Аналитические материалы

Жить в России становится дороже: Росстат зафиксировал рост цен в январе

0bc8c64d408ebaba437bab70da13b021

Несмотря на заметный спад спроса после новогоднего ажиотажа, розничные продовольственные цены продолжили свой рост. Как следует из данных Росстата, подорожало практически все: проезд, лекарства, большинство продуктов питания, бытовые услуги и даже собственные похороны – общий продуктовый рост в годовом выражении составил 5%, а в месячном – около 1%. Интересно, что рост цен наблюдался по всей России, но с разной динамикой – например, в Крыму цены росли в два раза быстрее, чем в Москве. Примечательно и то, что подорожание отдельных продуктовых групп проявляло разные показатели – плодоовощная продукция росла быстрее, чем фруктово-ягодная.

Как ни странно, но нашлись и позиции, которые наметили устойчивую динамику падения цен.
В частности, подешевели отдельные виды каш, некоторые фрукты, стоимость услуг общепит, интернет и даже отдельные туристические туры. Но несмотря на это, даже Центральный банк признает: сами россияне даже не пытаются верить в снижение стоимости жизни в будущем. А исходя из представленных статистами показателей, получается, что отдых и прочие не самые востребованные услуги и товары дешевеют, а то, что входит в список первой необходимости дорожает. Карьерист.ру попытался выяснить, так ли это.

Еда «по минимуму»

Как сообщает Росстат, с января 2016 года продукты в России в среднем выросли в цене на 5%, что в целом соответствует официальному уровню инфляции по стране. За последний месяц их рост составил 1%, а если учесть и непродовольственные товары, то и того меньше – всего 0,6%. Условный продуктовый набор (так сказать «по минимуму»), которого среднестатистическому россиянину должно хватить на месяц пропитания, в январе обошелся в 3,7 тыс. рублей, подорожав лишь на 1%. Однако усредненное выражение далеко не объективно, если рассматривать региональный разрез. Например, на Чукотке его стоимость составляет 8,4 тыс. рублей, в то время как в Курске – 3,06 тыс. рублей, в Москве – 4,5 тыс., а на Сахалине – 5,4 тыс. рублей.

Если же рассматривать отдельные виды продуктов, то, очевидно, те, которые выросли больше всего видимо не вошли в продуктовый минимум. Например, овощи и фрукты: помидоры и огурцы выросли на 21-23%, виноград на 11%, лук на 7%. А вот цитрусовые, наоборот, подешевели почти на 8%. Молочка в среднем подорожала на 1%, сыры, рыба и копченые рыбные продукты – на 1,5%. Несмотря на стабильный зимний спрос, подешевели крупы – гречка и пшеничная каша упали в цене на 0,8-1%. На столько же стало дешевле питаться в российском общепите – кафе и рестораны снизили цены на 0,7-1%.

c496e31c9b262894999828afe2cd6bd288eedc0b

Больше чем продовольствие выросла в цене непродовольственная группа товаров – тут годичный рост превысил 6,3% (от января к январю). Довольно заметный рост проявляли в январе лекарственные препараты – антисептики и сердечные препараты выросли на 2-2,5%, противовирусные и противопростудные препараты выросли на 3%, разного рода настойки и прочие не самые популярные медикаменты подорожали на 4-5%. Выросли и противовоспалительные препараты – в среднем на 2%.

Кроме этого, Росстат выделил ряд других непродовольственных позиций, которые стандартно растут в цене: это горюче-смазочные материалы – в среднем на 2%, автомобильная продукция и комплектующие – на 1%, табачная продукция, посуда, стекольная продукция, гранулированный сухой корм – на 1%.

Услуги быстрее товаров

Что касается предоставляемых россиянам услуг, одним из самых существенных показателей роста проявили себя отдельные виды общественного транспорта. В частности, проезд в трамваях, троллейбусах и метро в среднем подорожал на 11%, муниципальные автобусы и маршрутки подняли стоимость проезда на 3-7%, проездные билеты подорожали почти на 7%. Интересно, что более дорогостоящие виды транспорта, наоборот, подешевели. Снизили стоимость авиакомпании – экономкласс стал доступнее на 1%, подешевели услуги таксистов – на 0,3%, подешевели Ж/Д билеты на дальние направления – снижение составило около 6%. Следуя общей тенденции дальних направлений, подешевели и некоторые виды туристических услуг. Например, почти на 2% дешевле стали поездки в европейские страны и Азию, правда, кроме Таиланда – стоимость поездок туда, наоборот, выросла на 2%.

Туризм, по сути, показал самое существенное падение цен – параллельно с ним подешевели некоммерческая аренда, стоимость гостиничных номеров, тарифы интернет-провайдеров, банковские услуги, путевки в санатории и стоимость обучения в школах водителей. Однако показатели удешевления скорее формальные и не превышают 0,7%. А вот более приземленные бытовые услуги, которые, наоборот, подорожали, проявили более существенный рост.

1453579034

В частности, дороже сегодня стали обходиться похоронные услуги – цена на них выросла на 1,2%.
Более существенный рост проявила стоимость нотариальных услуг, услуг прачечных, сапожников и швей, банных и душевых заведений – тут Росстат отметил подорожание в среднем на 5%. Помимо этого, на 3% выросла стоимость ремонтно-строительных услуг, на 2% подорожал социальный наём, отдельные формы платной медицинской помощи в частных клиниках и услуги детских садов.

Примечательно, что 2016 год, с концом которого и происходило статистическое сравнение, показал рекордный инфляционный минимум. Так, поскольку прогнозируемые показатели инфляции в 5,4% подтвердились, данная цифра стала минимальным уровнем роста цен за все время наблюдений, начиная с 1991 года. Что, правда, особого оптимизма гражданам не добавляет.

Вся Россия ждет повышения

Так, согласно результатам январского социологического от НИУ ВШЭ, подавляющее большинство россиян – около 90%, ожидают в скором будущем дальнейшего повышения потребительских цен. В Центробанке же, наоборот, говорят про дальнейшее снижение темпов инфляции – на 2017 год регулятор установил цель в 4%, к которой, эксперты относятся довольно скептически. Но даже не учитывая уровень инфляции, который является не более чем статистикой, сами россияне отмечают ухудшение их ситуации. Так, 50% респондентов исследования ВШЭ не откладывают денег и не тратят их на товары с высокой стоимостью без критической необходимости – экономисты делают вывод, что людям приходится тратить все свои доходы на текущие бытовые нужды. Хотя, согласно исследованию от «ИнФОМ», проведенному для Центробанка, 23% россиян, наоборот, считают сегодняшний период наиболее подходящим для формирования собственных сбережений. Данный показатель является рекордным – еще никогда, по версии ЦБ РФ, четверть россиян не была готова одномоментно копить, учитывая тотальное падение реальных доходов.

Интересно, что ухудшение финансовой ситуации в семье отмечают около 39% опрошенных ВШЭ, при том что 23% ждет дальнейшего усиления негативной ситуации. Что же касается экономической ситуации в стране, то более 50% заметили ухудшение и еще 26% ждут дальнейшего ухудшения, несмотря на положительные прогнозы правительственных чиновников и финансистов. Примечательно, что количество негативно настроенных в отношении отечественной экономики граждан не меняется на протяжении всего последнего года. Немного выросла потребительская уверенность, что обусловлено осенним падением цен на электронику, мебель, недвижимость и небольшим укреплением национальной валюты. Однако настроения поменялись лишь у эмоциональных пенсионеров и молодежи – ключевая группа россиян «от 30 до 50 лет» осталась на прежней позиции.

abcb3173b572c15fdc93708d72d3a0f9

Такое положение дел вызывает беспокойство, ведь именно в эту группу входит подавляющее большинство россиян, которых так или иначе можно отнести к категории «средний класс». Именно их исследователи считают наиболее активными с точки зрения экономических и социальных факторов: они оказывают финансовую помощь другим членам семьи, оплачивают их лечение, образование, часто пропитание, делают наиболее дорогостоящие покупки и в целом вносят самый большой вклад в экономическое развитие в России. Отсутствие положительных изменений в их настроении наиболее объективно отражает потребительский климат в стране, ведь именно они являются самой большой прослойкой потребителей.

Впрочем, отсутствуют и негативные тенденции – потребительские настроения остались на том же уровне, что и раньше. Вызвано это диссонансом, который возникает у них в голове. Правительственные структуры наперебой «голосят» из СМИ об улучшении экономической ситуации, чего люди не могут ощутить. Поэтому у них и создается некая иллюзия, что экономика страны выходит из кризиса, а вот сами граждане – нет. В такой ситуации нет ничего странного в том, что это негативно отражается на потребительских настроениях.

Разместить резюме Добавить вакансию