Ольга Зайцева, доцент Литературного института им. М. Горького
Древняя философия «серого Хиндустана»
Индия для западного человека всегда была страной чудес, запретной территорией, где сами собой растут пряности и с завидным постоянством рождаются будды. И хотя уже лет двести как известно и доказано, что индусы наши близкие родственники и принадлежат к той же языковой семье, мы, скорее, видим различия, чем сходства. Индию расценивают как нечто принципиально иное, как другую цивилизацию, воплощение Востока. Лучше многих прочувствовал эту притягательность таинственной страны Киплинг: «Запад есть Запад, Восток есть Восток». Ему принадлежит знаменитое определение Индии как «серого Хиндустана» места, где все различия сливаются в единый нерасчленимый поток, вечное движение жизненной силы.
Чувство культурного и нравственного превосходства, которое лежит в основании колониальной идеологии, заставляет европейцев видеть в Индии отсталую традиционную культуру, где нет личного роста и общественного развития. Но сама реальность опровергла эту идеологию индусы поднялись, свергли англичан и прекрасно развиваются, устойчиво лидируя в азиатском мире. Убеждение европейцев, что только они способны идти вперед и менять мир, индусы явно поколебали. В чем здесь дело? спросили себя бывшие хозяева Индии. В верности древнейшей духовной культуре ответили их столь непохожие родственники.
Культура действительно очень древняя арии пришли на полуостров еще во втором тысячелетии до н.э.Кроме того, индусы глубоко религиознаы. Они создали огромный корпус священных текстов Веды и странную в своей непоколебимой устойчивости социальную систему, которая остается неизменной и сегодня. Европейцы вслед за португальцами называют ее кастовой, хотя на самом деле это система четырех варн (что на санскрите значит «цвет») и несчетного количества джати (групп по рождению и роду деятельности). Индийское общество очень жестко разграничено на два верхних класса жрецов-браминов и аристократов-кшатриев и все остальные группы, выстроенные в иерархическую лесенку. На нижней ступеньке знаменитые изгои-неприкасаемые.
Это деление освящено религией индуизма и непоколебимо для любого индуса и сегодня. Варновая система привела в искренний ужас англичан, для которых, как и для всех европейцев, нет ничего хуже ограничений и предопределенности. Они сразу начали реформы с целью дать Индии свободу и не были поняты коренными жителями. Индусам оказалась совершенно не нужна христианская свобода выбора, они хотели и дальше жить согласно древним принципам ведийской философии. А принципы и понятия этой религиозно-философской традиции таковы:
- Мир един и неизменен, в нем действует один закон для всех, закон справедливости Дхарма;
- Человек, как и весь остальной мир, проходит этапы жизненного пути от качества прохождения зависит следующее рождение и место в иерархии живых существ. Успех это воздаяние за следование судьбе;
- Все предопределено и просто не может не произойти. Надо как можно более точно следовать своей судьбе и не совершать мешающих Дхарме поступков, то есть соблюдать закон Кармы (воздаяния за поступки как здесь, так и в следующих воплощениях);
- Мир результат первоначального жертвоприношения, поэтому человек должен жертвовать вариантами развития ради продолжения жизни. Самоограничение путь к свободе;
- Дух более устойчивая и важная сущность, чем тело. Ему следует уделять больше внимания, совершенствоваться в религиозном отношении к жизни;
- Три пути ведут к совершенству путь мысли, путь любви и самый распространенный -путь действия (карма-марга). Житейская рутина тоже путь к Богу.
Свобода в возможности осуществлять свой долг
Для западного и, в том числе, русского человека ключ к успеху это возможность выбирать цели и средства, то есть свобода. Индусы считают иначе: цель известна, а средства не выбирают. Свобода выбора для жителя «серого Хиндустана» сводится к свободе выбора пути, способа применения уже заданных в определенной социальной группе средств. Родился брамином тебе открыт путь наук и духовной деятельности, родился вайшьей (земледельцем и ремесленником) совершенствуйся в мастерстве исполнения своего дела. Границы между варнами, несмотря на принятый в середине ХХ века закон, их отменяющий, по-прежнему почти непереходимы. Если браминка не покорится судьбе и выйдет замуж за кшатрия или, не дай Бог, за иностранца, то она лишается всех наследственных прав, имени и наследства. И это происходит сейчас, в современном прозрачном мире свобод и политкорректности.
Правда, такое случается крайне редко. Просто раньше брамины, следуя древнему закону прохождения стадий жизни, уходили в глухие индийские леса, а теперь уезжают учиться в Оксфорд, Гарвард или к нам, в «Лумумбу». Священная корова переходит улицу и мешает не пешеходному движению, а создает пробку из велорикш и «Мерседесов» в центре модернового делового центра Нью-Дели. Массовая средневековая неграмотность каким-то специфически индийским образом соседствует с огромным количеством людей с высшим образованием. Современная Индия ходит в джинсах и говорит по самой дешевой цифровой связи в восточном полушарии. Но мышление и ценности остались неизменными.
Принцип «судьбу не выбирают, а проживают» по-прежнему актуален.
Как ни странно, такая пассивность в отношении судьбы вполне устраивает индусов, более того они достигли в своей философии жизни стабильности и явно преуспевают. Для иллюстрации почти 4% мирового рынка высоких технологий занимает индийская индустрия. Самый большой по численности средний класс примерно 300 млн. человек тоже в Индии. Темпы экономического роста всегда в первой тройке среди азиатских государств.
Индусы наглядно показали, что к успеху ведут не только западные пути, а свобода не всегда свобода волеизъявления и выбора. Она может означать свободу исполнять свой долг.
Бизнес по-индийски: как быть успешным и не испортить карму
Индийцы верят, что в жизни есть некий неразложимый остаток, база. Есть нечто, что нельзя изменить, как ни старайся. Более того, попытки изменить данность приводят к плачевным результатам. Человек, идущий наперекор судьбе, просто глупец ведь он воспринимает жизненную ситуацию как что-то серьезное и вечное, не видит леса за деревьями. (Кстати, индусы, пожившие в России, эту поговорку очень любят и приводят к месту и не очень, на наш взгляд). Но ведь воздаяние, что для индийского сознания тождественно успеху, возможно только в будущей жизни и имеет духовный нематериальный характер. Деньгами успех не измеряется. Скорее, внешним признаком качественного проживания можно считать общественное уважение, почет и одобрение. Родился нищим прими это как данность, которую не надо изменять. Но и нищий, с точки зрения индийцев, может быть счастлив и успешен, как бы парадоксально это ни звучало. Любое положение дел временно. В следующем воплощении хороший, «успешный» нищий будет вознагражден, а плохой, не принимающий закон судьбы брамин будет наказан и переродится в плохом теле.
Бизнес в Индии вездесущ и многообразен. Помимо упомянутой сферы высоких технологий, где по преимуществу трудятся кшатрии и вайшьи, очень хорошо развита сфера услуг и производства продуктов народного потребления текстильная промышленность. Вездесущ и самый востребованный из бытовых бизнес общепита, который в Индии чрезвычайно разнообразен.
Отличительная особенность индийской экономики разумный баланс мелкого, среднего и крупного бизнеса, сдерживающий монополистов. Исключение знаменитый центр киноиндустрии Болливуд, продукция которого яркий пример минимальных вложений и сверхприбылей.
Еще одна бросающаяся в глаза черта истинно восточный подход к торговле. Огромный выбор товаров самого разного качества на базарах и просто на улицах поражает воображение. Однако просто так приобрести их не получится. Торговаться просто необходимо, иначе не продадут вообще, обидятся. Все это, плюс добродушие местных жителей, делает покупки в Индии азартным и важным делом. Покупая, вы подтверждаете правоту и значимость торговца, демонстрируете согласие с его ролью.
Строить бизнес играючи
В индийской культуре очень силен игровой момент, а само понятие игры («лилы») освящено религиозной традицией, это божественная форма жизни. Подлинная реальность одна, но она покрыта покрывалом иллюзии («майи»), переливающимся всеми цветами радуги. Счастливый, успешный человек это хороший игрок. Вопреки вульгарному представлению европейцев, индусы отнюдь не ленивы и не пассивны, просто они смотрят на работу и успех немного сверху, с точки зрения вечности. Везет только людям, умеющим так смотреть на бизнес, считают они. Бизнес и карьера награда за честное участие в игре жизни, они важны, но не самоценны. Высшая цель религиозна, это все то же воздаяние. Зарабатывая и богатея, человек становится наглядным подтверждением действия закона справедливости если ему повезло сейчас, мне повезет потом, а в конечном итоге все равны.
Игровое отношение к бизнесу хорошо заметно и в отношении к конкуренции. Если ваши интересы и интересы коллеги по бизнесу сталкиваются, индус перепробует все ритуальные формы разрешения конфликта, пойдет в храм и, например, незлобиво поругается с конкурентом. И только если традиционные средства не действуют, начинается реальная конкурентная борьба, причем проигравший утешается не местью, а надеждой на вознаграждение в отдаленном будущем.
Успех не терпит суеты
Карьера по-индийски строится неспешно, без суеты. Суетливый человек путает приоритеты, для него важно внешнее, наносное, майя. Настоящий индус лучше упустит возможность сделать карьерный скачок, если с ним связана повышенная активность, суета. Он переждет час-пик столкновения мелких интересов и заявит о себе, когда его понимание судьбы и внешние обстоятельства сложатся в удачную игровую комбинацию. Карьеру следует разыгрывать как партию в шахматы, (индийское изобретение, между прочим), вдумчиво и точно, но всегда помнить, что это всего лишь игра. Начиная свой малый бизнес, индус обязательно обойдет всех коллег по цеху, пригласит их на пирушку по поводу первого заработка, всегда спросит совета. А чужого места не займешь, ведь свое и то временно. Успешной может быть только поступательная плавная карьера человека, живущего будущим и реально оценивающим свои возможности в игре настоящего момента.
Еще один характерный штрих к бизнесу по-индийски трепетное отношение к своему доброму имени и качеству товара. В Израиле, например, индийские рабочие ценятся именно за трудолюбие и добросовестность, в Америке нарасхват индусы-математики, англичане высоко ценят индийских эмигрантов за законопослушность и отсутствие агрессии. А мы до сих пор с ностальгией вспоминаем магазин «Ганг», ставший окном в мир гарантированного качества для советских людей.
Как же людям, принадлежащим к неторопливой, традиционной индийской культуре, удается так хорошо зарекомендовать себя в бизнесе? Ларчик открывается просто карьеру с собой на небо не унесешь, а вот доброе имя может стать залогом успешной кармы в будущей жизни и хорошим стартом для потомков. Индусы в это верят со всей серьезностью древней цивилизации, а воплощают легко и добродушно, как умеют только они, наши далекие близкие родственники.
Разместить резюме Добавить вакансию