Тренер преподаватель по шахматам ( КМС.)
Владимир
Возраст
60 лет (16 Сентября 1964)
Город
Москва
Описание
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования города Москвы
«Центр детского и юношеского творчества «_________»
«Утверждаю»
Принята на заседании Руководитель
методического (педагогического) совета
Протокол № ____ ГБОУ ДО города Москвы
от «____» ________ 20___ года ЦДЮТ «_________»
___________ Ф.И.О.
печать
Приказ № ____
от «____» ________ 20___ года
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Шахматная игра»
Направленность: спортивная
Уровень программы: ознакомительный
Возраст учащихся: 7-11 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Павловский Владимир Петрович,
педагог дополнительного образования
Москва 2017
1. Пояснительная записка.
1.1. Введение
Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по шахматам являются неотъемлемой частью образовательного процесса. В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации в числе основных направлений занятий по шахматам, выделено спортивно – оздоровительное направление.
Программа занятий по шахматам “Шахматная игра” предназначена для спортивно-научной работы с учащимися 1-4 классов, проявляющими интерес к физической культуре и спорту, включая логическое мышление, тренировку памяти и росту интеллекта.
В данный момент в школе происходят радикальные изменения, связанные с приоритетом целей обучения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Грамотно поставленный процесс обучения детей шахматным азам позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, дает возможность учить детей без принуждения, поддерживать устойчивый интерес к знаниям, использовать многообразие форм обучения. Стержневым моментом уроков становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок, рассказов и др.
Шахматы в школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Обучение игре в шахматы с раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойства характера.
А.Алехин писал: “Шахматы не только знание и логика, но и глубокая фантазия. Посредством шахмат я воспитал свой характер. Шахматы не просто модель жизни, но и модель творчества. Шахматы, прежде всего, учат быть объективными. В шахматах можно сделаться большим мастером, лишь осознав свои ошибки и недостатки. Совершенно также как и в жизни”.
Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: “Разумом одерживать победу”.
Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость – это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.
Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательных занятий учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.
Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать правильность своих воззрений, поступать решительно, проявлять в зависимости от обстоятельств выдержку и твердость, осторожность и смелость, умение фантазировать и умение смирять фантазию. И всё это же самое требуется в шахматах. Они многогранны и обладают огромным эмоциональным потенциалом, дарят “упоение в борьбе”, но и одновременно требуют умения мобилизировать, и концентрировать внимание, ценить время, сохранять выдержку, распознавать ложь и правду, критически относиться не только к сопернику, но и к самому себе.
Следовательно, они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта.
Однако установка сделать из ребенка гроссмейстера, не является приоритетной в данной программе. И если ребенок не достигает выдающихся спортивных результатов в шахматах, то это не рассматривается как жизненная неудача.
Нормативно-правовой и документальной базой программы являются:
Федеральный закон № 273
1.2. Цели и задачи обучения:
Программа по общеинтеллектуальному направлению “Шахматная игра” может
рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса. Основная идея программы заключается в мотивации учащихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья учащихся, в основу, которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы. Программа “Шахматная игра” носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующей цели: создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Целью реализации основной образовательной программы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником общеобразовательного учреждения целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Цель конкретизирована следующими задачами:
• создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
• формирование универсальных способов мыследеятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).
• воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Выстраивая предполагаемый образ выпускника, мы исходим из того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием.
1.3. Особенности реализации программы, количество часов и место проведения занятий.
Программа по общеинтеллектуальному направлению “Шахматный мир” предназначена для проведения занятий, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т.е–45 минут.
Группы комплектуются учащимися с 1-4 классов.
Основные формы и средства обучения:
1. Практическая игра.
2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
4. Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
5. Участие в турнирах и соревнованиях.
Подобная реализация программы по общеинтеллектуальному направлению “Шахматный мир” соответствует возрастным особенностям учащихся, способствует формированию личной культуры здоровья учащихся через организацию здоровьесберегающих практик.
1.4. Содержание программы и методические рекомендации.
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
• Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
• Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
• Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
• принцип психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
• принцип целостного представления о мире – при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
• принцип вариативности – у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
• принцип творчества – процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести
ответственность за них.
Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению “доматового” периода игры.
На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность детей на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Учебный курс включает шесть тем: “Шахматная доска”, “Шахматные фигуры”, “Начальная расстановка фигур”, “Ходы и взятие фигур”, “Цель шахматной партии”, “Игра всеми фигурами из начального положения”. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленным изучением отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.
В качестве учебника предполагается использовать
Содержание:
1. Шахматная доска и фигуры
Место шахмат в мировой культуре. Роль шахмат в воспитании и развитии личности особенности психологической подготовки юного шахматиста. Понятие о здоровом образе жизни. Сильнейшие юные шахматисты мира.
Шахматная доска. Поля, линии, их обозначения. Легенда о возникновении шахмат. Шахматные фигуры и их обозначения. Позиция, запись позиции.
Практическая работа: тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
2. Ходы и взятие фигур
Геометрические мотивы траектории перемещения шахматных фигур. Ходы и взятие ладьи, слона, ферзя, короля, коня и пешки. Логические связки «и», «или», «не».ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске. Превращение пешки и взятие на проходе пешкой. Угроза, нападение, защита, двойной удар. Контроль полей. Ограничение подвижности фигур. Моделирование на шахматном материале. Рокировка, правила ее выполнения.
Практическая работа: упражнения по выполнению ходов отдельными фигурами и на запись ходов; дидактические игры на маршруты фигур и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур.
3. Цель и результат шахматной партии. Понятия «шах», «мат», «пат»
Понятие «шах». Способы защиты от шаха. Открытый и двойной шах. Понятие «мат». Обучение алгоритму матования в один ход. Понятие «пат». Сходства и различия понятии «мат» и «пат». Выигрыш, ничья, виды ничьей.
Практическая работа: решение упражнений на постановку мата и пата в различное количество ходов.
4. Ценность шахматных фигур. Нападение, защита и размен
Ценность фигур. Единица измерения ценности. Виды ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. Защита. Размен. Виды размена. Материальный перевес. Легкие и тяжелые фигуры, их качество.
Практическая работа: решение арифметических задач (типа «Укого больше?») и логических задач («типа «Какая фигура ценнее?»)
5. Понятие о дебюте. Общие принципы разыгрывания дебюта
Понятие о дебюте. Классификация дебютов. Мобилизация фигур, безопасность короля (короткая и длинная рокировка), борьба за центр. Роль и оптимизация работы фигур в дебюте. Гамбит.
Понятие о шахматном турнире. Правила поведения при игре в шахматных турнирах.
Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация в шахматах.
Практическая работа: анализ учебных партий; игровая практика; анализ дебютной части партии.
6. Особенности «матования» одинокого короля
«Матование» двумя ладьями, королем и ладьей как игры с выигрышной стратегией. Матовые и патовые позиции. Стратегия и тактика оттеснения одинокого короля на край доски. Планирование, анализ и контроль при «матовании» одинокого короля. Управление качеством «матования».
Практическая работа: решение задач с нахождением одинокого короля в разных зонах; участие в турнирах.
7. Тактические приемы и особенности их применения
Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды связки и защита от нее. Завлечение, отвлечение и разрушение пешечного прикрытия короля, освобождение пространства, уничтожение защиты. Понятие о комбинации. Комбинации на мат и достижение материального перевеса. Эстетика шахматных комбинаций.
Практическая работа: решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определенную и на неизвестную темы; участие в турнирах.
8. Начальные сведения об эндшпиле
Пешечный эндшпиль. Король и пешка против короля. Ключевые поля. Правило квадрата.. Прорыв. Игра на пат.
Ладейный эндшпиль. Ладья и пешка против пешки .Проходная пешка.
Практическая работа: отработка на шахматной доске пешечного и ладейного эндшпиля.
9. Начальные сведения о миттельшпиле
Понятие о варианте. Логическая связка «если, то …». Открытая линия. Проходная пешка. Пешечные слабости. Форпост. Позиция короля. Атака на короля. Централизация. Овладение тяжелыми фигурами 7(2) горизонтально. Вскрытие и запирание линии. Блокада.
Практическая работа: отработка на практике миттельшпиля.
10. Подведение итого года
Показательные выступления наиболее успешных учащихся. Презентация успехов юных шахматистов с приглашением родителей учащихся. Конкурс на решение шахматных задач.
К концу обучения дети должны знать:
• Шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, партия; начальное положение (начальная позиция), белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья;
• названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигуры.
• шахматные правила FIDE;
• обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
• ценность шахматных фигур.
• принципы игры в дебюте;
• основные тактические приемы;
• термины дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
• некоторые дебюты (Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит и др.).
• правила игры в миттельшпиле;
• основные элементы позиции.
• правильно разыгрывать дебют;
• грамотно располагать шахматные фигуры и обеспечивать их взаимодействие;
• проводить элементарно анализ позиции;
• составлять простейший план игры;
• находить несложные тактические приемы и проводить простейшие комбинации;
• точно разыгрывать простейшие окончания;
• пользоваться шахматными часами.
К концу обучения дети должны уметь:
• ориентироваться на шахматной доске;
• играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;
• правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную позицию;
• различать горизонталь, вертикаль и диагональ;
• рокировать;
• объявлять шах, мат;
• решать элементарные задачи на мат в один ход.
• правильно вести себя за доской;
• записывать шахматную партию;
• матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей.
• грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
• находить несложные тактические приемы;
• точно разыгрывать простейшие окончания.
2. Планируемые результаты освоения учащимися программы.
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
• личностные результаты – готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
• метапредметные результаты – освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
• предметные результаты – освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы дополнительного образования по общеинтеллектуальному направлению «Шахматная игра» является формирование следующих умений:
А) Регулятивные:
• Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.
• Проговаривать последовательность действий.
• Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.
• Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
• Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Б) Познавательные:
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
В) Коммуникативные:
• Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
• Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
• Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.
• Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).
3. Формы учета знаний и умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы дополнительного образования.
В основу изучения программы положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
• Текущий:
- оценка усвоения изучаемого материала осуществляется педагогом в форме наблюдения;
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
• Итоговый контроль в формах
-тестирование;
-практические работы;
-творческие работы обучающихся;
• Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио
Динамика развития обучающихся фиксируется учителем:
← внутренняя система оценки на основе сформированности целеполагания, развития контроля, самооценки
← внешняя система оценка на основе результативности участия в турнирах, соревнованиях.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно.
4. Материально-техническое обеспечение.
На занятиях используются:
• магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами – 1 штука;
• шахматные часы – 4 штуки;
• словарь шахматных терминов;
• комплекты шахматных фигур с досками – 10–12 штук.
5. Список литературы.
1. Сухин «Волшебные фигуры или шахматы для детей», Москва, «Новая школа», 1994
2. Малыши играют в шахматы» В.Г. Гришин Москва «Просвещение» 1991.
3. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. – М.: ГЦОЛИФК, 1997
4. А. Карпов «Учитесь шахматам», Москва, «Эгмонт Россия Лтд.», 1997 г.
6. Тематическое планирование.
№ Количество часов
п/п Темы
Всего Теория Практика
1. Шахматная доска и фигуры 2 1 1
2. Ходы и взятия фигур 8 3 5
3. Цель и результат шахматной партии. 8 3 5
Понятия «шах», «мат», «пат»
4. Ценность шахматных фигур. Нападение, защита и размен 8 2 6
5. Понятие о дебюте. Общие принципы разыгрывания дебюта 10 3 7
6. Особенности «матования» одинокого короля 7 2 5
7. Тактические приемы и особенности их применения 7 2 5
8. Начальные сведения об эндшпиле 8 2 6
9. Начальные сведения о миттельшпиле 8 2 6
10. Подведение итогов года 2 - 2
Итого 68 20 48
1. Календарно-тематическое планирование
Занятие в неделю составляют 1 учебный час.
№п/п Тема Содержание часы время
занятия занятия
1 Шахматная доска. Чтение-инсценировка дидактической сказки «Удивительные приключения 1
шахматной доски». Знакомство с шахматной доской. Белые и чёрные
поля. Чередование белых и чёрных полей на шахматной доске. Шахматная
доска и шахматные поля квадратные. Чтение-инсценировка дидактической
сказки «Котята-хвастунишки».
2 Шахматная доска. Положение доски между партнёрами. Горизонтальная линия. Количество 1
горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество вертикалей на
доске. Чередование белых и чёрных полей в горизонтали и вертикали.
Дидактические задания и игры «Горизонталь», «Вертикаль» и др.
3 Ходы и взятия фигур Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. 1
4 Ходы и взятия фигур Количество полей в диагонали. Большая белая и большая чёрная 1
диагональ. Короткие диагонали.
5 Ходы и взятия фигур Количество полей в диагонали. Большая белая и большая чёрная 1
диагональ. Короткие диагонали.
6 Ходы и взятия фигур Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Дидактические 1
задания и игры «Поиграем – угадаем», «Диагональ» и др.
7 Ходы и взятия фигур Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Дидактические 1
задания и игры «Поиграем – угадаем», «Диагональ» и др.
8 Ходы и взятия фигур Дидактические задания «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар»,1
«Взятие», «Выиграй фигуру», «Перехитри часовых», «Сними часовых».
Дидактические игры «Игра на уничтожение», «Захват контрольного
поля», «Ограничение подвижности».
9 Ходы и взятия фигур Место короля в начальном положении. Ход короля. Взятие. Короля не 1
бьют, но под бой его ставить нельзя. Дидактические задания «Один в
поле воин», «Кратчайший путь», «Лабиринт», «Перехитри часовых».
Дидактические игры «Игра на уничтожение», «Захват контрольного
поля».
10 Ходы и взятия фигур Дидактические задания «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар»,1
«Взятие», «Перехитри часовых», «Сними часовых». Дидактические игры
«Игра на уничтожение», «Захват контрольного поля», «Ограничение
подвижности».
11 Цель и результат Понятие «шах». Способы защиты от шаха. Открытый и двойной шах. 1
шахматной партии. ПонятияПонятие «мат».
«шах», «мат», «пат»
12 Цель и результат Понятие «шах». Способы защиты от шаха. Открытый и двойной шах. 1
шахматной партии. ПонятияПонятие «мат».
«шах», «мат», «пат
13 Цель и результат Понятие «шах». Способы защиты от шаха. Открытый и двойной шах. 1
шахматной партии. ПонятияПонятие «мат».
«шах», «мат», «пат
14 Цель и результат Обучение алгоритму матования в один ход. Понятие «пат». 1
шахматной партии. Понятия
«шах», «мат», «пат
15 Цель и результат Обучение алгоритму матования в один ход. Понятие «пат». 1
шахматной партии. Понятия
«шах», «мат», «пат
16 Цель и результат Обучение алгоритму матования в один ход. Понятие «пат». 1
шахматной партии. Понятия
«шах», «мат», «пат
17 Цель и результат Сходства и различия понятии «мат» и «пат». Выигрыш, ничья, виды 1
шахматной партии. Понятияничьей.
«шах», «мат», «пат
18 Цель и результат Сходства и различия понятии «мат» и «пат». Выигрыш, ничья, виды 1
шахматной партии. Понятияничьей.
«шах», «мат», «пат
19 Ценность шахматных фигур.Ценность фигур. Единица измерения ценности. Виды ценности. 1
Нападение, защита и
размен
20 Ценность шахматных фигур.Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. Защита. 1
Нападение, защита и
размен
21 Ценность шахматных фигур.Ценность фигур. Единица измерения ценности. Виды ценности. Изменение1
Нападение, защита и ценности в зависимости от ситуации на доске. Защита.
размен
22 Ценность шахматных фигур.Размен. Виды размена. Материальный перевес. Легкие и тяжелые фигуры,1
Нападение, защита и их качество.
размен
23 Ценность шахматных фигур.Решение арифметических задач (типа «У кого больше?») 1
Нападение, защита и
размен
24 Ценность шахматных фигур.Решение арифметических задач (типа «Укого больше?») 1
Нападение, защита и
размен
25 Ценность шахматных фигур.Решение логических задач («типа «Какая фигура ценнее?») 1
Нападение, защита и
размен
26 Ценность шахматных фигур.Решение логических задач («типа «Какая фигура ценнее?») 1
Нападение, защита и
размен
27 Понятие о дебюте. Общие Понятие о дебюте. Классификация
26 октября, 2016
Наталья
Город
Москва
Возраст
36 лет (17 мая 1988)
26 октября, 2016
Григорий
Город
Москва
Возраст
53 года (29 декабря 1969)
28 октября, 2016
Мадия
Город
Москва
Возраст
53 года ( 5 июня 1971)