Аналитические материалы

«Блат вне закона»: связи приравняют к коррупции

222

Блат – явление системное для России, а иногда даже системообразующее. Могущество связей в России трудно переоценить: без них не устроиться на работу, не попасть на госслужбу, не оформить земельный участок, не разобраться с полицией… да что там, даже ребенка в детский сад не устроишь. Блат имеет разные уровни – им считается и наличие связей в ВУЗе, и в военкомате, и даже в криминальных кругах, причем последние зачастую могут помочь гораздо больше, чем кто-либо другой. Многие видят в этом колоссальную проблему, мол, главная причина государственной неэффективности в том, что все ключевые посты занимают «свои люди». И с этим согласны все – все, кто по тем или иным причинам не нашел «нужных людей», и не смог добраться до «кормушки». А что, связи ведь – единственный работающий рецепт социального лифта в России…

Но Министерство юстиции решило положить этому конец – в ведомстве предлагают расширить понятие взяточничества и коррупции, и установить криминальную ответственность за блат. Внеся изменения в федеральное законодательство, чиновники намерены способствовать искоренению своячества в судейском корпусе, образовании, госаппарате и прочих сферах. Карьерист.ру выяснял, возможно ли победить блат в России, и необходима ли его криминализация.

Неимущественные выгоды

Как сообщают «Известия», ссылаясь на имеющийся у издания законопроект под авторством Минюста, ведомство разработало проект законодательных изменений, которое должно будет расширить трактовку понятия «взятка», включая в него «услуги неимущественного характера» и предоставление «неправомерных преимуществ». Мол, таких формулировок нет ни в УК РФ, ни в КоАП, ни в ФЗ «О противодействии коррупции», а это откровенно «развязывает руки» нечистым должностным лицам, открывая им возможности для злоупотреблений своим положением. И в инициативе Минюста действительно есть логика – действующая редакция ст. 290 УК РФ (Получение взятки) признает коррупционными лишь те действия или бездействие взяточника, которые были совершены им за получение имущества или услуг именно имущественного характера – о неимущественных выгодах речь не идет.

Если вдаваться в этимологию самого понятия «блат», то становится странно, почему такая форма протекции до сих пор не запрещена законодательно, ведь blat с польского – это «взятка». Интересно и то, что Минюст по сути является лишь конечным автором законопроекта, однако вовсе не инициатором – им является GRECO – международная организация по борьбе с коррупцией, которая объединяет 48 государств, в число которых входит и Россия. Как сообщают СМИ, новые антикоррупционные стандарты должны распространиться на судебную систему, в том числе и третейских судей, организацию отдыха, сферу образования и карьерную помощь в государственной службе. Будет ли запрет блата действовать на прочие отрасли – неизвестно. На данный момент Минюст не дал каких-либо официальных комментариев по этому поводу.

shurik_65097531_orig_

Считается, что блат в той форме, в которой он сформировался сегодня – это советский пережиток, вызванный в то время тотальным дефицитом. В советские времена существовала натуральная форма обмена, так как главной целью блата был доступ к товарам «черного рынка». Но дефицит перестал существовать уже давно, а неформальные формы решения вопросов в России продолжают существовать и по сей день. Причем практически всегда они сопряжены с натуральной коррупцией, наказываемой в соответствии с Уголовным кодексом и сейчас. Например, такого рода бартерные схемы действуют при выделении земельных участков: застройщик получил желаемую землю, а чиновник, который земельными вопросами – права на квартиру в будущей новостройке.

Существует и масса других примеров в любой из сфер жизни, в том числе и в сфере рекрутинга. Впоследствии это приводит к созданию социального неравенства в обществе, снижению конкуренции и мотивации между кадрами, снижению эффективности производства, способствует расслоению, усилению коррупции, бюрократии и должностного произвола. Американские исследователи пришли к выводу, что такое явление, будучи системным, и вообще разъедает мировую экономику.

Новый подход к коррупции

С тем, что «нематериальный характер» коррупции сохранился в современных условиях отсутствия дефицита, согласны практически все. По мнению главы Национального антикоррупционного комитета Кирилла Кабанова, которого цитируют «Известия», неимущественная коррупция в современной России имеет имущественную подоплеку. Однако, это далеко не пережиток советской системы – такие формы взяточничества существуют по всему миру. Например, найти нормальную работу в США без хороших знакомств также нереально, как и у нас. Да и в Гарварде конкурс высокий вовсе не потому что там сидят лучшие умы, а потому что сынам и дочкам «сильных мира сего» нужен престижный ВУЗ. Главная их надежда – завести там влиятельные знакомства, наладить связь с будущими правителями, а там и за одногруппников не грех словечко замолвить…

Не меньше блата и у китайцев – у них даже есть каста специальных посредников, которые имеют «гуаньси» (местный блат) в высших кругах, и услугами которых часто пользуется иностранный бизнес. Но в России «связи» решают гораздо больший круг вопросов, не ограничиваясь лишь крупными финансовыми схемами: это организация отдыха, оплата перелетов, страхование, прохождение конкурса в ВУЗ, трудоустройство на «теплые места», карьерная протекция, получение званий и ученых степеней, получение справок, налоговые поблажки и даже выделение места на кладбище!

kor

Процесс внесения предложенных международной организацией поправок в законодательство вызывает у юристов ряд вопросов.
В частности, озвученные формулировки должны получить в законодательстве не только отражение, но и ясную трактовку, ведь «услуги неимущественного характера» могут толковаться очень даже широко, что в итоге приведет злоупотреблениям со стороны правоохранительных органов. Помимо этого, коррупция в принципе получает новый подход, ведь меняется оценка самой взятки. Это же может вызывать и проблемы с доказыванием коррупционных деяний, ведь такой вид взяточничества сложно установить.

Хотя, как считает Кабанов, проблем с этим возникнуть не должно – взяточники так или иначе договариваются о неправомерной выгоде, и зафиксировать это при помощи материально-технических средств, которыми обладают правоохранители, не так-то и сложно. Другой вопрос, что в таких нарушениях, как правило, заинтересованы обе стороны «блата», и поэтому зафиксировать факт «по заявлению» получится вряд ли, единственная возможность – это негласные методы слежки и прослушивания.

Ужесточение – не выход

Законодательные изменения бесспорно восполнят пробелы, существующие сегодня в законодательстве относительно нематериального характера взятки, и это, безусловно, плюс. К тому же, распространение уголовной ответственности на третейских судей, если оно действительно будет работать, существенно снизит коррупцию в этой сфере. Однако расширение мер ответственности, как и понятия взятки, едва ли будет способствовать снижению коррупционных настроений в обществе. В силу огромных масштабов российской коррупции, наравне с неотвратимостью наказания, главным инструментом борьбы с коррупцией должно стать искоренение причин ее возникновения и развития. Карательные меры не выход, и яркий тому пример – Китай, в котором с момента введения смертной казни за взятки уже расстреляли десятки тысяч чиновников, но коррупция лишь растет.

Дело в том, что ужесточение антикоррупционного законодательства и усиление прессинга со стороны правоохранителей приводят лишь к усложнению схем, привлечению посредников и повышению «ставок» – брать-то стало опаснее, следовательно, коррупция становится дороже. В этой связи единственным выходом являются превентивные, а не карательные меры. Нет, безусловно, неотвратимость наказания за взятки должна присутствовать, но пока будут те, кто «дают», будут и те, кто «берут».

rabota-v-bolgarii-002

Общественное сознание заточено на блат – «благодарность в конверте» чиновнику или врачу за справку уже стала нормами приличия и нормального поведения гражданина. Общество принимает «правила игры», которые ему диктует коррупция, и очень даже не против использовать преимущества, которые она ему предоставляет. Несмотря на декларативный гражданский запрос на борьбу с коррупцией, внутренняя позиция общества остается неизменной: «взяточников – на нары, а моя взятка не такая уж и серьезная…».

В таких условиях даже самые серьезные изменения в антикоррупционное законодательство не смогут принести какого-либо ощутимого результата. Лишь совокупность неотвратимости наказания, симбиоза гражданского общества с государством и изменения позиции общества смогут дать коррупции реальный бой. Ну а криминализация блата, если и не останется лишь на бумаге, то едва ли пойдет дальше показательных арестов. Впрочем, это лучше, чем ничего.

Разместить резюме Добавить вакансию