Аналитические материалы

«Зона бюджетных расходов»: почему ОЭЗ признали неэффективными?

istock_000005653840karge

Счетная палата, на основании экономических итогов прошлого года, провела анализ эффективности особых экономических зон, введенных в России еще 11 лет назад. Озвученные итоги переполнены критикой со стороны аудиторов: мол, какого-либо ощутимого экономического эффекта так и не достигнуто, учреждение рабочих мест проходит медленно, затраты на проект постоянно увеличиваются, при том что их рентабельность падает. В общем, несмотря на все ожидания, ОЭЗ так и не смогли стать тем фундаментом, на котором должна была быть построена новая национальная экономика.

Но с очевидным негативом согласны не все – например, в Министерстве экономического развития, которое является куратором проекта, говорят, что негативный опыт тоже опыт, намекая на его полезность в будущем. Тем более что с 2015 года в России создается новая форма таких зон, названных территориями опережающего развития. Но за эффективность нового института, также направленного на развитие национальной экономики, чиновники ручаться не готовы. Что не устроило аудиторов и какой опыт получили в Минэкономразвития благодаря особым экономзонам?

Рабочих мест, как и налогов, мало

В своем докладе, Счетная палата озвучила 3 основные претензии в сторону созданных экономических зон, первая из них касалась рабочих мест, вернее, их отсутствия. Мол, за 11 лет существования института было создано всего-навсего около 20 тыс. рабочих мест, на которые выделялись бюджетные средства. В среднем на одно такое рабочее место из госказны было выделено около 9 млн рублей, а если к этой цифре добавить и количество инвестиций, вложенных участниками программы, то стоимость одного рабочего места превышает 20 млн рублей. Даже при колоссальной отдаче, сложно представить, как долго эти самые рабочие места будут окупаться. Но еще больше чем они, внимание Счетной палаты привлекли налоги, объем которых уж никак не соответствовал ожиданиям инициаторов реформы. Так, на начало текущего года, за все время существования ОЭЗ, они уплатили в бюджет около 39 млрд рублей налогов и сборов, при том что предоставленные им фискальные преференции составили около 28 млрд рублей.

Businessmen falling down toward the economic crisis

Как утверждают аудиторы, из 26 ОЭЗ, существующих в стране на начало 2017 года, относительная эффективность отмечается лишь в 4-х, да и то лишь потому, что они изначально находились в инвестиционно-привлекательных областях с уже созданным положительным предпринимательским климатом. Это касается Липецка, Самары, Питера и Елабуги – во всех остальных какой-либо эффективности замечено не было, или же они вообще не действовали. Не меньше критики посыпалось и относительно законодательства, регулирующего как деятельность зон, так и территорий, которые должны стать преемниками ОЭЗ.

Счетная палата утверждает, что за все время работы зон, кураторы не представили какой-либо конкретной стратегии их развития, хотя те же территории опережающего развития за последние 3 года создавались десятками. Кроме того, не было конкретного проработанного механизма создания зон, а заявки от субъектов федерации оформлялись с регулярными нарушениями. Под создание этих самых зон из земельного фонда выделялись огромные территории, но за 11 лет 65% из них остались невостребованными.

Нужно отметить, что такая резкая критика со стороны государственных аудиторов раздается не впервые – в прошлом году они уже закрыли 8 неэффективных зон, бюджетные расходы на которые составили свыше 3 млрд рублей. Всего же за последние 11 лет было создано 36 таких организаций, из которых свою работу продолжают около 20. Общий объем инвестиций со стороны участников программы составил немногим меньше 220 млрд рублей, хотя изначально речь шла о 650 млрд рублей.

Расходы только растут

Такое положение дел, как утверждают докладчики, вызвано исключительно управленческими пробелами, и виновато в этом как Министерство экономического развития и руководство субъектов федерации, так и управляющие компании, которые руководят зонами изнутри. Никто из них не ведет мониторинг показателей эффективности вложенных инвестиций, рентабельности, окупаемости и т.д. При этом о снижении расходов на эти проекты говорить не приходится, а требования главы государства относительно оптимизации бюджетных инвестиций вообще игнорируются. На начало текущего года, например, неиспользованными числились 18 млрд рублей, хотя их вполне могли пустить на создание инфраструктурных объектов зон или же вернуть в бюджет. Более того, государственные аудиторы говорят про рост затрат, решения о которых принимаются с откровенными нарушениями и могут вылиться в нецелевые растраты.

i

Так, достаточно показательным для аудиторов стал пример калужской зоны, на которую в 2016 году было дополнительно выделено свыше 3 млрд рублей. У аудиторов возник вполне закономерный вопрос, куда выделяются деньги, если 2 года назад на возведение инфраструктуры зоны уже было потрачено 2,5 млрд, и этих денег тогда хватало на все? Теперь же на половину из возводимых сегодня объектов понадобилось еще 3 млрд рублей. Не менее показательной является пример зоны в Астрахани, которую государство изначально вообще не планировало финансировать из госбюджета, однако в прошлом году выделило полмиллиарда рублей. В целом же уставной капитал программы вырос на 5 млрд рублей только за прошлый год, хотя эффективность их расходования оставляет желать лучшего.

В следующие 3 года, по данным «Газеты.ru», серьезные вливания ждут и пятигорскую зону «Курорты Северного Кавказа», в которую направят около 13 млрд рублей, хотя еще почти 7 млрд неиспользованных средств лежит «мертвым грузом» на счетах управляющей компании. В контексте этого, претензии Счетной палаты представляются очень даже справедливыми, хотя в Минэкономразвития смотрят на эту ситуацию с куда большим оптимизмом.

Отрицательный опыт тоже полезен

В Минэке выводы аудиторов не разделяют – по мнению представителей ведомства, за время существования особых экономических зон был накоплен огромный опыт работы, причем как негативный, так и позитивный, и именно он позволяет давать адекватную оценку деятельности каждой отдельно взятой зоны. Негатив в их работе также будет учтен и его нельзя считать менее полезным, чем позитивные результаты работы. При этом чиновники настаивают, что уже учли все отрицательные моменты, в результате чего десять зон было ликвидировано ранее срока, а те, у которых заметили рентабельность, были переданы под региональное крыло. Сейчас, по словам представителей министерства, уже разработаны новые нормативные акты, регулирующие порядок создания таких зон: теперь региональное руководство будет заниматься вопросами организации зон, а в министерстве будут утверждать целесообразность их реализации с точки зрения рентабельности инвестиций.

8211681_m

Вообще в министерстве уверены, что проект ОЭЗ состоялся.
В качестве аргументов говорят про 550 новосозданных компаний, 92 из которых привлекли иностранные инвестиции. Вопреки цифрам аудиторов в министерстве уверены, что таможенные сборы и налоги, выплаченные резидентами, составили свыше 52 млрд рублей, а это более 40% от вложенных из федерального бюджета средств. В связи с этим в министерстве делают очевидный вывод: окупаемость зон неоспорима, и если в это все вкладывались миллиарды и ждали больше 10 лет, то можно подождать и еще чуть-чуть. Мол, инфраструктура уже построена, проекты начали воплощаться, скорость окупаемости растет… Такими темпами 100% окупаемости можно ожидать, по мнению Минэка, в ближайшие 4-5 лет. Так что еще немного придется подождать.

И с этим проблем нет – в Кремле привыкли ждать результатов, тем более что ОЭЗ – это детище непосредственного руководства страны. Их создавали по «спущенной сверху» бумаге и усиленно «пичкали» деньгами, надеясь на бурный рост количества рабочих мест, налоговых поступлений и прочих показателей эффективности. Но социалистическая инвестиционная модель столкнулась с российскими бюрократическими реалиями и стала очередным поводом для нецелевого расходования бюджетных денег и коррупции, параллельно создавая положительный имидж кураторов проекта. Правда, положительным он был лишь до того момента, пока не стало очевидным, что 10 лет работы не принесли никаких положительных результатов. Хотя, если верить чиновникам, отрицательный результат ведь тоже результат!

Разместить резюме Добавить вакансию