Аналитические материалы Как построить карьеру Работодателям Совет HR-консультанта Соискателям

Что такое выгорание и как с ним справиться ?

профессиональное выгорание

Понятие выгорания был использовано в первый раз в 1974 году американскими психиатрами. ПИх исследования фокусировались на группе социальных работников, и на этом основании выявился синдром выгорания, который возникал, когда перед работником стояло слишком много задач. Усталый, обескураженный, обидчивый работник часто жаловался на головные боли. Какие могут быть причины возникновения этого синдрома? Когда он может появиться? Возможна ли профилактика этого заболевания?

Что такое профессиональное выгорание?
Выгорание — это синдром эмоционального истощения и неудовлетворенности профессиональной деятельностью, которая может возникнуть у людей, выполняющих действия, основанные на контактах с другими людьми.

Предполагается, что профессиональное выгорание касается сотрудников, которые каждый день работают с другими людьми, особенно в тех случаях, когда одна сторона помогает, а вторая нагружает заботами. Проблемы других людей могут быть в этом случае очень обременительными для работника, особенно когда он принимает их на себя в большом количестве, при длительном стрессе.

Поэтому предполагается, что выгорание, в основном, касается таких профессий, как врачи, медсестры, психологи, социальные работники, психологи и т. д.

Это не меняет того факта, что о выгоранию подвержены сотрудники в практически в любой профессии. Когда человек переутомлен, подвержен сомнениям, считает, что делает слишком много задач, годами не достигает успеха, теряет чувства удовлетворения от выполняемой работы, он ломается изнутри.

Стадии выгорания

Стадии выгорания
Выгорания появляется у работников постепенно. Как правило, это процесс, разделенный на пять фаз.

Первоначально появляются физиологические симптомы – различные виды боли, чувство усталости, бессонница или проблемы со сном, отсутствие аппетита и общий упадок сил. Затем в работнике появляется неприязнь к другим людям, он становится раздражительным, предпочитает изолировать себя, имеет проблемы с установлением человеческих контактов. На следующем этапе работник имеет проблемы с логическим мышлением и передачей и приемом информации. В следующей фазе он может перестать выполнять свои обязанности и иногда прибегает к использованию стимуляторов – алкоголя, сигарет, наркотиков и т. д. Последний этап проявляется чувством потери исповедуемых ценностей, пустотой, полным отсутствием интереса к другим людям.

Симптомы выгорания

Речь идет об эмоциональной разрядке. Как же это проявляется? Симптомами, которые свидетельствуют о том, что сотрудник подвергся выгоранию является:
  • пессимистический подход к выполнению задач и своей работы,
  • меньший интерес к тому, что происходит в жизни,
  • напряжение,
  • раздражительность,
  • снижение иммунитета, частые заболевания,
  • головные боли,
  • постоянная усталость,
  • проблемы со сном, бессонница,
  • проблемы с желудком/пищеварением,
  • цинизм в общении с клиентами/пациентами,
  • обвинение других в своих неудачах,
  • преуменьшение своих достижений и результатов работы.

профилактика выгорания

Выгорания – профилактика
Как видно из представленных выше сведений, появление выгорания может очень плохо влиять как на физическое состояние, так и на психическое состояние работника. Поэтому, особенно в профессиях, которые подвергаются выгоранию, профилактика — это очень важно.

Что можно сделать?
  • Проанализируйте свои профессиональные цели – ставьте перед собой только такие, которые реальны. Рассчитывайте также реальное количество задач. Если переоценить свои возможности, вы можете получить разочарование и уныние.
  • Помните, что жизнь — это не только работа. Сохраните баланс между личной жизнью и профессиональными делами. Научитесь отдыхать.
  • Найдите страсть, которой вы можете посвятить себя после работы, чтобы оторваться от нее.
  • Не перенапрягайтесь, учитесь отказывать, если у вас уже есть слишком много дел, делегируйте обязанности, если у вас есть такая возможность.
  • Помните о том, как важен сон. Побольше спите и позаботьтесь о качестве сна. Откажитесь от электроники перед сном, проветрите помещение, позаботьтесь о соответствующей подушке.
  • Сосредоточьтесь на положительных аспектах своей работы.
  • Развивайтесь, займитесь курсами и тренингами.
  • Помните о том, что вам нужны перерывы в работе.
  • Изучите способы борьбы со стрессом и используйте их каждый день в своей работе.
  • Не принимайте все лично, не берите все на себя.

Разместить резюме Добавить вакансию