Как мы помним из «наставления» премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, работа педагога – это призвание, а если еще и денег хочется заработать, то в бизнесе, например, они зарабатываются гораздо быстрее… Впрочем, от учителей, как и от других бюджетников, все чаще приходится слышать недовольство заработными платами, особенно в контексте озвучиваемых статистами средних общероссийских педагогических окладов. Так, на недавно состоявшейся встрече президента с лучшими российскими педагогами, Владимир Владимирович был немало удивлен тем, что Александр Шагалов, признанный лучшим учителем 2016 года, получает заработную плату в 26-28 тыс. рублей, «то есть ниже среднего» уровня, который, по словам Путина, в этом году должен составить 36 тыс. рублей…
Такой размер зарплатных доходов объясняется, как мы знаем, поправкой на «среднюю температуру по больнице», когда в некоторых регионах зарплата учителей может достигать и 70 тыс. рублей, из которых и формируется средний показатель. Но, согласно «затертым до дыр» «майским указам», уровень оклада бюджетников должен быть не ниже средней зарплаты по региону, и если он снижается, то, как сказал Путин, должна быть соответствующая реакция. В преддверии принятия бюджета, Карьерист.ру решил разобраться, ждет ли все-таки педагогов повышение заработных плат?
В поле зрения
И как оказалось, для учителей еще не все потеряно – в первых числах сентября министр труда Максим Топилин сообщил журналистам «ТАСС», что в будущем году, во исполнение пресловутых «майских указов», все бюджетники, в том числе и учителя, могут рассчитывать на прибавки к зарплате. Про размер повышения глава Минтруда пока решил отмолчаться, заявив, что пропорции и конкретные размеры прибавок, пока обсуждаются в правительстве.
Ранее, в контексте известного всем заявления премьер-министра, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сказал, что вопрос финансирования прибавок к зарплатам педагогов обобщать нельзя – ситуация в разных регионах разная, и в некоторых из них заработные платы действительно занижены, но работа ведется. Вероятно, именно региональные проблемы мешают правительственным чиновникам решить, на сколько же нужно поднимать заработные платы учителей, ведь уровень этих зарплат, как мы знаем со слов президента, зависит от «уровня и стоимости жизни», которые в каждом из регионов разные.
При этом еще в начале сентября, встречаясь с активом партии единоросов, как передает «ТАСС», президент отметил, что размер окладов учителей всегда должен быть на контроле не только федеральных властей, но и правительственных и президентских ведомств. Функции по информированию порядка начисления и обеспечения прозрачности зарплат учителей, президент возложил на нового министра образования.
Сказано – сделано. В предпраздничном интервью «Комсомольской правде», «главная учительница страны» Ольга Васильева призналась, что ее ведомство, совместно с профсоюзными организациями, разрабатывает проект документа, регламентирующего порядок оплаты труда учителей, который также определит предельный уровень нагрузки на педагогов. Но это может не самым благоприятным образом отразиться на их заработной плате, ведь она как раз то и привязана к уровню нагрузки. Общеизвестный факт, что при нормальной нагрузке 18 часов в неделю, для получения более-менее адекватного жалования, учителям приходится работать по 35-40 часов. Хотя, по словам Васильевой, это лишь единичные случаи – средняя занятость учителя, согласно статистике Минобрнауки, 1,3 ставки, что равняется 23,5 часам в неделю…
Получается, что если будет введен предельный уровень нагрузки на учителя, то он будет ограничивать их в выборе количества взятых часов. А тогда их заработная плата неизбежно упадет, хотя, возможно, ее компенсируют за счет будущего повышения…?
По среднему
Таким образом, анонсированное повышение очень сложно назвать «повышением», так как майские указы предусматривают уравнивание зарплат бюджетников со средней зарплатой по региону, начиная с… 2012 года. То есть получается, что в бюджет 2017 года закладываются средства, которые должны были быть заложены еще в смету 2012 года?! А исходя из этого, такие меры можно скорее назвать исполнением требований норм закона, нежели реальным повышением зарплат. Более того, в совокупности с обещанным Васильевой «предельным уровнем нагрузки», который вполне себе может ограничить учителей в занятости, их зарплаты могут не вырасти, а, наоборот, понизится. Ну, по крайней мере, у некоторой части учителей, так уж точно.
Но и это еще не все. Как сказала вице премьер-министр, сегодня правительству удалось выйти в среднем по стране на полное соответствие зарплаты учителя средней зарплате по конкретным регионам. По ее словам, остались лишь несколько регионов, которые немного отстают по этим показателям, но в целом необходимые мероприятия проведены, и по статистике на конец года, все регионы должны показать положительную динамику.
Таким образом, если верить словам чиновницы, большинство российских регионов уже выполнили «майские указы», и все учителя получают зарплату, не ниже средней по регионам. Исходя из этого, возникает вполне логичный вопрос, а на какие тогда повышения были выделены средства, если эти зарплаты, если еще не выросли до необходимого уровня, то к концу года, по словам министра образования и науки, точно вырастут..? По сути, все обещанные поднятия заработной платы педагогов, заявленные в канун Дня учителя, судя по словам чиновников, выглядят как обычная профанация и подмена понятий. И пока бюджет не будет обнародован или учителя не получат поднятых зарплат, что еще лучше, все анонсированные прибавки – не более, чем фикция.
Структура заработной платы
Безусловно, реформирование структуры заработной платы необходимо – об этом уже не первый год трубят эксперты, поскольку основная часть учительской зарплаты, которая формируется из доплат и надбавок, не зависит от обязанностей педагога, его результатов и программы. Теперь же, по новой системе, стимулирующие выплаты будут начисляться за конкретные результаты. Однако чиновница не уточнила, какие конкретно стимулирующие выплаты будут предусмотрены для учителей? Это премии за хорошие оценки учеников или их достижения на олимпиадах и конкурсах? Не будут ли они назначаться по полупрозрачным схемам, лишая педагогов и так скромных зарплат? На эти вопросы пока еще только предстоит найти ответы.
Но, по словам министра, уже сегодня средняя зарплата в образовании достигает 36,8 тыс. рублей. Причем медленный, но стабильный рост заработной платы наблюдается в большинстве российских регионов, в то время как снижение – лишь в 21 регионе.
Что ж, зная про ситуацию в стране, про соотношение статистики с реальным положением дел, и про рвение наших чиновников заботиться о своих подчиненных, в реальное повышение заработных плат учителей верится с трудом. Тем более что многие чиновники, такие как бывший министр финансов Алексей Кудрин, уже не раз высказывали идею отказаться от полноценного выполнения «майских указов». Но, возможно все-таки не стоит лишать педагогов последней надежды… В любом случае начнут ли оценивать это светлое призвание учителей по достоинству или все-таки нет, мы узнаем только в январе 2017 года, когда они получат свои первые повышенные зарплаты.
Разместить резюме Добавить вакансию