Аналитические материалы

Легализация занятости: в России продолжают «обелять» рынок труда

huge_4532659b-427b-480b-bf6c-97cdb2cf239e

Как мы знаем, последнее время российская власть серьезно взялась за борьбу с теневым рынком труда. Уже неоднократно приходилось слышать и про поощрительные налоговые инициативы, направленные на добровольное узаконивание самозанятых, и про наказание «нелегалов», путем лишения их права на бесплатное использование социальной инфраструктуры. Одним словом, «бой с тенями» рынка труда сегодня явно в тренде. И такие меры вполне логичны – Пенсионный фонд, как и весь бюджет, несут колоссальные убытки из-за недоуплаченных страховых взносов и налогов – эксперты оценивают их триллионами рублей. Так что масштаб проблемы вполне понятен.

В этом деле власти очень даже решительны: как приводит данные Роструда «РБК», с начала 2015 года правительственным ведомствам удалось выявить около 3,77 млн официально «неработающих» работников российских предприятий – с ними не были заключены трудовые договоры, а поэтому каких-либо отчислений естественно не проводилось. Вступая с сотрудником в нелегальные отношения, работодатели сильно рискуют, ведь только за текущий год к ответственности привлекли свыше 8 тыс. компаний, на которые были наложены серьезные штрафы. Карьерист.ру попытался выяснить, как власти «зачищают» теневой рынок от нелегальной занятости.

Белый рекрутинг

Как говорил еще весной руководитель Роструда Всеволод Вуколов, легализация неформальной занятости – один из приоритетов экономической безопасности нашей страны.
Широкое внимание чиновников данная проблема привлекла в 2014 году с приходом кризиса. Тогда начиная с 2015 года были приняты дополнительные меры по сокращению численности «нелегалов» на трудовом рынке, которые позволили выявить почти 3,8 млн неофициально трудоустроенных граждан. Как сообщает сайт Роструда, из этого общего числа около 2 млн граждан было легализовано в прошлом году, а в 2016 году еще около 1,5 млн – с ними официально заключили трудовые договоры.

По данным «РБК», Федеральная служба по труду и занятости занимает центральное место в легализации серого рынка – в ней создан специальный оперативный штаб, который осуществляет координацию действий всех субъектов этого долгосрочного проекта. По распоряжению правительства в нем задействованы множество ведомств, начиная федеральным, и заканчивая муниципальным уровнем, на котором работают инициативные и мониторинговые группы. Главная задача – выявить нелегальных работников, в чем помогают такие органы, как ПФР, ФНС, Центры занятости, ФСС. Они предоставляют данные, обработка которых позволяет определить наличие официально нетрудоустроенных, но работающих граждан.

trudovaya-knizhka-v-buryatyi

Органы ПФР, ФНС — помогают выявить нелегальных работников

Кроме этого, как передают слова замглавы Минтруда Андрея Пудова «РИА Новости», основательное взаимодействие в вопросе борьбы с серым рынком налажено с правоохранительными органами. Но наказание нарушающих закон работодателей – неглавная задача проекта, в качестве основной цели выступает именно легализация. Поэтому прежде чем привлекать рекрутеров к ответственности им позволяют добровольно оформить работающих сотрудников. И уже потом, когда предупреждения комиссий и рабочих групп оказываются неэффективными, к ним приходят проверки из трудовых инспекций и налоговых служб.

И это приносит свои плоды: после посещения компании инспектором по труду, работодатели гораздо активнее заключают со своими сотрудниками трудовые договоры – только за текущий год, благодаря им численность официально трудоустроенных увеличилась более чем на 80 тыс. человек. Как заявил Пудов 5 октября на заседании парламентского комитета по труду, легализация в этом году лишь 1,2 млн граждан принесла в бюджет ПФР лишние 15 млрд рублей – довольно существенная сумма, даже в масштабах фонда. Размер дополнительных налоговых поступлений будет еще больше.

Впрочем, пока эксперты могут объективно оценить лишь понесенные бюджетные потери.

Масштаб проблемы

Согласно данным Росстата, доход ПФР, полученный за счет взносов от компаний в прошлом году, составил 3,86 трлн рублей. При этом ежегодные потери фонда от серых и черных зарплат, по словам Александра Сафонова из РАНХиГС, которые приводит «РБК», могут достигать 1,5 трлн. Но даже они не могут полноценно покрыть расходы ПФР, которые уже в 2015 году превысили 7,5 трлн рублей. В общей сложности, согласно проекту «Основных направлений бюджетной политики» на будущие 3 года, которые на днях были опубликованы Министерством финансов РФ, объем нелегальных заработных плат в России достигает 5 трлн рублей, однако, к «рецептам» от Минфина вернемся позже.

Несмотря на внушительные потери, вопреки долгосрочным прогнозам экспертов, серый рынок последние годы демонстрирует пусть небольшое, но уменьшение – вероятно, принимаемые Рострудом меры все-таки дают результат. Так, согласно исследованию Института общественных наук РАНХиГС, проведенному в начале лета, в течение года тем или иным образом в «тень» были вовлечены около 30 млн человек, что превышает 40% экономически активного населения. Около 9 млн из них занимают «черный» сегмент теневого рынка, а все остальные получают неофициально лишь часть зарплаты или имеют нелегальные дополнительные доходы. К слову, в 2006 году численность нелегалов превышала 45%, а в 2013 году – 44%.

i

9 млн занимают «черный» сегмент теневого рынка.

Но такое снижение можно скорее отнести к символическому.
Однако работу проекта по легализации рынка также нельзя назвать полноценной. Как рассказал в Госдуме Пудов, ряд проблем создает отсутствие у рабочих групп Роструда, которые функционируют на муниципальном уровне, доступа к данным Пенсионного фонда. Невозможность оперировать персональными данными граждан, благодаря которым можно выявить факты нелегальной занятости, усложняют работу ведомств. В связи с этим правительство просит предоставить муниципальным группам такой доступ.

Как сообщает «РБК», данная норма предусмотрена в законопроекте, поданном Минтрудом, который сейчас как раз рассматривается правительственным комитетом по труду. По нему правительственные чиновники предлагают дать доступ ведомствам Роструда к персональным данным граждан, содержащимся в системах ПФР и ФСС. Но конкретного решения по этому документу со стороны комитета пока нет: поскольку он предполагает серьезное расширение круга чиновников, которые получают доступ к персональным данным, многие высказывают опасения про незаконное их использование, даже несмотря на то, что за это предусмотрена ответственность.

И эти опасения небезосновательны – сегмент информации, к которому будет открыт доступ, является воистину огромным. Там можно будет найти и трудовую биографию, и страховые отчисления, и лицевые счета, и множество других данных.

Рецепт от Минфина

Впрочем, обнаружение нелегалов – не единственный вектор правительственной политики, направленный на легализацию рынка труда. Так, согласно проекту «Основных направлений бюджетной политики», как сообщают «РИА Новости», Министерство финансов планирует разработать ряд документов, которые будут стимулировать рынок труда к «обелению». В частности, они будут направлены на создание условий, при которых законно работающие предприятия будут получать налоговые поблажки, в то время как «уклонисты», серьезно повысят свои расходы.

В Минфине отмечают, что в РФ неприлично высокий уровень налоговой нагрузки на труд, которые приходится оплачивать бизнесу. Все это создает ряд преимуществ для тех, кто осознанно относит себя к теневому рынку, используя для оплаты труда банальные «конверты» или другие «серые» механизмы. Такая несправедливость заставляет многих уходить в тень – по данным ведомства, начиная с момента повышения страховых взносов в 2010 году наблюдается отрицательная динамика – число официально занятых уменьшилось на 5% (- 1,6 млн россиян).

Connect business people network connections

Если учитывать объемы серых зарплат, которые, как мы уже говорили, составляют 5 трлн рублей, то они – основной фактор, который создает налоговые диспропорции на рынке труда. По мнению чиновников из Минфина, именно тут можно открыть самый большой «потенциал собираемости» налогов если не в ближайшее время, то в среднесрочной перспективе. В случае положительного влияния разработанных в будущем министерством мер, которые повысят административную и налоговую нагрузку на нарушителей трудового законодательства, то эффективные бизнес-модели «рискуют» стать гораздо популярнее «серых» схем.

Предпринимаемыми мерами Минфин планирует существенно повысить собираемость и налогов, и страховых взносов, параллельно уменьшая административную нагрузку на бизнес. И если они таки будут разработаны, и понесут действительно «налоговый позитив» для работодателей, то они, несмотря на то, что разработаны Минфином, могут стать гораздо эффективнее принудительных мер и ответственности, которой работодателю сулит игнорирование обязанности по официальному оформлению сотрудников.

Разместить резюме Добавить вакансию