Администратор в CMD
Описание
Министерство здравоохранения Тульской области
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Тульский областной медицинский колледж»
Узловский филиал
Цикловая (предметная) комиссия
Неотложная помощь, реанимация и реабилитация
ПМ 05 МДК 05.01.
Медико-социальная реабилитация
Учебно-методическая разработка
«Медицинская и психосоциальная реабилитация пациентов с заболеванием дыхательной системы»
31.02.01 «Лечебное дело»
Узловая
2015 г.
Рассмотрено и одобрено на заседании Ц(П)К «Неотложная помощь, реанимация и реабилитация»
Протокол заседания
№ от « ___ » 2015 г.
Председатель Ц(П)К
Доможирова Е.С._____________
Разработчик: Филимонова М.А., преподаватель первой категории, УФ ГОУ СПО «Тульский областной колледж»
Рецензент: Фоменко М.В. , преподаватель первой категории
Технологическая карта занятия
Тема №2.1 Медицинская и психосоциальная реабилитация пациентов с заболеванием дыхательной системы.
Цели для студента:
1. Познакомиться с принципами составления индивидуального плана реабилитации больных с различной патологией дыхательной системы .
2. Составить индивидуальный план массажа и схему ЛФК для пациента с заболеванием дыхательной системы.
3. Выполнить различные виды и методики ЛФК и медицинского массажа с заболеванием дыхательной системы.
Цели для преподавателя:
образовательные:
-научить каждого студента самостоятельно добывать знания;
- осуществлять выполнение главных требований к овладению знаний: полноту, глубину, осознанность, системность, гибкость, прочность;
-формировать навыки точно, безошибочно выполнять действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма;
-изучить основные понятия темы;
-сформировать представления об основных этапах сестринского процесса в комплексе реабилитационных мероприятий больных с заболеваниями дыхательной системы.
развивающие:
-анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, определять и объяснять понятия;
-обеспечить проверку и оценку знаний и способов действий студентов по теме: медицинская и психосоциальная реабилитация пациентов с заболеваниями дыхательной системы.
воспитательные:
Способствовать воспитанию:
-профессиональной культуры, ответственности, исполнительности, дисциплины, инициативы, творческого мышления к делу и т.д.;
-милосердия, уважительного отношения к проблемам пациента;
-добросовестного отношения к выполнению своих профессиональных обязанностей;
-этических принципов при общении с пациентами и их родственниками, коллегами по работе;
-потребности в здоровом образе жизни и его пропаганде.
Тип занятия: практическое занятие.
Обеспечение занятия:
Литература:
1) Основы реабилитации. Л.В.Козлова, Ростов-на-Дону, Феникс, 2012 г.
2)Медицинский массаж. М.А.Ерёмушкин, Москва, 2014 г.
3)Все о массаже. В.И.Васечкин, Москва, 2013 г.
4)Большой справочник по массажу. В.И.Васечкин, Санкт-Петербург, Эксмо, 2012 г.
5)Лечебная физкультура и врачебный контроль. В.И.Дубровский, медицинское информационное агентство, 2006 г.
6)Лечебная физическая культура (учебное пособие). В.А. Епифанов, ГЭОТАР, 2009 г.
7) Основы реабилитации. Т.Ю.Быковская, Ростов-на-Дону, Феникс,2015 г.
8)Физиотерапия. Н.Г.Соколова, Ростов-на-Дону, Феникс,2015 г.
Оборудование: Гимнастическая скамья, ДСК 3-5 Трансформер (метал), аппликатор валик универсальный, гантели обрезиненные 0,5 кг, гантели обрезиненные 1,0 кг, гантели обрезиненные 1,5 кг, гимнастическая палка, гимнастический коврик, гимнастический мяч, диск здоровья, лестница веревочная, массажер для рук, подставка под мяч, эспандер кистевой, эспандер силиконовый пластмассовый со счетчиком, массажный стол многофункциональный, массажный стол, массажный столик со стулом, скамейки под массажные столы, письменный стол, стулья.
Используемые методы, приемы: словесные ,наглядные, самостоятельная работа студентов.
Форма контроля: опрос, решение ситуационных задач, подготовка презентаций, сообщений.
Формируемые знания и умения:
З.1.Цели и задачи применения физических упражнений, физических факторов лечения и массажа при реабилитации пациентов с заболеваниями дыхательной системы.
З.2. Показания и противопоказания к применению реабилитационных мероприятий.
З.3.Особенности комплексов упражнений, дозировки ЛФК, массажа, физиопроцедур при реабилитации пациентов с заболеваниями дыхательной системы.
У.1. Обосновать применение средств медицинской реабилитации.
У.2. Провести комплекс ЛФК и лечебный массаж.
Формируемые компетенции:
ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11.Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, человеку, обществу.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
ПК 5.1. Осуществлять медицинскую реабилитацию пациентов с различной патологией.
ПК 5.2. Проводить психосоциальную реабилитацию.
ПК 5.3. Осуществлять паллиативную помощь.
ПК 5.4. Проводить медико-социальную реабилитацию инвалидов, одиноких лиц, участников военных действий, лиц с профессиональными заболеваниями и лиц из группы социального риска.
ПК 5.5. Проводить экспертизу трудоспособности.
ПК 5.6. Оформлять медицинскую документацию.
Ход и структура занятия
( 2 урока по 90 мин.)
№ Этапы занятия Деятельность преподавателя. Деятельность студента. Формируемые компетенции,
(время в мин.) знания, умения.
1. Организация начала занятий Приветствие студентов, проверка их Приветствуют преподавателя, формируютОК 6
5 мин. готовности к занятию, создание умение внутренней самоорганизации,
условий для достижения психологически настраиваются на урок,
психологического комфорта студентов.дежурный докладывает о готовности
группы.
2. Актуализация темы Объясняет причину, по которой именно ОК 4
10 мин. сейчас, в настоящее время, возникла
потребность изучать её.
3. Систематизация и обобщение Фронтальный опрос, тестирование, Отвечают на контрольные вопросы, ОК 2,ОК 3
знаний по теме объясняет решение типовых задач. решают ситуационные задачи, решают
65 мин: тесты.
1) Ответы на контрольные
вопросы
20 мин.
2)Решение ситуационных задач
30 мин.
3)Тестирование
15 мин.
4 Отработка практических навыков:Инструктирует студентов о выполненииСоставляют план реабилитации по ПК 5.1, З 1, З 2, З 3, У 2.
задания. заданному заболеванию, выполняют ЛФК
1)составление плана и лечебный массаж по заданному
реабилитации по заданному заболеванию.
заболеванию
30 мин.
2) выполнение ЛФК и лечебного
массажа по заданному
заболеванию
35 мин.
5 Подведение итогов занятия Подводит итог занятия, выставляет Проверяют правильность выполнения ОК 6, ОК 4.
15 мин: оценки, благодарит за работу, задания, оценивают свои знания,
1)выставление оценок инструктирует студентов о выполнениизаписывают домашнее задание.
5 мин домашнего задания.
2)рефлексия
2мин
3)информация о домашнем задании
8 мин.
Ход урока
I. Организация начала занятий, 5 мин.
Приветствие студентов, проверка их готовности к занятию, создание условий для достижения психологического комфорта студентов.
II. Актуализация темы, 10 мин.
Преподаватель объясняет причину, по которой именно сейчас, в настоящее время, возникла потребность изучать данную тему.
III. Систематизация и обобщение знаний по теме, 65 мин:
3.1 Фронтальный опрос (студенты отвечают на контрольные вопросы)20 мин.
Контрольные вопросы:
1. Назовите симптомы заболеваний органов дыхания.
2. Какие нарушения функций органов дыхания наблюдаются при заболеваниях органов дыхания?
3. Что такое дыхательная недостаточность?
4. Что является главным фактором, изменяющим функционирование органов дыхания в нормальных условиях?
5. Как в патологических условиях физическим упражнением можно воздействовать на функцию дыхания?
6. Что такое дренажные исходные положения и для чего они применяются?
7. Каким упражнением отводится особое место в лечебной гимнастике при заболеваниях органов дыхания?
8. Какие упражнения применяются для изменения частоты дыхания?
9. Какие дыхательные и другие упражнения способствуют растягиванию
плевральных спаек?
10. Какие упражнения способствуют снятию спазмов бронхов?
11. Какой эффект дают релаксационные упражнения при заболеваниях органов дыхания?
3.2 Решение ситуационных задач (студенты решают ситуационные задачи, после объяснения преподавателем решения типовых задач) 30 мин.
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
по теме: медицинская и психосоциальная реабилитация пациентов с заболеваниями дыхательной системы.
ЗАДАЧА 1
Больной П., 38 лет, находится на стационарном лечении в терапевтическом отделении с диагнозом: сухой плеврит. Пациент жалуется на боли в правом боку при дыхании, кашель, невозможность ночного сна на левом боку. Объективно: сознание ясное, кожные покровы бледные, температура 37,2ºС, ЧДД – 29 в мин, учащенное, поверхностное, боли на высоте вдоха, кашель с выделением небольшого количества мокроты. АД – 120/80 мм рт. ст., ЧСС – 85 уд./мин.
1.Определить показания и противопоказания для занятий ЛФК.
2.Определить функциональное состояние больного и назначить рациональный двигательный режим.
3.Какие методики ЛФК можно назначить данному больному при отсутствии противопоказаний.
ЗАДАЧА 2
Больной Б., 32 года, предъявляет жалобы на кашель с отделением серозной мокроты, небольшого количества по утра, повышенную температуру тела 37,4ºС – вечером. В отделении находится в течение 10 дней, где лечится по поводу очаговой пневмонии. Объективно: дыхание свободное, ЧДД – 20 в мин., грудная клетка обычной формы, ЧСС – 78 уд./мин., АД – 110/70 мм рт. ст. Живот не увеличен, стул и мочеиспускание в норме.
1.Определить показания и противопоказания для занятий ЛФК.
2.Определить функциональное состояние больного и назначить рациональный двигательный режим.
3.Какие методики ЛФК можно назначить данному больному при отсутствии противопоказаний.
ЗАДАЧА 3
Больная К., 48 лет, жалуется на резкую одышку, кашель с отделением незначительного количества слизистой мокроты, резкую общую слабость. Страдает приступами удушья в течение 4-х лет. Объективно: состояние средней тяжести, сознание ясное, кожные покровы бледные, пациентка не может ходить из-за выраженной одышки. Выдох удлинен, слышно шумное дыхание. ЧДД – 24 в мин., ЧСС – 100 уд./мин., АД – 140/90 мм рт. ст.
1.Определить показания и противопоказания для занятий ЛФК.
2.Определить функциональное состояние больного и назначить рациональный двигательный режим.
3.Какие методики ЛФК можно назначить данному больному при отсутствии противопоказаний.
ЗАДАЧА 4
Больной Д., 45 лет, предъявляет жалобы на усиливающийся по утрам кашель с отделением слизистой мокроты, одышку. Курит в течение 25 лет. Объективно: состояние средней тяжести, сознание ясное, кожные покровы обычной окраски. При аускультации – дыхание жесткое, выслушиваются сухие свистящие хрипы. ЧДД – 22 в мин., ЧСС – 90 уд./мин., АД 130/80 мм рт. ст.
1.Определить показания и противопоказания для занятий ЛФК.
2.Определить функциональное состояние больного и назначить рациональный двигательный режим.
3.Какие методики ЛФК можно назначить данному больному при отсутствии противопоказаний.
ЗАДАЧА 5
Больной П., 34 года, находится в терапевтическом отделении с диагнозом: хронический обструктивный бронхит в стадии обострения. Объекьтивно: состояние удовлетворительное. Жалобы на затрудненное дыхание, непродуктивный кашель. Кожные покровы обычной окраски. При аускультации легких выслущиваются сухие свистящие хрипы. Температура 36,8ºС. ЧДД – 22 в мин., ЧСС – 62 уд./мин. АД – 120/75 мм рт. ст.
1.Определить показания и противопоказания для занятий ЛФК.
2.Определить функциональное состояние больного и назначить рациональный двигательный режим.
3.Какие методики ЛФК можно назначить данному больному при отсутствии противопоказаний.
ЗАДАЧА 6
Больная Н., 78 лет, находится в кардиологическом отделении с диагнозом: ИБС: нестабильная стенокардия. Рентгенологически двусторонняя гипостатическая пневмония.
1.Определить показания и противопоказания для занятий ЛФК.
2.Определить функциональное состояние больного и назначить рациональный двигательный режим.
3.Какие методики ЛФК можно назначить данному больному при отсутствии противопоказаний.
ЗАДАЧА 7
Больная, 26 лет, 6 дней назад поступила в стационар с жалобами на повышение температуры до 38,5ºС, кашель с слизисто-гнойной мокротой, одышку. После 5 дней антибиотикотерапии температура нормализовалась, количество отделяемой мокроты уменьшилось. Объективно: состояние удовлетворительное. Кожные покровы бледные. Жалобы на кашель с плохо отделяемой мокротой.
1.Определить показания и противопоказания для занятий ЛФК.
2.Определить функциональное состояние больного и назначить рациональный двигательный режим.
3.Ваши рекомендации по улучшению дренажной функции бронхов.
ЗАДАЧА 8
Больной С., 42 лет, находится в терапевтическом отделении с предварительным диагнозом правосторонняя верхнедолевая пневмония. Жалоб активно не предъявляет. Объективно: состояние средней тяжести. Температура – 37,5ºС. В клиническом анализе крови определяется Hb – 100 г/л, лейкоцитоз – 16 х 109/л., СОЭ – 45 мм/ч.
1.Определить показания и противопоказания для занятий ЛФК.
ЗАДАЧА 9
Больной К., 55 лет, поступил с диагнозом: очаговая среднедолевая пневмония. После курса антибиотикотерапии на повторной рентгенограмме незначительная динамика в виде уменьшения перифокального воспаления, в средней доле правого легкого визуализируется очаговая тень. Из анамнеза известно, что курит в течение 35 лет, за последние шесть месяцев похудел на 7-10 кг. Объективно: состояние средней тяжести. Кожные покровы бледные. Фаланги пальцев в виде «барабанных палочек», ногти – «часовых стекол». ЧДД – 20 в мин., ЧСС - 78 уд./мин., АД – 140/80 мм рт. ст.
1.Определить показания и противопоказания для занятий ЛФК.
ЗАДАЧА 10
Больная И., 20 лет, поступила в стационар с status astmatikus. После курса интенсивной терапии состояние улучшилось. Объективно: состояние средней тяжести. Кожные покровы бледные. На расстоянии слышны сухие свистящие хрипы. ЧДД – 28 в мин. ЧСС – 96 уд./мин., АД – 100/70 мм рт. ст.
1.Определить показания и противопоказания для занятий ЛФК.
2.Определить функциональное состояние больного и назначить рациональный двигательный режим.
3.Какие методики ЛФК можно назначить данной больной.
3.3 Тестирование (студенты решают тесты по заданной теме) 15 мин.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
по теме: «Медицинская и психосоциальная реабилитация пациентов с заболеваниями дыхательной системы»
1 ВАРИАНТ
Выбери правильные ответы:
1.Дренажные исходные положения улучшают:
1) кровообращение;
2) отток патологического содержимого из бронхов и альвеол;
3) дыхательную поверхность;
4) лимфоток
2.Произвольная экономизация дыхания из исходного положения стоя, руки на пояс, способствует улучшению вентиляции:
1) задних отделов лёгких;
2) боковых отделов лёгких;
3) верхушек лёгких;
4) задних и боковых отделов лёгких
3.Произвольная экономизация дыхания из исходного положения лежа на здоровом боку способствует улучшению вентиляции:
1) верхушек лёгких;
2) задних отделов лёгких;
3) пораженных боковых отделов;
4) задних отделов лёгких.
4.Звуковая гимнастика применяется для :
1) удаления мокроты;
2) усиления кровообращения;
3) снятия бронхоспазмов;
4) улучшения эмоционального состояния.
5.При выполнении звуковой гимнастики вдох выполняется:
1) ртом; 2) носом;
3) не имеет значения; 4) только через рот
6.Противопоказания к назначению ЛФК при бронхиальной астме:
1) частые приступы удушья;
2) сопутствующий кардиосклероз;
3) нарастающая дыхательная недостаточность
4) дыхательная недостаточность
7.ЛФК при экссудативном плеврите проводится при:
1) субфебрильной температуре тела;
2) нерезких болях в грудной клетке;
3) наличии экссудата;
4) легочном кровотечении
8.Основными положениями постурального дренажа при бронхоэктазах в нижних долях лёгких являются:
1) стоя и сидя;
2) лежа на здоровом боку;
3) лежа на больном боку;
4) лежа на спине с приподнятым тазом;
5) лежа на спине
9.Методические приемы ЛФК, позволяющие улучшить эвакуацию мокроты:
1) использование дренажных упражнений;
2) упражнения на расслабление мышц
3) углубление дыхания;
4) упражнения с сопротивлением на выдохе.
10.Укрепление дыхательной мускулатуры достигается при использовании:
1) носового дыхания;
2) дыхательных упражнений с сопротивлением на выдохе;
3) дыхательных упражнений с сопротивлением на вдохе;
4) «звуковой» гимнастики;
5) дыхания через рот.
11.Задачами ЛФК при острой пневмонии являются:
1) предупреждение ателектазов;
2) улучшение бронхиальной проходимости;
3) улучшение внешнего дыхания и газообмена;
4) профилактика тромбоэмболии.
12.Упражнения, при экссудативном плеврите:
1) общеразвивающие;
2) развивающие подвижность диафрагмы;
3) статические и динамические дыхательные;
4) для вестибулярной тренировки.
13.Специальные дыхательные упражнения при бронхиальной астме:
1) упражнения с удлиненным выдохом;
2) локализованное дыхание;
3) упражнения с произношением звуков;
4) полное дыхание.
14.Противопоказания для занятий лечебной гимнастикой при заболеваниях органов дыхания:
1) астматический статус;
2) признаки легочного кровотечения;
3) температура тела выше 380С;
4) выраженная легочно – сердечная недостаточность;
5) одышка при физической нагрузке.
15.Методический прием, помогающий повысить эффективность ЛФК у больных с хроническими нагноительными заболеваниями лёгких:
1) увеличение объема физических упражнений;
2) увеличение темпа упражнений;
3) введение упражнений с задержкой дыхания
4) использование упражнений на тренажерах
5) постуральный дренаж.
ЭТАЛОН ОТВЕТОВ
на тестовые задания
по теме: «Медицинская и психосоциальная реабилитация пациентов с патологией дыхательной системы».
1 ВАРИАНТ II ВАРИАНТ
1 – 2 1 - 2
2 – 3 2 - 3
3 – 3 3 - 3
4 – 3 4 - 2
5 – 2 5 - 2
6 – 3, 5 6 - 1
7 – 2, 3 7 - 3
8 – 4, 5 8 - 3
9 – 1, 3 9 - 3
10 – 2, 3 10 - 1
11 – 1, 2, 3 11 - 3
12 – 1, 2, 3 12 - 2
13 – 1, 3, 4 13 – 3, 5
14 – 1, 2, 3, 4 14 – 2, 3
15 – 5 15 – 4, 5
IV.Обработка практических навыков
1. Составление плана реабилитации по заданному заболеванию (студенты по предложенной преподавателем схеме ЛФК и плана массажа составляют самостоятельно индивидуальный план реабилитации пациента при заданном заболевании) 30 мин
2. Выполнение ЛФК и лечебного массажа по заданному заболеванию (студенты под руководством преподавателя выполняют ЛФК и лечебный массаж в форме ситуационной игры «пациент»- «инструктор ЛФК», «пациент»- «массажист», 35 мин.
Лечебная физкультура при заболеваниях органов дыхания
При заболеваниях легких происходит нарушение функций внешнего дыхания в связи с ухудшением эластичности тканей легких, нарушением нормального газообмена между кровью и альвеолярным воздухом, уменьшением бронхиальной проводимости. Это последнее обусловлено спазмом бронхов, утолщением их стенок, механической закупоркой при повышенном выделении мокроты.
В полноценном физиологическом акте дыхания участвуют одновременно грудная и брюшная полости.
Различают три типа дыхания: верхнегрудное, нижнегрудное и диафрагмальное.
Верхнегрудное характеризуется тем, что при максимальном напряжении дыхательного акта в легких во время вдоха поступает наименьшее количество воздуха. Нижнегрудное или реберное, сопровождается расширением грудной клетки на вдохе в стороны. Диафрагма растягивается и поднимается, а при полноценном дыхании она должна опускаться. При реберном дыхании сильно втягивается низ живота, что неблагоприятно для органов брюшной полости. Диафрагмальное, или брюшное дыхание наблюдается при интенсивном опускании диафрагмы в брюшную полость. Грудная клетка расширяется преимущественно в нижних отделах, и полноценно при этом вентилируются только нижние доли легких. При обучении методике дыхания больной осваивает все типы дыхания.
ЗАДАЧИ ЛФК
• оказать общеукрепляющее воздействие на все органы и системы организма;
• улучшить функцию внешнего дыхания, способствуя овладению методикой управления дыханием;
• уменьшить интоксикацию, стимулировать иммунные процессы;
• ускорить рассасывание при воспалительных процессах;
• уменьшить проявление бронхоспазма;
• увеличить отделение мокроты;
• стимулировать экстракардиальные факторы кровообращения.
Противопоказания для занятий ЛФК:
• дыхательная недостаточность III степени, абсцесс легкого до прорыва в бронх, кровохарканье или угроза его, астматический статус, полный ателектаз легкого, скопление большого количества жидкости в плевральной полости.
Массаж при острой пневмонии
Пневмония – инфекционное заболевание легких, возникающее либо самостоятельно, либо как осложнение после других заболеваний.
Массаж назначают при остаточных явлениях пневмонии, а также при её хронической форме.
Методика. Положение больного – сидя или лежа, вначале на животе, затем на спине.
Массаж спины:
• поглаживание – плоскостное, обхватывающее, граблеобразное, гребнеобразное, щипцеобразное, глажение, варьируя все данные приемы с приемами с отягощением;
• растирание – прямолинейное, круговое, спиралевидное, щипцеобразное, пиление, пересекание, штрихование, строгание;
• разминание – продольное, поперечное, накатывание, надавливание, сдвигание, растяжение, щипцеобразное;
• вибрация – непрерывистая и прерывистая, как лабильная, так и стабильная, ударные приемы – поколачивание, похлопывание, рубление, сотрясение.
Массаж воротниковой области:
• поглаживание – все разновидности основных и вспомогательных приемов сверху вниз к надплечью, плечам;
• растирание – все разновидности приема в любом направлении, челночно;
• разминание – все разновидности приема, за исключением приема «валяние»;
• вибрация – основные и вспомогательные разновидности приема, исключая встряхивание. Особое внимание обратить на точечное воздействие вибрацией на да – чжуй; точка расположена под VII шейным позвонком.
Массаж окололопаточной области (обеих лопаток, желательно массировать одновременно):
• поглаживание по периметру лопаток от наружного края к внутреннему и до плечевых суставов – все разновидности приема;
• растирание по периметру лопаток – все разновидности основных и вспомогательных приемов;
• разминание – надавливание, щипцеобразное, сдвигание, растяжение, а также продольное и поперечное по надплечьям;
• вибрация – непрерывистая лабильная по всей поверхности лопаток.
Массаж передней поверхности грудной клетки:
• поглаживание – все разновидности приема в направлении снизу вверх и к подмышечным лимфатическим узлам;
• растирание – все разновидности приема в различных направлениях, челночно, особое внимание нижним краям реберных дуг, грудине и ключицам;
• разминание – все возможные разновидности приема при массаже грудной клетки;
• вибрация – стабильная и лабильная, прерывистая и непрерывистая с ударными приемами, щадить проекцию сердца и болезненные участки.
Дыхательный массаж:
1-й вариант. Установить концевые фаланги II – V пальцев рук на межреберные промежутки от Т9 до Т5, как можно ближе к позвоночному столбу. при акте выдоха толчкообразными движениями по 5 – 6 раз сдавливать грудную клетку по боковым поверхностям и одновременно передвигаться по направлению к грудине. При акте вдоха делать паузу, а затем на выдохе повторять движение. Чем ближе кисти обеих массирующих рук подвигаются к грудине, тем сильнее воздействие (надавливание). Повторить данные пассы по 6 – 8 раз, все время начиная от позвоночника.
2-й вариант. Одной рукой фиксировать переднюю поверхность грудной клетки (около мечевидного отростка – точка цзю-вэй ) Другая рука расположена симметрично с противоположной стороны на области спины. при начале акта выдоха обе кисти одновременно начинают движение снизу вверх: по передней поверхности грудной клетки к ключицам, а по задней – к ости лопаток, где движение завершается прессацией (надавливанием) основанием ладоней по 5 – 6 раз. При этом в конце движения усилие следует наращивать дифференцированно, в зависимости от состояния больного.
Повторить дыхательный массаж по 2-му варианту 7 – 8 раз как по правой стороне грудной клетки, так и по левой, но с акцентом на наиболее пораженную область тела.
Завершить массажную процедуру общим поглаживанием всей грудной клетки, воротниковой области, а также приемами растирания и лабильной вибрации. В конце процедуры – ударные приемы и сотрясение грудной клетки. Во время проведения массажа следить, чтобы больной не задерживал дыхание специально. Длительность процедуры – 15 – 25 мин. Курс лечения – 15 – 20 процедур. Назначать массаж ежедневно или через день в зависимости от ответной реакции больного после массажа. Рекомендовать сочетание с физио- и бальнеологическими процедурами, а также климатолечением.
ЛФК при острой пневмонии
Задачи ЛФК:
• максимально воздействовать на здоровую легочную ткань для включения ее в дыхание;
• усилить крово- и лимфообращение в пораженной доле;
• противодействовать возникновению ателектазов.
В период Постельного режима, с 3-5-го дня в ИП лежа и сидя на кровати, спустив ноги, применяют динамические упражнения для мелких и средних мышечных групп; дыхательные упражнения статические и динамические. Соотношение общеразвивающих и дыхательных упражнений – 1:1, 1:2, 1:3. Не следует допускать учащения пульса более чем на 5 – 10 уд./мин. Упражнения проводят в медленном и среднем темпе, каждое повторяют 4 – 8 раз с максимальной амплитудой движения.
продолжительность процедуры – 10 – 15 мин.; самостоятельные занятия – по 10 мин. 3 раза в день.
На палатном, полупостельном режиме с 5-7 –го дня в ИП сидя на стуле, стоя продолжают применять упражнения постельного режима, но дозировку их увеличивают, включая упражнения для крупных мышечных групп с предметами. Соотношение дыхательных и общеукрепляющих упражнений – 1:1, 1:2. Учащение пульса допускают от 10 – 15 уд/мин., увеличивают число повторений каждого упражнения до 8 – 10 раз в среднем темпе. Продолжительность занятия 15 – 30 мин., используют также ходьбу. Занятия повторяют самостоятельно. Общая продолжительность занятий в течении дня – до 2 ч., занятия – индивидуальные, мало-групповые и самостоятельные.
С 7 – 10 –го дня (не ранее) больных переводят на общий режим. Занятия лечебной гимнастикой аналогичны применяемым на палатном режиме, но с большей нагрузкой, вызывающей учащение пульса – до 100 уд/мин. Продолжительность одного занятия – 40 мин.; применение упражнение, ходьбы, занятий на тренажерах, игр составляют 2.5 ч.в день.
КОМПЛЕКС № 1. Упражнения для больных острой пневмонией (постельный режим) ИП – лежа на спине.
1. Диафрагмальное дыхание, руки для контроля лежат на груди и животе.
2. На вдохе поднять руки вверх, на выдохе – опустить. Выдох вдвое длиннее вдоха.
3. На вдохе отвести прямую ногу в сторону, на выдохе вернуться в ИП.
4. Руки согнуты в локтях. На вдохе руки развести в стороны, на выдохе руки опустить.
5. На вдохе руки развести в стороны, на выдохе колени подтянуть к животу руками.
ИП – лежа на боку.
6. На вдохе руку отвести назад с поворотом туловища назад, на выдохе вернуться в ИП, руку положить на эпигастральную область.
7. Руку положить на нижние ребра, на вдохе, надавливая на нижние ребра ладонью, создать сопротивление.
8. Ладонью охватить шею сзади, создав статическое напряжение мышц плечевого пояса. При выполнении глубокого дыхания «акцент» приходится на нижнюю долю.
Закончить комплекс в положении лежа на спине диафрагмальным дыханием.
КОМПЛЕКС № 2. Упражнения для больных острой пневмонией (палатный режим) ИП – сидя на стуле.
1. Диафрагмальное дыхание, руки для контроля лежат на груди и животе.
2. Руку поднять вверх, наклон в противоположную сторону, на выдохе руку опустить.
3. Отвести локти назад, вдох, на выдохе вернуться в ИП.
4. Руками повторять движения пловца брассом. Вдох – в ИП, выдох – руки развести в стороны.
5. На вдохе руки развести в стороны, на выдохе «обнять» себя за плечи.
ИП – стоя.
6. В руках гимнастическая палка. на вдохе поднять руки вверх, прогнуться, ногу отвести назад, поставить на носок.
7. Круговые движения руками – «грабля».
8. В руках булаву. На выдохе руки в стороны, булавы параллельны полу. на выдохе наклон, булавы поставить на пол.
9. На вдохе поднять руки вверх, на выдохе приседание, руки в упоре о пол.
10. Палка сзади заведена за локтевые сгибы, на вдохе прогнуться назад на выдохе - наклон вперед
Закончить комплекс в ИП сидя. Общее количество упражнений в процедуре лечебной гимнастики – 20 – 25.
КОМПЛЕКС № 3. Упражнения для больных острой пневмонией (общий режим).
ИП – стоя.
Ходьба по залу ЛФК, ходьба на носках, пятках, наружной и внутренней стороне стоп (3 – 5 мин.).
1. Подняться на носки, плечи поднять, пальцы в кулак, на выдохе вернуться в ИП.
2. На вдохе руки вверх, голову поднять, прогнуться, на выдохе – приседание, кисти рук на коленях.
3. «Насос». На вдохе поочередные наклоны в стороны, рука скользит по бедру вниз. На выдохе вернуться в ИП.
4. В руках медицинбол, руки перед грудью. На вдохе повороты в стороны, на выдохе вернуться в ИП.
5. Ходьба с высоким подниманием бедра и активной работой рук (3 – 5 мин.).
6. ИП – стоя, палка лежит на стуле. Вдох – руки поднять, на выдохе наклониться, взять палку. Следующий вдох с палкой в руках. На выдохе палку положить на сиденье.
7. Стоя боком к гимнастической стенке, рукой держаться за перекладину на уровне груди. На вдохе отклониться от стенки, на выдохе вернуться в ИП.
8. Стоя лицом к гимнастической стенке на вдохе поднять руки вверх, тянуться руками к верхней ступеньке, на выдохе руками держаться за перекладину на уровне пояса, легкое приседание.
9. В руках гимнастическая палка, руки опущены. На вдохе руки вверх, на выдохе колено поджать к животу с помощью палки.
10. Руки перед грудью, на вдохе руки в стороны, поворот туловища в сторону, на выдохе вернуться в ИП.
Закончить процедуру ЛГ ходьбой в среднем темпе с переходом на медленный.
Массаж при ПЛЕВРИТЕ
Плеврит – воспаление плевры, чаще всего начинается как осложнение после воспаления легких. Плевриты по наличию или отсутствию жидкости в плевральной полости условно разделяют на сухие и выпотные (экссудативные).
Дыхательный массаж показан в период выздоровления; в острой стадии и при экссудативном плеврите массаж противопоказан.
Задачи массажа. Предупредить и уменьшить спаечный процесс, повысить защитные силы организма, улучшить крово- и лимфоснабжение легких, способствовать ускорению рассасывания экссудатов и инфильтратов, восстановить подвижность грудной клетки.
Методика. Больной сидит или лежит на больном боку. Воздействует на паравертебральные зоны L5-1 в 3 ст. Th9-3 в 3 ст. С4-3 в 3ст. применяя поглаживание, растирание, разминание, вибрацию. Затем массируют широчайшие мышцы спины, трапециевидные и грудино – ключично – сосцевидные мышцы. Проводят массаж межлопаточной области, надлопаточных зон (поглаживание, растирание концами пальцев, локтевым краем кисти, непрерывистая вибрация, похлопывание); над- и подключичных зон (поглаживание, растирание концами пальцев, шрихование, пунктирование, непрерывистая вибрация); больших грудных мышц, передних зубчатых мышц, межреберных промежутков, растирание реберных дуг; массаж диафрагмы (непрерывистая вибрация и ритмичные надавливания над легочными полями сзади и спереди); сдавливание грудной клетки по аксиллярным линиям на уровне V – VII ребер.
Заканчивают процедуру дыхательными упражнениями. Продолжительность процедуры – 12 – 20 мин. Курс – 12 – 15 процедур, ежедневно или через день.
ЛФК при плеврите
ЗАДАЧИ ЛФК:
• стимулировать кров- и лимфообращение в целях уменьшения воспаления в плевральной полости;
• профилактика развития спаек и шварт;
• восстановление физиологического дыхания;
• повышение толерантности к физическим нагрузкам.
На постельном режиме при экссудативном плеврите лечебную гимнастику начинают со 2 – 3 –го дня, чтобы не допустить образования спаек. Боли при дыхании и движениях туловища не являются противопоказанием для применения упражнений.
Для профилактики развития спаек применяют специальные дыхательные упражнения: наклоны туловища в «здоровую» сторону попеременно на вдохе и на выдохе.
При выполнении этих упражнений растягивается плевра, так как происходит максимальная экскурсия легких и грудной клетки.
На занятиях используют упражнения дыхательные статического и динамического характера для здорового легкого, общеукрепляющие динамические – для увеличения экскурсий грудной клетки, особенно пораженной стороны. Соотношение дыхательных и общеукрепляющих упражнений – 1:1, 1: 2. Общая нагрузка малой интенсивности, учащение пульса на 5 – 10 уд./мин. Упражнение повторяют 4 – 8 раз в медленном и средне
26 октября, 2016
Наталья
Город
Москва
Возраст
36 лет (17 мая 1988)
26 октября, 2016
Григорий
Город
Москва
Возраст
53 года (29 декабря 1969)
28 октября, 2016
Мадия
Город
Москва
Возраст
53 года ( 5 июня 1971)