Общественное мнение относительно успешности в жизни сформировано таким образом, что если к 45 годам не удалось достичь определенных высот, заработать серьезный капитал или стать начальником – ты неудачник. После 45 лет работники входят в число первых кандидатов на вылет, а шансы найти новое место работы – 4 из 100.
Но нестабильность экономики, проблемы с образованием и демографический кризис способны все же качнуть маятник обратно – «новые» пенсионеры нужны будут России, иначе экономика просядет пуще прежнего. Этому способствуют и молодые специалисты, неспособные перенять эстафету у старшего поколения. Особенно если учитывать их слабую профессиональную подготовку, низкий уровень знаний и неоправданно высокие зарплатные ожидания.
На фоне всего этого, увеличение пенсионного возраста кажется, по меньшей мере, издевательским – россиян списывают на пенсию куда раньше достижения 55-60 лет, что будет, если его увеличат до 65 лет?! Но мы о другом. Работодатели говорят старости решительное «нет» – уже не первое десятилетие сотрудникам «за 45» меньше платят, охотнее увольняют и редко трудоустраивают. Эйджизм плотно укоренился в нашем обществе, хотя об этом и не принято говорить вслух. «Старикам» нужен уход, а не работа…
Возраст отсечения
То, что россияне неуклонно стареют – факт: пенсионеров становится все больше, молодых – меньше. По данным, представленным в докладе Всемирного банка, такая тенденция сохранится не на одно десятилетие. Все это грозит тотальным сокращением трудовых ресурсов, которое, по результатам исследования НИУ ВШЭ, обходится России ежегодным падением экономического роста на 0,5%.
Как утверждается Росстат, уже к 2020 году, это приведет к сокращению, по меньшей мере, 4,5 млн трудовых ресурсов. А когда, после 20-го года на рынок труда выйдет малочисленное поколение россиян (последствия демографической ямы) из 00-х, потеряется еще около 6 млн.
Уже сегодня компаниям катастрофически не хватает квалифицированных специалистов. И если сейчас рекрутеры могут «привередничать» и отказываться от «новых пенсионеров», то уже завтра им придется несколько поменять свое мнение.
Еще в 90-е объявления о приеме на работу пестрили требованиями «до 30». Немногим позже, после прихода миллениума, эта планка несколько повысилась, но не существенно, серьезных изменений в этом плане еще не наметилось.
По проведенным НИУ ВШЭ исследованиям, в 2012 году дискриминация по возрастному признаку на рынке труда опережала даже гендерную, причем почти в 2 раза. Не улучшили ситуацию и принятые в 2013 году изменения в трудовое законодательство, которые нормативно запрещали устанавливать какие-либо возрастные ограничения при приеме сотрудников на работу – они просто загнали эту проблему «в тень».
По мнению большинства экспертов HR-рынка, возрастные категории, как никогда, остаются самыми уязвимыми на рынке труда. Сам факт наличия возрастной дискриминации признают более 80% работодателей, доказательства чего имеются и на практике: среди числа соискателей, нашедших работу через интернет-сервисы, людей старше 45 лет – не более 3%. Именно этот возраст можно назвать возрастом «отсечения», при котором интерес рекрутеров необычайно резко падает. Приемлемым для них считается возрастной диапазон в пределах 23-40 лет.
По словам руководителя группы подбора персонала кадрового агентства «Юнити» Георгия Самойловича, такие ограничения в первую очередь касаются «белых воротничков». Кроме того, после 45 необычайно сложно найти работу на административных позициях, в логистике, сфере массовых продаж, в закупках и в других линейных сферах.
Главной причиной отказа от принятия на работу соискателей «постарше» – молодой коллектив, утверждает один из самых известных хэдхантеров России Рустам Барноходжаев. Приоритет отдается молодым, потому что им комфортнее сотрудничать друг с другом, особенно в инновационных и молодых сферах (IT, сфера развлечений и т.д.).
Еще одной причиной являются зарплаты, которые, по данным опросов, у возрастных категорий на работников на 25-30% больше. Такие показатели наблюдаются у большинства категорий работников, не зависимо от образования и сферы задействия, достигая к 45 годам максимального пика, после чего начинают снижаться.
Единственные, кто может чувствовать себя после 45 на работе спокойно – это инженеры. Тут специалистов держат до самой пенсии, поскольку иначе не удастся сохранить преемственность бесценных навыков…
«Стариковские» стереотипы
Считается, что молодость намного лучше продает. Молодой внешний вид должны иметь продавцы, актеры, консультанты, даже оперные певцы – словом, все, кто работают «лицом» с массовой аудиторией и публикой. Более того, среднестатистический российский работодатель считает приоритетными работников, готовых к серьезной интенсивности труда, возможным и экстренным изменениям трудового графика, ненормированности рабочего дня и мобильности.
А кроме этого, молодые кадры более серьезно воспринимают корпоративную культуру, в то время, как возрастным соискателям сложно воспринимать что-либо новое – они не проявляют гибкость к изменениям. Но, возможно, те, кому за 45 просто переросли то, что у нас называется корпоративной культурой?
Тем не менее, работодатели более чем остро проявляют «зацикленность» на возрасте 45+. Среди них бытует мнение, что соискатели в таком возрасте ищут комфорта и стабильности в своей работе, у них не горят глаза, и они не готовы полностью отдаваться ради благополучия компании. Поэтому куда проще привлечь молодого и «горячего» работника, который готов «рыть землю» не только за деньги, но и ради перспективы.
Еще один стереотип – отсутствие потенциала в возрастных соискателях. В HR сфере считается, что основные свершения офисных работников происходят в возрасте до 35 лет. Поэтому, если работнику уже 40+, а он все еще не перерос менеджера по продажам, то коммерческим директором ему уже не стать. А поэтому и каких-либо ожиданий на них также не возлагается.
Однако, вполне возможно, что объяснение такой ситуации куда проще – российские компании не имеют серьезной базы для подготовки менеджмента, и возрастным цензом они пытаются оправдать неумение работать с людьми старшего возраста.
Еще одно негласное, но очень даже распространенное правило пришло к нам из СССР. Тогда было принято отказывать в работе тем, кому до пенсии оставалось меньше 15 лет. Это было связано с низкой мобильностью труда – люди крайне редко меняли работу. Но несмотря на то, что условия изменились, правило укоренилось и действует и сегодня.
Новые пенсионеры
Европейские реалии несколько отличаются от российских – экономический кризис, который можно было наблюдать последние несколько лет, ударил там по молодым. Например, по данным Евростата, безработица среди молодого поколения в Греции и Испании 2012-2014 год превышала 50%.
При этом те, кто находится в диапазоне 40-60 лет, продолжали работать – они постепенно повышали свою квалификацию, чем и составили серьезную конкуренцию молодежи. В РФ же ситуация обратная – биржа буквально переполнена возрастными работниками, которые имеют устаревшие знания и навыки.
Все это – проявление дефектов системы образования. Советское время вложило в голову людей алгоритм, который предполагал необходимость окончания вуза или техникума, а после, с полученным багажом знаний, ему приходилось идти до конца его жизни. В то время, когда мир переживал техническую революцию, наша страна понемногу разваливалась, что не позволило сформировать систему непрерывного образования. Виновата тут и экономическая отсталость, поскольку большинство рабочих мест сегодня, как и раньше, не требуют качественного образования.
Даже закончив престижный вуз, соискатель сталкивается с отсутствием на рынке серьезной работы, в которой он сможет реализовать полученные знания. В итоге, ему приходится приходить в низкоэффективную занятость. Что говорить, даже тем, кто решается на повышение квалификации в 40 лет, часто некуда деваться. Подобные диспропорции и создают возрастную дискриминацию. Где же работать таким людям?
Государственные биржи предлагают даже образованным соискателям 50+ работу лифтеров, охранников, грузчиков и прочие профессии, не требующие квалификации. Благодаря интернет-сервисам, они также могут найти работу в сфере клининга, домашнего персонала, безопасности. Это совсем не значит, что они не способны на большее, просто в других сферах найти работу чрезвычайно сложно, если возможно вообще.
Возрастная революция
Вполне ожидаемо, но ставка на доступную и дешевую молодежь не всегда срабатывает, считает рекрутинговый аналитик Мария Игнатова. Еще год назад наметились тенденции, где компании вместо 2-х молодых специалистов берут на работу 1 зрелого и опытного, который ценит стабильность и способен приносить прибыль сразу, без подготовки.
Трендом такие настроения пока называть нельзя, но подобного рода настроения в HR среде имеют место. И это станет для соискателей 45+ отличной возможностью проявить свою гибкость, которой, по мнению многих работодателей, у таких работников попросту нет.
Еще одна тенденция – переход возрастного менеджмента в государственный сектор. Получив опыт в коммерческой работе, такие кадры могут быть очень даже полезными на госслужбе. В органах власти куда лояльнее относятся к возрастным работникам, поскольку продуктивность, в отличие от коммерческого сектора, является менее важным фактором, чем компетентность и лояльность.
В целом экономике точно нужны «новые» пенсионеры, поскольку надеяться на молодежь, которая держится за место, пока не заработает на новые кроссовки и iPhone, не приходится.
Более того, прогнозы совсем неутешительны – грамотность и уровень образования падают, а согласно опросам ВЦИОМ, 91% рекрутеров считают уровень навыков выпускников недостаточным для выполнения работы.
И хотя возрастными соискателями и «затыкают дыры», от которых отказывается молодежь, очень даже вероятно, что первые вскоре вытеснят последних с рынка труда. Такие тенденции уже наметились в государственном секторе, где на пенсию не выходят раньше 70-ти. И именно они позволят нам все-таки догнать геронтократическую Европу…
Разместить резюме Добавить вакансию