Курс на снижение: зарплаты чиновников могут сокращаться еще 3 года

Экономическая нестабильность накладывает отпечатки на все сферы жизни общества, затрагивая, порой, даже самые, казалось бы, защищенные прослойки. Наглядным примером того выступают российские чиновники, которым третий год подряд, по мере изменения экономической ситуации, всячески урезают финансирование. Их уже успели лишить индексации заработных плат, ввели мораторий на повышение жалования, и даже понизили его в 2015 году на 10%. Но даже это не пошатнуло позиции госслужащих в «зарплатной сетке» – уровень их доходов по-прежнему остается выше отметки «средней зарплаты в России».

Но давление бюджетных трудностей оказалось сильнее, чем рассчитывали власти. Теперь чиновникам, судя по всему, нужно готовиться к новым сокращениям своих окладов – об этом говорит сокращение расходной части государственного бюджета на будущую трехлетку, о чем сказано в его проекте. Однако, экономическая нестабильность не единственная причина понижения зарплат – реформа государственной службы, которая предполагает «конкурентное» жалование для чиновников, оказалась отложенной до 2018 года. Но, судя по проекту бюджета, некоторые ведомства свои фонды оплаты труда все же смогли увеличить. Очевидно, реформы в них уже начались.

Уменьшение вместо роста

В правительство готовятся очередной раз сократить заработные платы государственных служащих.
Они уже поддались сокращениям на 10% в 2015 году, когда, после потрясений 2014 года, стало понятно, что кризис «всерьез занялся» Россией. В результате таких мер тотальной экономии, труд чиновников сегодня оплачивается на уровне 2012 года, и многие эксперты пророчили сохранение зарплат на таком уровне до 2019 года. Но, как пишет «Газета.ru», указанное сокращение на 10%, согласно документам Минфина и проекту бюджета 2017-19 гг, это величина сокращения расходной части государственного бюджета, которая имела место в 2016 году. То есть сокращение зарплат чиновников обосновано сокращением расходов бюджета, что в целом вполне справедливо.

Однако, в начале ноября в СМИ появились новости, что согласно «Плану развития гражданской службы», зарплаты чиновников будут повышены к 2019 году на 38%, что сразу компенсирует все потери служащих за прошедшие 7 лет. Тем не менее какие-либо надежды управленцев на повышение их зарплаты были практически сразу разрушены заявлениями членов правительства, и даже пресс-службой Кремля. Все как один рассказали, что сегодня существует мораторий, денег в стране нет, каких-либо кардинальных изменений этой политики не планируется, ресурсов на увеличение зарплат в бюджете на будущую трехлетку не заложено, а само повышение, вообще, является теоретическим и в силу сложившейся ситуации достигнуто не будет. Так что на рост зарплат чиновники больше не надеяться.

Но теперь им есть и чего опасаться. Госбюджет на будущую трехлетку, как и бюджет 2016 года, предусматривает сжатие расходной части – в будущем году на 6%, в 2018 году на 9%, в 2019 году на 11%. В связи с этим правительственные ведомства вполне обоснованно опасаются повторения ситуации 2015 года и новых указаний по снижению зарплат. Учитывая нынешние экономические тенденции, такие сокращения вполне возможны – даже при грубом расчете, за 3 будущих года зарплаты чиновников в таком случае уменьшаться на 26%, что, конечно же, грубо противоречит направленности на повышение престижа государственной службы. Однако, это ежегодно позволит экономить до сотни млрд рублей, что сегодня для государства гораздо важнее.

Впрочем, такие планы носят слишком негативный прогноз, учитывая тот факт, что «дно» кризиса официально пройдено. Конечно, зарплаты чиновников, по указанию «верхов» вполне могут продолжить свое снижение, но явно не на 26%. Скорее всего, ссылаясь на существующие тренды, оклады на будущий год таки понизят на 6%, чтоб в 2018 году снова их поднять, дабы показать хоть какой-нибудь прогресс. Тем более, что в 2018 году пройдут президентские выборы, а реформы перед ними (или после них) особенно важны для кампании.

Зарплаты без реформы не пройдут

Возможность «конкурентного» повышения заработных плат для чиновников обсуждалась еще в «далеком и успешном» 2012 году – тогда президент увязывал потенциальный рост окладов вместе с проведением административной реформы госслужбы. Как пишет «Газета.ru», такая реформа была предусмотрена отдельным «майским указом» под №601. Согласно документу, кабмин должен был еще в 2012 году разработать меры, которые бы усовершенствовали систему оплаты труда чиновников, учли ситуацию на рекрутинговом рынке, обеспечили соответствие зарплат в отдельных профгруппах и способствовали снижению коррупции. Но, повышение зарплат, скорее, побочное следствие, основная задача – проведение административной реформы, которая предполагала повышение качества взаимодействия государственных органов с гражданами, путем реализации перечня мероприятий. Однако какого-либо отчета по исполнению предписаний опубликовано не было, поэтому и оклады, повышение которых привязано к результатам, не выросли.

Летом 2016 года про необходимость проведения административной реформы заговорили вновь.
Результатом стал новый План развития гражданской службы 2016-18 гг., обязанности по реализации которого возложены на Минтруд. По нему, компенсаторное повышение заработных плат госслужащих предусмотрено в конце 2018 года, а вместе с ней должна поменяться и сама система оплаты труда, главная проблема которой – ее конструкция. Госслужащие сетуют: гарантированная часть зарплаты – оклад, составляет меньшую ее часть, притом, что основной доход формируют больше 10 видов дополнительных выплат – разного рода премии, выслуга, стаж, доплаты за ранг и т.д. После проведения реформы, гарантированная часть должна справедливо вырасти, что и обещано новым Планом.

Однако, до его реализации как минимум два года, а на данном этапе от прибавок и «конкурентного» повышения решено отказаться. Уверенности в этом добавляет и реформа надзора, признанная приоритетным направлением государственной политики. Она также предусматривает некоторые изменения в структуре зарплат чиновников, в частности, их привязку к результатам деятельности служащих. Но первых результатов сего мероприятия ждут лишь в 2018 году, а на данном этапе лишь проводятся обсуждения в правительстве и подготавливается текстовая часть самого документа. Так что пока анонсированные реформы не будут реализованы на практике, какого-либо увеличения дохода госслужащим точно ждать не стоит. Хотя, есть и исключения.

Оклады меньше – расходы больше

Так, согласно проекту бюджета на будущую трехлетку, фонд оплаты труда федеральных госслужащих увеличивается в сравнении с показателями текущего года. Так, если после 10% снижения расходов объемы фонда составляли 93,24 млрд, то в 2017 году он вырастет на 2,61 млрд рублей. В 2018-19 гг. увеличение фонда составит уже почти 3,7 млрд, достигнув объема в 96,93 млрд рублей. Анализ бюджетного пакета документов позволяет утверждать, что рост расходов на зарплату чиновников связан с увеличением расходов в трех федеральных ведомствах – Министерстве финансов, налоговой службе и правительственном аппарате.

В первую очередь лишние средства понадобятся налоговикам – их штат, в связи с передачей обязанностей по администрированию страховых платежей работодателей, увеличится, поэтому нужно дополнительное финансирование. Однако, сомнения вызывает целесообразность такой передачи: в связи с оптимизацией должны уменьшиться бюджетные расходы, но их увеличение предусмотрено как для самой налоговой, так и для ПФР, который от вышеуказанных функций избавился. Кроме налоговиков на часть «лишних» средств претендует и аппарат кабмина – там в будущем году на 30 позиций планируется расширить штат. Для этого им дополнительно понадобится 111 млн рублей только в 2017 году. Обязанности и функции новых сотрудников не уточняются, но путем элементарных расчетов можем выяснить, что их среднемесячная зарплата будет на уровне в 308 тыс. рублей.

Увеличивает свой зарплатный фонд и Минфин – только в будущем году на 162 млн рублей. Ведомство также открывает новые рабочие места, что связано с расширением его фискальных функций, однако, про конкретное их количество не уточняется. Таким образом, на «лишние» деньги в будущем претендуют только те структуры, которые в текущем году обзавелись новыми полномочиями. Справедливо ли это – покажет лишь время и конкретные результаты, которые ведомства презентуют в ближайшем будущем. Но сам факт того, что при всеобщей тотальной экономии, бюджетным секвестром и прочими мерами оптимизации расходы некоторых ведомств лишь растут, явно вызовет резко негативные отклики в обществе.

Разместить резюме Добавить вакансию