Аналитические материалы

Надзор ударит по кадрам: что ждет инспекторов проверяющих ведомств?

business-1

Чрезмерная бюрократизация надзорной деятельности является одним из препятствующих нормальному развитию бизнеса факторов. Не учитывая коррупцию, одно лишь выполнение установленных законом требований обходится предпринимателям в сумму, эквивалентную 5% российского ВВП. Чтоб упростить жизнь отечественному бизнесу, власть анонсировала с начала 2017 года проведение реформы надзорной деятельности, которая станет национальным проектом. Главной задачей реформы станет перераспределение объектов проверки, где государство откажется от тотального и регулярного контроля над бизнесом, переходя на риск-ориентированные факторы, предотвращение нарушений и минимизацию ущерба.

Новые условия работы потребуют переформатирования и самих надзорных органов – инспекторов будут трудоустраивать лишь на конкурсной основе, и будут регулярно переаттестовывать, обучать «новой философии» работы и материально мотивировать за честность и добросовестность в своей деятельности. На должностях, где коррупционные риски особенно велики, планируется провести ротацию чиновников, в результате которой многие потеряют работу. Новая жесткая кадровая политика затронет 10 из 12 ведомств – МЧС и МВД пока решено «не трогать». Карьерист.ру разобрался, что еще ждать работникам надзорных ведомств от новой реформы?

Без сплошных проверок

Если про запуск реформы заговорили еще в середине осени, то конкретные нормативы, как и паспорт приоритетного национального проекта, был представлен общественности лишь 21 декабря. По нему, реализация программы рассчитана до конца 2025 года, участвовать в ней будут 12 основных контрольно-надзорных ведомств, среди которых полиция, спасатели, налоговики, трудовые и медицинские комиссии, таможенная служба, потребительский и природный надзор и т.д. По словам премьер-министра Дмитрия Медведева, новая программа должна обновить идеологию и перейти к современной модели надзора, носящей сервисный характер и пропагандирующей партнерские отношения с проверяемыми лицами. Это будет способствовать развитию бизнеса, а не «пустому» усилению контроля.

Принцип, по которому контролирующие органы работают сегодня, сводится к банальной и сплошной проверке всех подконтрольных предприятий, которая проводится с установленной руководством или нормативными актами периодичностью. Нет ничего странного в том, что тотальные проверки приводят к неэффективному распределению трудовых ресурсов проверяющих, оставляя без внимания те места, где проверки действительно нужны. Масштаб проблемы огромен – по данным паспорта программы, которые приводит «РБК», в стране ежегодно проводится больше 2 млн проверок, но вместо улучшения ситуации, издержки предпринимателей на их прохождение только растут. Как говорит один из авторов реформы Михаил Обызов, «что-то у нас происходит не так».

sage-crm

Среди главных целей приоритетного национального проекта – снижение смертности по рискам, контролируемым государством (на производстве, при чрезвычайных ситуациях, от отравлений продуктами питания, в т.ч. алкоголем и т.д.) на 15% за будущий год, на 50% – к концу срока, на который она рассчитана. Кроме этого, планируется снизить на 100% административную нагрузку на предпринимательство – формула, по которой она будет оцениваться, будет разработана к середине будущего года.

Интересно, что на некоторые сферы надзора реформа распространяться не будет – она не затронет вопросы борьбы с преступностью, общественную безопасность и нацоборону. Очевидно, авторы документа сочли эти сферы слишком специфическими, чтоб реформировать их вместе с другими. Тем не менее это оставляет поле для злоупотреблений, с которыми контролирующим органам еще предстоит разобраться.

Конкурс и зарплаты

Первый этап реформы, согласно опубликованному паспорту, будет предполагать набор чиновничьего состава в органы федерального подчинения, которые и будут участвовать в реформе надзора. Таким образом, проведением надзорных функций, в результате кадровых изменений, будут заниматься совсем другие люди. Новых инспекторов планируют отбирать на конкурсной основе, где на одно рабочее место будет претендовать минимум 3 кандидата. Высшее руководство органов, а это начальники, замы и главы кадровых служб, заново набирать не будут – их лишь переаттестуют. Кадровые чистки коснуться всех ведомств, кроме полиции и МЧС – паспорт программы прямо указывает на это, не аргументируя такое решение. Интересно, что именно на МЧС приходится самая большая доля по количеству проведенных инспекций – она достигает 20% от 2 млн проверок, проведенных 12 реформируемыми ведомствами.

1381-970

Новых инспекторов планируют отбирать на конкурсной основе, где на одно рабочее место будет претендовать минимум 3 кандидата.

К инспекторам и их руководству будут предъявлять специальные требования, которые будут касаться как их компетенции, так и эффективности работы.
Их невыполнение будет выступать причиной для принятия «кадровых решений» и по сути увольнений. Но, будут и «пряники» – паспорт программы будет предполагать разработку системы материальной и нематериальной мотивации, что конкретно имеется в виду, авторы не уточнили. Планируется и повышение зарплат, конкретное решение по которому будет принято не раньше 2018 года. Менять будут и саму систему оплаты труда, которая будет мотивировать чиновников надзорных органов работать как можно эффективнее в интересах проверяемых, и будет способствовать снижению текучки.

Взамен, работники контролирующих органов должны будут пересмотреть свои требования к проверяемым организациям и привести их в актуальное современному рынку состояние. Дабы избежать усиления административного контроля, каждое новое введенное требование должно заменить 2 старых. Чтоб сделать процесс надзора прозрачным, на сайтах ведомств будут размещены исчерпывающие перечни нормативных актов и требований, которые должны соблюдаться подконтрольными надзору организациями. Сегодня это становится главным препятствием для успешного прохождения проверок – предприниматели до конца не понимают, каким конкретно требованиям они должны соответствовать. Дабы снять все вопросы, инспекторы будут регулярно публиковать обзоры проверок, где будет производиться детальный разбор, «как нужно» и «как нельзя».

Коррупции – бой

Одним из главных вопросов, который будет решать новая реформа – это антикоррупционная борьба.
Чтоб исключить «поле для маневров», реформаторы планируют определить конкретные критерии, по которым инспекторы надзорных органов будут принимать те или иные решения в отношении подконтрольных организаций. Чтоб контролеры понимали всю серьезность проблемы, планируется ежегодно проводить курсы, на которых чиновникам будут разъяснять «вопросы профилактики коррупции». Каждый год к ним будут привлекаться около 30 тыс. проверяющих, а сами материалы будут ежегодно совершенствоваться. Чтоб объективно оценить масштабы надзорной коррупции, среди служащих проведут исследования, по результатам которых, на самых коррумпированных должностях проведут ротацию. Дабы исключить соблазн в получении взятки, проверяющих оснастят аудио- и видеорегистраторами, которые они обязаны будут использовать при выполнении своих надзорных обязанностей.

Иные шаги по борьбе с коррупцией описаны в паспорте программы лишь в общих чертах: прозрачность процессов, четкая регламентация обязанностей, выделение конкретных критериев для принятия решений и т.д. Интерес вызывают и новые технические «фишки», которые будут сопровождать работу надзора. Например, каждой подконтрольной организации будет выделен виртуальный личный кабинет на портале ведомства, где они смогут взаимодействовать с надзорными органами и обжаловать решения инспекторов вышестоящему руководству. По мнению авторов проекта, это позволит автоматизировать надзорный процесс и сократить его издержки. Кстати, о расходах.

i-1

Проверяющих оснастят аудио- и видеорегистраторами, которые они обязаны будут использовать при выполнении своих надзорных обязанностей.

Бюджет национального проекта рассчитан лишь на будущие 3 года – в смете на будущую трехлетку заложены ежегодные расходы в размере 150 млн рублей – довольно скромные цифры, если учесть масштаб анонсированных нововведений. В реальности, одна только модернизация технических возможностей ведомств потребует гораздо более высоких затрат. Видимо поэтому, недостаток денег и называется авторами проекта как одно из главных возможных препятствий для его реализации. С другой стороны, сокращение требований для бизнеса, которые самим государством и были завышены, не потребует особых расходов, а ведь именно снижение административной нагрузки и является главной задачей реформы.

В конце концов, недостаток средств едва ли можно назвать адекватным оправданием для отказа от административной реформы. Надиктованная временем, она требует изменения идеологии и принципов работы чиновников, а для этого большие деньги не нужны.

Разместить резюме Добавить вакансию