СМИ сообщают, что новый способ стимуляции граждан для участия в пенсионной накопительной системе был разработан Центробанком и Министерством финансов. По нему, те, кто будут согласны откладывать «десятину» своего дохода на пенсию, смогут получить снижение НДФЛ. Те же, кто, наоборот, откажется собирать на старость, получат повышение ставки минимум до 15%. Чиновники считают, что такие меры заставят граждан копить, но эксперты, следуя здравой логике, уверены, что все это негативно отразится на самых бедных, среди которых пенсионные накопления имеют самую низкую популярность. Карьерист.ру постарался разобраться в проблеме.
Новый вариант стимуляции
Привязка ставки подоходного налога к отчислениям в рамках Индивидуального пенсионного капитала, по мнению ЦБ, Минфина и Минэкономразвития, должна выглядеть так: если человек готов откладывать в ИПК 10% дохода, подоходный налог составит 10%; если гражданин не готов откладывать, НДФЛ составит 15%; если гражданин готов откладывать 4%, НДФЛ сохранится на уровне 13%. При увеличении ставки отчислений в ИПК в рамках 4-10%, ставка подоходного налога будет пропорционально уменьшаться. Об этом сообщили «Ведомости», ссылаясь на источники в лице нескольких чиновников федерального уровня, близких к обсуждению проекта концепции. По их информации, цифры пока не окончательные, а сама идея активно обсуждается в Минэкономразвития. До 15 марта правительство должно определиться с планом действий кабмина на будущие 8 лет, и данная концепция вполне может войти в этот план.
Несмотря на информационный вброс со стороны авторитетного издания, официально чиновники не подтверждают наличие такой идеи. Как сообщает «Российская газета», ссылаясь на пресс-секретаря министра экономического развития Елену Лашкину, в ведомстве подобной информации нет, и она не обсуждается. «Открестился» от новой концепции и Центробанк, хотя принципиально сама идея налоговой мотивации россиян к участию в ИПК, как утверждают представители регулятора, приемлема для них. «Ведомости» сообщают, что идея понравилась вице-премьеру Игорю Шувалову, но его представители ссылаются на то, что сегодня лишь идет дискуссия и обсуждаются разные варианты, в том числе и конструкции со страховыми взносами, так что выводы пока делать рано. В пресс-службе Минтруда сообщили, что получили проект новой концепции ИПК, занимаются его изучением, но конкретные параметры, как сообщает «ТАСС», пока называть отказались.
Изначальная модель пенсионного капитала предполагала, что в качестве стимулов для привлечения граждан, их взносы будут формироваться не только за счет собственных отчислений, но и за счет вычетов по страховым взносам, которые будут поступать на счета граждан автоматически. Кроме того, работодателям предлагалось также участвовать в формировании ИПК сотрудников, получая в отместку льготы по страховым платежам. Но эти идеи жестко раскритиковал Минтруда в лице Максима Топилина: мол, в стране и так дефицит социальных фондов – страховые платежи снижать нельзя.
Без стимулов никак
Объективно говорить о количестве россиян, согласных на участие в системе индивидуальных накоплений не может никто – оценки социологов разняться кардинальным образом, колеблясь в диапазоне от 5 до 70%. Например, согласно исследованию НАФИ, проведенному осенью 2016 года, на старость согласны копить лишь 16% граждан, при том, что 78% осознанно ждут помощи от государства. Эксперты едины в одном – успех системы ИПК возможен лишь в случае, если граждане будут заинтересованы участвовать в ней. Поэтому последние несколько месяцев вопрос стимулов для граждан и обсуждается столь активно. Но они, очевидно, должны носить позитивный характер – людей сложно мотивировать угрозой повышения налогов. Тем более что схема, предложенная Минфином и ЦБ, негативно коснется в первую очередь граждан с низкими доходами: им сложно будет откладывать, и именно для них повысится НДФЛ.
Как утверждает глава АНПФ Сергей Беляков, чьи слова приводит «Российская газета», полноценно участвовать в системе ИПК могут лишь те, чей доход выше 50 тыс. рублей. Все остальные категории граждан, входящие в низкодоходную группу, лишь пострадают от инициатив, разработанных в правительстве. Эту позицию поддерживает и Руслан Гринберг из Института экономики. По словам эксперта, инициатива привязки НДФЛ к размеру пенсионных взносов была бы жизнеспособна лишь в условиях существенного экономического роста. Но во время упадка, когда доходы граждан растут лишь в относительном выражении, новая модель может лишь вызвать недовольство граждан – реальным стимулом она стать неспособна.
Тем более что это все противоречит принципу добровольности пенсионных накоплений, который декларируют авторы реформы: мало того, что граждан будут автоматически подключать к системе ИПК, априори предполагая их согласие, так их еще и будут «штрафовать» повышенной налоговой ставкой, если те откажутся откладывать минимум 4% собственного дохода. Едва ли это можно назвать справедливым подходом.
Проблемы с реализацией
Многие сравнивают новую модель взаимодействия ИПК и НДФЛ с системой государственного софинансирования пенсий «1000+1000», но вместо равнозначной суммы, государство прибавляет к сумме взноса 50% в виде пониженной ставки налога (вносишь 10% дохода – 5% возвращается в виде НДФЛ). Но перспективы у такой программы отсутствуют. По мнению эксперта РАНХиГС Юрия Горлина, чьи слова приводит «ТАСС», программа «1000+1000» имела куда более высокую рентабельность для граждан, и была запущена в более благоприятные времена, но при этом не смогла собрать более 1 млн участников. Нынешняя же инициатива попросту нежизнеспособна: большинство населения не имеет возможности копить, в результате чего получит повышенный налог, а те, кто способны, не имеют доверия к системе, поэтому едва ли массово будут копить.
Кроме того, как считает эксперт, инициаторов ждут проблемы с воплощением своих идей в жизнь: россияне часто работают по совместительству, и в разных местах они могут отчислять разный объем средств в ИПК, что в итоге может помочь им уклониться от налогов. К тому же подоходный налог взыскивается не только с зарплаты, но и с других доходов, на которые пенсионные накопления распространяться не будут. Даже если вся эта модель сработает, эксперт уверен, что от нее пострадают как граждане с низкими доходами, так и региональные бюджеты, 40% дохода которых приходится на НДФЛ. Как Сергей Беляков рассказал «Ведомостям», все это больше походит на регрессивную шкалу НДФЛ, когда люди с более высокими доходами платят государству меньше. Или же на очередной способ повысить налоги для большинства населения.
И с экспертами сложно не согласиться – учитывая все эти комментарии и проблемы, предложение чиновников выглядит достаточно сомнительно. Вместо действенных методов борьбы с бедностью государство пытается установить повышенные ставки налогов для тех, кто и так не в состоянии отложить часть «кровных» для заслуженного отдыха. Безусловно, идея направлена на часть населения, имеющего возможность откладывать, но нежелающего это делать. Но пострадают от таких инициатив, очевидно, самые бедные.
В контексте всего этого можно сделать вывод – единственным действенным стимулом, который может мотивировать россиян участвовать в ИПК, может стать лишь серьезное повышение их реальных доходов. Только рост зарплат может способствовать развитию пенсионно-накопительной системы, ведь низкие доходы по-прежнему остаются самым главным ее препятствием. В противном случае независимо от модели привлечения людей в ИПК, она лишь еще сильнее усугубит системные проблемы.
Разместить резюме Добавить вакансию