Как много молодых и не очень людей «тужатся» ради менеджерского кресла и карьеры управленца?! Сколько их таких, скажем, настоящих маститых технарей, потративших по 10-15 лет, заслуживших имя и опыт, а может даже воспитавших новое поколение, и бросивших все ради непонятного желания управлять людьми, ради власти над их судьбами. И судя по многим примерам руководителей, которые встречались, наверное, каждому второму из нас, далеко не все понимают, что управление персоналом – это тоже профессия, а не Олимп, предоставляющий сытное и безбедное будущее.
Чтоб руководить людьми на достойном, продуктивном уровне, без обучения не обойтись. Да и многие забывают, что управленский труд сложнее и неблагодарнее многих других позиций – не всем быть «генеральными» или «финансовыми». Но поток тех, кто стремится занять кресло «у руля» лишь увеличивается – каждый второй чувствует, мол, управление людьми – это его. Что их так тянет туда? Очевидно, всю эту толпу потенциальных менеджеров питает масса мифов и заблуждений о менеджерской работе. Мы постараемся разоблачить самые основные. Глядишь, еще и какого-нибудь специалиста толкового спасти сможем.
Миф №1: Крутая зарплата
Это, наверное, самый главный мотиватор, который «толкает на амбразуру» каждого первого юнца, желающего занять позицию менеджера. И тут, кстати, не всегда удастся поспорить – большинство топ-менеджеров действительно получает крутую зарплату. Но ключевое здесь – это самое «топ», а ведь в высшую касту путь открыт лишь избранным. Предел карьеры для большинства, это среднее звено, а тут ситуация с зарплатой далека от представлений масс. Нет, конечно, тот же «начальник отдела» или «руководитель направления» получают несколько больше, чем те ключевые специалисты, которыми они управляют, но это самое несколько обычно не превышает 20% от средней ставки. Но за эти деньги ему приходится нести ответственность за весь коллектив и проводить на работе явно больше времени (да, именно так происходит в нормальных компаниях), решать конфликты, выслушивать претензии высшего руководства (обычно с матами и брызжущей слюной (так в нормальных компаниях тоже происходит))…
Да, у менеджеров есть еще и переменная часть дохода. У тех, кто руководит продажниками, она составляет даже большую часть от зарплаты. А бонусы – штука очень переменчивая. Ее можно сравнить с партией в покер: у тебя есть исходные фигуры, от которых зависит твой профит. Руководство ставит серьезную планку, и ее достижение зависит исключительно от удачи, ну и от исходных фигур, над которыми ты вроде бы имеешь власть, но по факту они все делают сами. Бывает, что они не подводят, и ты выигрываешь. Но если подводят… рано или поздно тебя просто выбросят из-за покерного стола! Да и потом, представьте, как это вообще, ходить на работу не до конца понимая, какой в этом месяце будет твоя зарплата. Хотя, единицы все же умудряются получать действительно крутой оклад.
Миф №2: Привилегии
Привилегии – понятие растяжимое: кому-то абонемент в фитнес-клуб, а кому-то корпоративная пенсионная система… Если серьезно, то привилегии конечно есть у большинства управленцев: все тот же оплачиваемый сотовый или такси из аэропорта. Ну чем не привилегии? Только наряду с приятностями, такие управленческие плюсы – еще и одновременный поводок для высшего руководства. Корпоративная связь? А попробуй не сними трубку в 2.40 утра – у креативного директора возникла идея, которой он должен срочно поделиться! Такси из аэропорта? Ну и что, что все были на выходных дома, и сейчас в 6 утра понедельника тебе приходится ехать из Шереметьево сразу на работу… Чувствуешь гордость от собственной привилегированности? Конечно, могут встречаться действительно достойные «вкусняхи», вроде бизнес-класса, щедрых командировочных или хорошей медицинской страховки – но это ведь только для единиц!
Миф №3: Глобальность задач
Считается, что руководитель, руководя персоналом, решает масштабные задачи для компании. Логично: если в подчинении много людей, каждый из которых выполняет свою мелкую функцию, то почему бы менеджеру не решать задач стратегического плана? Не заблуждайтесь, так бывает редко, да и то в фильмах. Если включить логику, то решение задач крупного масштаба, это скорее функция компании, на которую работает менеджер, чем свойство отдельной позиции. Вообще, российские компании часто практикуют модель, когда менеджеры среднего звена вообще ничего не решают, лишь неся ответственность за выполнение процесса, порученного его подчиненным. Мол, должен же быть крайний, если что?! Только вот этот самый «крайний» не имеет ничего общего с созданием продукта – они так могут годами стоять в сторонке, и просто поддерживать процесс производства, наблюдая за профессиональным ростом своих подчиненных. Впрочем, для многих такой пост – предел мечтаний. Что ты понимаешь вообще, я, мол, менеджер!
Миф №4: Построение стратегии
Руководитель – это как шахматный гроссмейстер, не просто наблюдающий за самостоятельным движением фигур на доске, а выстраивающий стратегию поведения этих фигур… и многие действительно в это верят. Самое интересное, что менеджеров даже часто обучают стратегическом планированию, проводят для них специальные тренинги, на которых бизнес-тренера с умным видом отрабатывают свой гонорар, рассказывая руководителям о важности применения сложных стратегических конструкций. Стоит ли говорит о том, что это пустая трата ресурсов? В реальности решения стратегического плана в компании принимает кто-то один. В крупных компаниях это совет директоров, в мелких – все тот же «генеральный». Все остальные «инсинуации» – не больше чем попытка уточнить смысл главной идеи, спущенной свыше. И тогда получается, что ты уже не строишь стратегий, а лишь «упаковываешь» в нее чей-то замысел кого-то сверху. И эту роль выполняют все работники компании, а не только менеджеры.
Миф №5: Свободное время
Руководители – это априори свободные люди, вольные самостоятельно распоряжаться собственным рабочим временем. И если их нет в офисе в 10.30, то они обязательно спят и «подтянутся» лишь после обеда, чтоб провести оперативку. Такая мысль родилась слишком давно, и во многих компаниях старого образца, где любой руководитель, у которого есть подчиненные, считается царьком местного масштаба, так и происходит. Но современный менеджмент постепенно отходит от этого, забивая время руководителя массой задач, не связанных с управлением его непосредственными подчиненными. Все эти деловые завтраки, посещение клиентов, встречи с подрядчиками, переговоры с партнерами и поставщиками… редко когда это происходит в офисе компании, поэтому менеджерам среднего звена часто приходится мотаться по городу, зато на бесплатном такси и с телефоном, который выдан начальством. Ну разве это работа? Так, развлечение… так что да, если начальник не на месте, то он точно не работает.
Миф №6: Власть над подчиненными
Очередной стереотип, порожденный советским прошлым и постсоветским настоящим, возвращающий нас к исходной «Начальник=Бог». Нет, деспотов, тиранов и прочих самодуров, которые способны управлять жизнями подчиненных даже за пределами их рабочего места, хватает. Но это встречается, как правило, в государственных службах, госкорпорациях и крупных промышленных предприятиях. В современных компаниях практикуется партнерский формат взаимоотношений с персоналом, ведь хамство и деспотия могут привести к потере ценного сотрудника, что часто вызывает затруднения для небольших компаний и, конечно же, отражается на зарплате менеджера. А потом еще и окажется, что специалиста такого на рынке труда и днем с огнем не сыщешь…Так что конструктив, дипломатичность и вежливость – вот главные качества менеджера среднего звена в нынешних компаниях.
Если же вам попался другой типаж руководителя, сравнивающего себя с Богом на этом празднике жизни, 8 раз подумайте, нужен ли вам такой руководитель. Это российские реалии и пережиток прошлого – с адекватными корпоративными отношениями такое поведение не имеет ничего общего.
Миф №7: Карьерный рост
Мы часто слышим, что менеджерские точки становятся отличным фундаментом для карьерного роста. Мол, расти можно в любом направлении, главное – это добраться до руководящего кресла, а дальше попрет! И совсем нет разницы, это машиностроительный завод или сеть супермаркетов… Хотя любому адекватному человеку понятно – разница-то есть, и она огромна. Очевидно ведь: не зная отрасли, в которой ты планируешь управлять, занять руководящую должность можно либо через постель босса, либо через лоно матери… ну, иногда еще помогает кошелек отца. Но даже они никогда не помогут завоевать авторитет у специалистов – они-то распознают профана в первый же день. И тогда начнутся смешки, пренебрежительные ухмылки, и прочие прелести. Попробуйте поуправлять людьми, осведомленными в полной вашей некомпетентности. Так что даже если у руководителя и есть менеджерское или HR образование, без профильных знаний ему не обойтись. Причем уровень этих знаний должен быть очень высоким, иначе подчиненные будут попросту манипулировать показателями. А иначе никак…
Да и потом, конкуренция между менеджерами любого звена самая высокая на рынке труда – каждый второй хочет быть начальником, хотя становится им лишь каждый тридцатый. А еще куча тех, кто вовремя успел занять свое место и впиться в него клыками так сильно, что с него – только на пенсию. Суровая реальность, ничего с этим не поделаешь, и все вышеописанные мифы продолжают рождать армию потенциальных руководителей. Но в нашей жизни все, как известно, имеет свою цену. И стоит ли оно того – вопрос сугубо индивидуальный.
Разместить резюме Добавить вакансию