Аналитические материалы Практикум HR-менеджмента Работодателям Совет HR-консультанта Соискателям Управление персоналом

Стоит ли принимать на работу родственников: «за» и «против»

Родственники

Прежде чем принимать на работу родственников, стоит взвесить все «за» и «против». Близкий человек может как стать опорой и поддержкой, так и разрушить бизнес. Несмотря на это, в России довольно распространена практика приема родственников на работу. Часто они занимают должность в семейном деле. Причем это распространенно не только в малом, но и в среднем бизнесе. В этой статье мы рассмотрим преимущества и недостатки работы вместе с родственниками. Так вам будет легче принять окончательное решение.

Семейный подряд

Плюсы работы с кровными родственниками

По статистике сплоченность команды значительно выше там, где работают родственники. Близкие люди более заинтересованы в развитии и улучшении бизнеса, трепетно и ответственно относятся к своей работе. В итоге получается настоящая сплоченная команда, которая трудится на общее благо.

Однако такое, чаще всего, встречается в семейном бизнесе, который строился с «нуля». Да и только в самом начале, когда все люди работают на равных. Как только бизнес начинает развиваться, возникает больше проблем, которые приходится решать. И не каждый сотрудник покажет себя с хорошей стороны. К тому же рано или поздно придется выбрать лидера компании. Вот тут-то и начинается перетягивание одеяла на себя. Но совсем необязательно, что с такими ситуациями встретитесь именно вы. Есть много примеров успешного ведения семейного бизнеса.

Многое зависит от того, как создавалась компания. Если это семейный бизнес, то вполне логично, что менеджерами будут выступать родственники. И если они нашли в себе силы подняться и добиться успеха, то с большей вероятностью смогут удержаться на плаву.

Возможные риски

Прием родственника на работу — это не всегда хорошая идея. Во многих случаях такая ситуация может принести массу неудобств. Например, указать на несовершенства ведения бизнеса легче постороннему человеку, чем родственнику, который будет бояться обидеть близкого ему человека. А это негативно отразиться на компании. К тому же бытует мнение, что, когда человек чувствует поддержку близкого человека (папы, мамы, брата, сестры или кого-то другого), то работаешь, спустя рукава. Кажется, что если вдруг что-то произойдет, то родственник все решит.

Также часто коллеги начинают думать, что если вы приняли на работу кровного близкого, то теперь ему все можно. Хотя это всего лишь субъективное мнение. В человеке либо присутствует сознательность и ответственность или нет. И не важно, кем он приходится директору компании.

Однако для того чтобы перестраховаться, некоторые фирмы в России переняли западные стандарты. Они не приветствуют никакие родственные связи между сотрудниками. Это связано со многими факторами. Главным является то, что не все родственники директоров имеют профессиональные качества и должный опыт работы. Их приходиться обучать с нуля и тратить время, пока они освоятся. А если возникает желание уволить такого человека, то здесь все еще сложнее. Как же можно выгнать с работы близкого человека? Считай, что ваше общение на этом и закончится.

Все это приводит к тому, что нарушается система мотивации. Да и бывают ситуации, когда родственник руководителя чувствует себя чересчур уверенно, оскорбляет и конфликтует с другими сотрудниками, думая, что ему все сойдет с рук. Некоторые могут не выдержать и попросту уволиться. Таким образом, компания теряет по-настоящему ценных сотрудников. В свою очередь, это негативно отражается на бизнесе.

Бюджет

Семейный бюджет

Как говорилось выше, проблема удержания сотрудников усугубляется плохой мотивационной системой. Часто бывает так, что уровень заработной платы в семейном бизнесе не доходит до рыночного. Некоторые родственники считают, что им можно опаздывать на работу или уходить раньше, брать больше перерывов и так далее. Но бывает и так, что руководители осознанно завышают требования к родственникам.

Небольшая семейная фирма вполне может долгое время работать, не имея справедливую мотивационную систему. Объясняется это тем, что они подбирают персонал по рекомендациям своих же сотрудников. В этом случае главным критерием выступает отзыв коллеги, а не квалификация, образование и опыт. Иными словами, на хорошую работу помогают устроиться связи, а не упорный труд.

"за" и "против"

Так брать или не брать?

Может показаться, что родственники – это безопасные сотрудники, особенно в трудное время. Но это далеко не так. Целесообразнее научиться разбираться в людях и оценивать лишь их опыт, образование и личные качества, а не наличие или отсутствие родственных связей.

Для того чтобы избежать негативные последствия при приеме родственника на работу, он должен пройти те же процедуры, что и другие люди. Сюда входит собеседование, профессиональное и личностное тестирование и так далее. Крайне важно заранее рассказать о принципах работы, чтобы в дальнейшем не возникло разногласий.

Если стоит вопрос о том, принимать ли родственника на работу или нет, то руководителю стоит обдумать все плюсы и минусы. Получится ли у него сохранить дружеские отношения с близким человеком, при этом развивая бизнес? Сможет ли он разрешить конфликтную ситуацию, не поругавшись с родственником? Эти и другие вопросы стоит задать самому себе, прежде чем принимать окончательное решение.

Помните, что результат работы компании, прежде всего, зависит от руководителя. Грамотный подход и умение вести дипломатические переговоры помогут в этом нелегком деле. Важно, чтобы вы заранее обо всем договорились с родственником. И если уверены, что он не справится с работой, то лучше сразу отказать, чем подставлять себя, других сотрудников и компанию в целом.

Не забывайте читать статьи на сайте карьерист.ру. Здесь мы пишем полезные статьи для руководителей, менеджеров и соискателей.

Разместить резюме Добавить вакансию