Аналитические материалы

Добровольная бедность: почему учителя могут не рассчитывать на повышение зарплат?

Portrait of a teacher giving a lecture at a classroom..
Portrait of a teacher giving a lecture at a classroom..

В последнее время общественность активно обсуждает реплику Дмитрия Медведева, произнесенную им на молодежном форуме «Территория смыслов на Клязьме» относительно размера заработных плат учителей.

На вопрос одного из присутствующих там преподавателей, премьер недвусмысленно намекнул – если молодым учителям не хватает заработной платы на жизнь, то им нужно либо искать дополнительные подработки, либо менять сферу деятельности и идти, «например, в бизнес». Такое заявление вызвало достаточно большой шквал эмоций среди населения, а некоторые даже призвали уволить главного в стране чиновника.

Но на прошедшем 20 августа совещании педагогических работников, премьер заявил, что в любой ситуации, ухудшение экономического положения учителей недопустимо. В то же время он сказал, что несмотря на существующие проблемы, ситуация с повышением уровня зарплат педагогов выглядит «весьма прилично»… пусть этого и не ощущают молодые учителя, зарплаты которых на порядок ниже их опытных коллег.

И, хотя повышение жалования педагогов и заложено в известные «майские указы», они уже реально не соответствуют действительности отечественной экономики. Ко Дню знаний Карьерист.ру постарался разобраться, что все-таки мешает правительству выполнить указ президента.

Пушки вместо зарплаты

Несмотря на весь резонанс сказанных премьером слов, их очевидность не вызывает сомнений – если тебе не хватает твоей зарплаты, у тебя есть два выхода: либо менять работу, либо работать больше. Но очевидны они были бы из уст обычного человека, не приближенного к бюджетной «кормушке».

А вот проговоренные чиновником, как раз отвечающим за повышение зарплат лиц, являющихся «главными в системе образования, и имеющими особый статус в обществе» (из обращения Медведева в 2013 году) они ожидаемо вызвали острую негативную реакцию общественности.

Senior male teacher teaching student at desk in classroom

И дело тут совсем не в том, что экономическая ситуация оставляет желать лучшего, а государство не может решить этой проблемы (хотя и говорит, что очень старается), а в том, что признавая «их весьма нелегкий труд», премьер предлагает молодым педагогам больше работать или вообще – уйти в бизнес…

На фоне растущих военных и полицейских расходов сокращение социальных программ вызывает вполне оправданное беспокойство наших сограждан – мало кто хочет иметь вторую армию в мире, не имея при этом средств на худо-бедное существование. На подобного рода упования многие эксперты отвечают, что повышение заработных плат в бюджетном секторе имело место в период 2008-12 годы, а теперь, мол, пора заняться и обороной государства. И все бы ничего, если бы не события 2014 года, и не инфляция, которая за это время превысила 25%, не говоря уже про курс национальной валюты.

Еще интереснее звучат высказывания защитников правительства, по которым именно решение повысить зарплаты педагогов и врачей до среднеэкономического по региону в 2012 году привело к кризису в 2014 году. По мнению экспертов, именно это заставило регионы сократить инвестиционные расходы (на регионы легла обязанность повышения заработных плат) и еще глубже залезть в долги, которые покрывались федеральными кредитами, увеличившими нагрузку на бюджет. Так, только на учителей с 2013 по 2015 годы было выделено 125 млрд рублей + еще 50 на воспитателей детских садов и некоторых других специалистов, задействованных в социальной сфере.

Хотелось бы отметить, что в 2016 году, военный бюджет России был сокращен всего на 5%, что составило 160 млрд рублей… вероятно, сэкономили на зарплату учителям!

Зарплатный груз

Как утверждает Татьяна Клячко, директор центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, войдя в экономический кризис, властям все сложнее было поддерживать достигнутого уровня заработных плат педагогов, поскольку региональные бюджеты постоянно сокращаются, при этом их долги растут. По ее мнению, дефицит федерального бюджета, который все чаще становится предметом обсуждений – лишь толика, а реальная угроза нависла над всей финансовой системой страны. А рушат бюджет, видимо, огромные заработные платы российских учителей…

По мнению эксперта, государство выполняет все взятые на себя зарплатные обязательства в полном объеме, несмотря на сложившуюся экономическую ситуацию. Более того, официальная статистика говорит, что уже в начале 2016 года средняя зарплата учителей составляла 94,1% от средней по экономике, что не может не настораживать… Обратим внимание, что осенью 2015 года, а это в самый пик кризиса, президент заявлял, что средняя зарплата учителей по России уже даже превышает среднюю по экономике на 8% и составляет немыслимые 35 тыс. рублей..! А в Москве многие учителя и вообще, получают около 70 тыс. и выше! Почему тогда нам постоянно приходится слышать про 10-15 тыс. рублей?!

tired teacher in classroom

При всем этом, заданный премьер-министру вопрос поднял достаточно таки серьезную проблему – из бюджета выделены огромные средства, они, бесспорно, куда-то потрачены, но какого-либо эффекта достигнуто не было. Молодые педагоги как получали маленькие жалования, так и продолжают их получать, а качество образования, которое должно было серьезно повыситься, так и осталось на прежнем уровне и оценивается как низкое. Вероятно, многие рассчитывали, что после формального повышения зарплат учителей российские школьники сразу захотят учиться и качество образования автоматически поднимается… Что сказать, довольно ошибочный прогноз.

Кстати, что касается формальности роста заработных плат: из правительственных кабинетов нас всех уверяют, что с повышением зарплат все «весьма прилично». Но если верить социологическим исследованиям, то в 2015 году повышение своего жалования заметили лишь 4% учителей, 45% заметили незначительный рост, а больше 50% вообще не его не заметили. Из числа тех, кто не заметил роста, нашлось даже несколько процентов тех, чьи учительские доходы даже уменьшились… в чем же тогда проблема?

Больше педагогов – меньше зарплат

Дело в том, что средние показатели заработных плат учителей берутся не из головы работников Росстата, а складываются, исходя из зарплат школ, находящихся в федеральном (52 тыс. рублей), региональном (48 тыс. рублей) и муниципальном (28 тыс. рублей) ведениях.

При этом, региональные показатели вообще могут многих удивить: например, на Чукотке, средняя зарплата учителя превышает 76 тыс. тыс. рублей, на Ямале – 69 тыс. рублей, в НАО – 68 тыс. рублей, и потом только в Москве – 66 тыс. рублей. В то же время на Алтае она немногим превысила 17 тыс., в Калмыкии и Дагестане – 18 тыс. рублей. Есть еще ряд регионов, где показатели не превысили 19 тыс. рублей.

Так, исходя из экспертных исследований, чаще всего низкая зарплата учителей наблюдается в регионах, где есть большое количество малочисленных школ, в частности, в селах. Например, только в Дагестане количество сельских учителей превышает городских в 2,7 раз. Это приводит к тому, что обучение одного сельского жителя обходится бюджету в 1,5–3,5 раза дороже, чем городского.

Такая разница становится причиной некого неформального размена у бюджетных работников дотационных регионов, когда получаемые доходы низкие, а занятость высокая. Например, число учителей среди занятых граждан Республики Тыва составляет 4,9%, в то время как в Новосибирске их всего лишь 1,2%. Таким образом, хоть и низкие, но стабильные зарплаты, являются важным фактором для поддержки социальной стабильности.

Несмотря даже на сравнительно низкий уровень заработных плат во всероссийских рамках, согласно статистике, он часто является приближенным к среднерегиональной. А в дотационных регионах, где безработица может достигать 30%! (Ингушетия), образование является достаточно популярной сферой деятельности, что очень часто привлекает молодых специалистов. Однако, в дотационных регионах образование не способно оправдать их зарплатные ожидания.

Идите в бизнес

Тем не менее, как считают эксперты, сложившаяся в образовании ситуация, даже несмотря на негативное отношение общественности как экономически, так и социально оправдана, как бы это ни было странно. Получается, что в России, несмотря на одинаковый, тяжелый и значимый труд учителей, процветает такая себе «зарплатная дискриминация по региональному признаку», справится с которой невозможно – ставки привязаны к среднерегиональной зарплате. А это значит, что те учителя, которые недовольны своим положением (судя по цифрам, они живут в дотационных регионах), действительно будут вынуждены искать подработки, брать больше часов или же «идти в бизнес».

Intelligent group of young school children all raising their hands in the air to answer a question posed by the female teacher, view from behind

Возможен также и переезд в другой регион, являющийся донором (предлагающий более высокие зарплаты), но судя по уровню безработицы, найти работу будет крайне сложно – вакансий учителей даже в дотационных регионах мало. Учитывая то, что никто не увольняется с учительских лав, с уверенностью можно говорить, что уровень озабоченности учителей, даже перед выборами, не поднимется выше «пассивного недовольства». А такое положение дел позволяет правительству поддерживать жалование на нынешнем уровне, отчитываясь перед камерами общими фразами, что все идет пусть и не по хитрому, но плану.

Стоит отметить, что риторика премьера на последнем совещании педагогических работников больше касалась сохранения существующего уровня зарплат, нежели их повышения. «Ситуация выглядит вполне благопристойно», сказал премьер, так что, если вы – педагог, и вдруг этого заметить не смогли, вспомните, что учитель – это призвание… Дмитрий Медведев, например, тоже в молодости был учителем…

Разместить резюме Добавить вакансию