена?!

Министр труда даже говорил про разработку соответствующего документа, обеспечивающего регионализацию МРОТ. Однако, в последний момент, по неизвестным общественности причинам, от этой идеи в кабмине отказались, что подтвердила 2 мая Ольга Голодец. Как чиновники будут компенсировать возможные диспропорции, мы узнаем совсем скоро – 20 мая в правительство уже должен быть внесен итоговый законопроект.

Разместить резюме Добавить вакансию