Аналитические материалы

Легализация зарплат: почему «обеление» доходов проходит безуспешно?

Объемы российского теневого рынка труда восхищают даже самых скептически настроенных экспертов – в той или иной форме в нем задействованы до 30 млн россиян. А это, напомним, почти 40% от общей численности экономически активного населения всей страны. Вполне естественно, что государственная бюрократическая машина не может оставить такой потенциально «лакомый кусок» налоговой выгоды без внимания, с чем и связано повышение активности на этом поприще, отмечаемое последние несколько лет. И по мере роста бюджетного дефицита, который только за первое полугодие 2016 года составил 1,5 трлн рублей, актуальность привлечения дополнительных поступлений в бюджет лишь возрастает.

Но такие планы верховной власти далеки от представлений простых людей о сером рынке – социология утверждает, что теневой сектор, так или иначе, оправдывают больше 45% россиян. Перспектива получения дохода стоит у них выше потенциальной возможности попасть под административные санкции, поэтому граждане всячески будут препятствовать формализации неформальной занятости. Недопонимание между властями и обществом до невозможности затрудняет процесс легализации теневого рынка труда. Карьерист.ру попытался выяснить почему так происходит и какие перспективы это порождает?

Масштабы рынка

Стремление системы охватить налогами как можно больший сегмент населения прямо пропорционально стремлению населения избежать их уплаты. Такой расклад вполне логичен в нашем обществе и, возможно, он, следуя законам диалектики, переродит существующую систему. Но пока это вылилось лишь в еще большие намерения федерального центра увеличить собираемость налогов в среднесрочной перспективе за счет «феномена серых зарплат». Их объем, по представлениям правительства, изложенным в «Основных направлениях бюджетной политики 17-19 гг.» измеряется в пределах 5 трлн рублей ежегодно.

Чем обоснована такая цифра? Остается только догадываться, тем более что она вполовину меньше оценок теневых доходов, публикуемых государственными статистами – Росстат говорит про как минимум 10 трлн рублей. Возможно, власть планирует легализовать лишь часть теневого рынка, или цифра в 10 трлн, которая охватывает больше 30% общероссийского фонда оплаты труда, просто кажется им чрезмерной. А, может быть, их не устраивает объективность оценок Росстата, который определяет объем теневого рынка как разницу между расходами и доходами домовладений. В любом случае потенциал от легализации серого рынка труда оценивается достаточно серьезно.

244

Но вместе с тем повышается скорость «движения рынка в тень».
Доля найма в работающем населении серьезно сокращается – по данным Росстата, еще 15 лет назад количество нанятых составляло около 80%, в то время как сегодня данный показатель едва превышает 60%. Впрочем, уменьшение количества занятых на легальном рынке лишь косвенно указывает на наличие «серого» тренда и вовсе не говорит про тенизацию рынка труда. В конце концов, данные цифры не учитывают ИП, которые могут платить налоги самостоятельно – по данным налоговиков, за прошлый год подоходный налог с зарплат был удержан у 63 млн физических лиц. При условии, что расчеты Росстата по количеству занятых в экономике верны (72 млн россиян), количество налогоплательщиков превышает 87% от них и 75% от всех трудоспособных граждан (84 млн россиян).

Но такие показатели не сходятся с данными налоговиков, которые провели сверку с ПФР и обнаружили, что дохода совсем не имеют больше 16 млн – из региональных бюджетов на них выделяются страховые выплаты. Правда, корректнее было бы называть такие цифры с пометкой «по данным государства», поскольку в эту категорию входят и те, кто не заявляют про наличие дохода, а объективно определить who is who в этой массе не представляется возможным. Все это лишь догадки.

Дополнительная зарплата

Впрочем, догадки касаются не только граждан с «черным» (полностью нелегальным) доходом, но и с «серой» (часть в конверте) зарплатой – в таком случае она, как правило, ниже прожиточного минимума или, вообще, определена на уровне МРОТ. Более того, по информации эксперта из ФНС Михаила Сергеева, которую он привел на Московском финансовом форуме, зарплата трети налогоплательщиков ниже 100 тыс. рублей за 12 месяцев, в усредненном выражении они получают меньше 46 тыс. рублей в год на каждого. Такой подход позволяет подозревать в участии в серых схемах еще 19 млн трудящихся, ведь судя по статистике, их месячная зарплата вполовину ниже МРОТ, что, согласитесь, настораживает.

Как сказал сам Сергеев в интервью «Коммерсанту», в данной ситуации эта категория работников делится на 2 группы: на тех, кто получает оставшуюся часть зарплаты в конверте и тех, кто действительно довольствуется крайне низким жалованием. По словам эксперта, в последнем случае граждане просто вынуждены искать себе дополнительный доход, который часто является неформальным. И несмотря на всю абсурдность такого низкого размера заработных плат, они часто вполне реальны – еще в сентябре вице-премьер Голодец говорила, что среди бюджетников около 2 млн получают минимальную зарплату, а согласно данным госстатистики, 2,1% всех бюджетников и того ниже.

huge_4532659b-427b-480b-bf6c-97cdb2cf239e

Еще больше в это заставляют поверить результаты майского опроса РАНХиГС, которые приводит «РБК».
 По ним постоянные или временные заработки в неформальном секторе имеются более чем у 40% экономически активного населения, охватывая тем самым аудиторию в 30 млн человек. Почти 66% из них мотивировали свое участие в теневом рынке необходимостью дополнительного заработка, 43% подчеркнули наличие времени для подработок, а стремление уклонится от уплаты налогов – лишь 37%. Более того, около 12% всех трудящихся имели лишь нелегальное трудоустройство. Из этого всего напрашиваются не самые положительные выводы – нарушители, в большинстве своем, вынуждены работать в теневом секторе, поскольку иначе они просто не смогут содержать свои семьи.

Учитывая то, что лишь треть имела явный мотив сокрыть от ФНС свои доходы, борьба со схемами должна вестись более мягко по отношению к налогоплательщикам, ведь они должны почувствовать выгоду, а не дополнительное напряжение. По результатам вышеуказанного опроса, самыми популярным среди потенциальных налогоплательщиков методом могло стать снижение налогов и повышение социальной защищенности, когда, уплачивая налоги, ты можешь быть уверен, что не окажешься брошенным в трудную минуту. Но до этого, к сожалению, пока далеко.

Возможное невозможно

Прежде всего, потому что существующий дефицит бюджета не позволяет правительству задумываться о каких-либо налоговых послаблениях для бизнеса. Там признают, давление на зарплатные фонды огромно, но снижать его сегодня никто не планирует. Помимо этого, власть ищет другие способы оптимизации средств. Например, как пишет «Коммерсант», одна лишь передача администрирования страховых взносов налоговикам за будущие 3 года должна принести до 70 млрд рублей. Кроме прочего, в правительстве, очевидно, рассчитывают на дополнительные поступления от «легализации самозанятых», которым президент предложил предоставить налоговые каникулы на будущие 2 года. Освободить их от страховых платежей не предлагал никто, а поэтому, в случае наличия у этой категории занятых желания легализовать себя, пополнять фонды им все-таки придется.

384565947

Логично предположить, что вся властная вертикаль воспринимает реальность серого рынка достаточно искаженно.
 Конечно, муниципальные органы в этом вопросе гораздо объективнее понимания его региональным и федеральным центром, но в отличие от последних, они гораздо меньше заинтересованы в изменении ситуации – их не прельщает перспектива снижения объемов финансирования в обмен на повышение собираемости налогов, которые, к слову, еще нужно собрать.

Поэтому даже если налоговые мотиваторы будут запущены, едва ли мы сможем наблюдать ажиотаж среди самозанятых. Они-то как раз крайне скептично и с опаской относятся к поблажкам, понимая, что в будущем государство своего не упустит. Разное восприятие проблемы у населения и властей и является основным «камнем преткновения» для легализации рынка, а исправить это в нынешнем социально-экономическом положении невозможно. Если же говорить про отношение самих людей, то их чувствительность к обещаниям поблажек и заботы уже давно притупилась. Россияне все чаще понимают – надеяться стоит только на себя, поэтому государство и выпадает из их жизни, так сказать, за ненадобностью.

Разместить резюме Добавить вакансию