Высшее образование — зачем оно россиянам?

Side view of sad young female student leaning head on book in classroom

Термин «высшее образование», на протяжении нескольких последних десятков лет, носит довольно сложную смысловую нагрузку.

С самого детства всем нам настойчиво пытаются доказать безальтернативную необходимость учиться — сначала в школе, потом в университете.

И все мы также не раз слышали, что ни деньги, ни связи, ни папа в министерстве, а именно хорошее образование является единственным ключом к успеху для миллионов таких же как мы — простых россиян.

Однако ожидания о высшем образовании редко когда оправдывают себя, а «состоятельными» и «влиятельными» почему-то становятся вовсе не отличники.

В свете этого, экономическое состояние России представляется вполне логическим продолжением государственной политики в сфере профессионального образования.

И, судя по всему, подобное положение дел устраивает нынешнюю российскую власть – не так давно, вице-премьер Ольга Голодец заявила о том, что доля кадров рынка труда, имеющая высшее образование, по меньшей мере, неоправданна существующей в экономике ситуации.

По ее словам, у правительства есть довольно четкий просчитанный баланс, где доля работников с высшим образованием должна составлять лишь треть от общего числа экономически активного населения.

Это довольно смелое заявление заинтересовало аналитиков Карьерист.ру — и мы решили разобраться в сложившейся ситуации.

Что мы имеем

По мнению Голодец, доля профессиональных кадров, которым нужно будет высшее образование, постепенно будет сокращаться на рынке труда. Со слов вице-премьера, работодатели сегодня уже понимают ценность рабочих профессий и готовы хорошо платить за действительно хорошую квалификацию.

В связи с этим правительством был просчитан баланс, по которому высшее образование нужно будет лишь 35% трудящихся, а остальные 65% — это люди, которым «вышка» никогда не потребуется.

Исходя из этого, будет меняться и пропорция в экономических сферах, где необходимость в образовании будут иметь лишь 35% профессий и должностей.

Подобного рода заявления от чиновников разного ранга и мастей мы можем слышать на протяжении последних лет, и хотелось бы верить в то, что они действительно направлены на благополучие россиян.

Пока же мы лишь можем констатировать переориентацию российских властей на сугубо утилитарный подход к профессиональному образованию.

Получается, что будущее высшего образования направлено не на перспективу развития, а исключительно на практическую и прикладную составляющую, когда его будут получать не все, кто хотят, а только лишь то количество людей, в котором нуждается экономика.

Включая логику, можно догадаться, кто войдет в число таких «нужных» людей. А кроме прочего, это все ведет к нарушению конституционного принципа, который предоставляет право на высшее образование каждому россиянину.

Между тем, по данным Международной организации экономического сотрудничества и развития, высшее и среднее специальное развитие есть у 54% взрослого населения, и как ни странно, наиболее серьезный рост количества дипломированных специалистов пришелся на кризисные 90-е годы.

Что интересно, это один из лучших показателей в мире, и он вполне соответствует международным трендам – процент людей, получивших «вышку», растет по всему миру. Примечательно то, что в числе лидеров именно страны с развивающейся экономикой.

Вполне логично было бы думать о реформировании системы высшего образования, повышении его качественных характеристик, проблемах трудоустройства будущих выпускников, но не снижать сам охват получивших «вышку» людей.

В то время, когда весь мир стремится повысить количества образованных, мы выбираем самые беспрецедентные и совсем недальновидные стратегии.

С нашим мнением согласен заместитель первого проректора Высшей школы экономики Игорь Чижиков. По его мнению, важен не только охват определенных частей населения, но и востребованность, а также качество образования.

Качество знаний

По данным, предоставленным Всероссийским центром изучения общественного мнения, 56% россиян оценивают качество предоставляемого российскими вузами образования не выше, чем среднее.

С ними согласно аналогичное количество работодателей и около 36% выпускников. При этом, треть работодателей и 22% россиян в целом, оценивают уровень предоставляемых знаний, как низкий.

Между тем, 58% выпускников считают, что они получили хорошее образование — очевидно, что будущее за плохо образованными оптимистами.

Что касается уровня практических навыков, этот показатель находится на самом низком уровне – с его тотальной нехваткой согласились 91% работодателей и 56% вчерашних выпускников.

В целом это говорит о довольно низком качестве высшего образования, и в качестве решения этой проблемы 65% опрошенных поддерживают идею лишения вузов государственной аккредитации, если будет доказана неэффективность их работы.

Причинами того можно называть рост числа коммерческих вузов, начиная с 90-х. Это явление наблюдалось неспроста – у населения был спрос на образование, и вузы играли роль своего рода «фабрики» дипломов.

Теперь же, когда существенное понижение уровня предоставляемых знаний стало очевидным даже для рядовых граждан, это поле нуждается в «чистке». Но она должна проходить в рамках рыночных механизмов, а не путем варварско-административного «закручивания гаек».

Специалисты говорят про то, что сегодня как никогда нужна диверсификация учебных заведений, а не их систематизация и унификация по формальным признакам.

И, что интересно, подобного рода рыночные механизмы существуют. Так, независимо от полученных знаний и их уровня, сам факт наличия диплома выполняет функцию пропуска для выпускника на рынок труда.

Более того, по некоторым расчетам российских ученых, наличие диплома даже влияет на уровень оплаты труда – в среднем, специалисты с высшим образованием имеют уровень заработных плат на 14% выше.

В то же время, на уровень получаемых после трудоустройства доходов совсем не влияет успеваемость вчерашнего студента, что могло бы стать отличным стимулом для хорошего обучения.

Всем известно, что при принятии на работу в дипломный вкладыш никто не заглядывает – вес имеет лишь наличие образования. Вероятнее всего это связано с разностью требований, предъявляемых к студенту в университете, и уже потом, а рабочем месте.

Развитие высшего образования

О развитии, к нашему общему сожалению, говорить сегодня не приходится. Мы можем наблюдать лишь неблагоприятные тенденции снижения государственных расходов на высшее и послевузовское образование.

Если в 2014 году было выделено 537 млрд рублей, то в 2015 году они понизились до 501 млрд рублей, а в 2016 году не превышают даже 480 млрд рублей., что находится на уровне около 0,7% ВВП.

В это же время, страны-конкуренты России тратят на государственное высшее образование от 1,2 до 1,5% своего ВВП, постепенно наращивая их.

Очевидно, что с таким подходом довольно сложно будет реализовывать планы властей на улучшение экономической ситуации – силовые структуры, на которые из года в год увеличиваются расходы, не способны будут подтолкнуть экономику и обеспечить подготовку кадров для большинства отраслей народного хозяйства. По мнению ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, снижение доступности высшего образования путем тотального сокращения бюджетных мест и их замена среднеспециальным образованием, по меньшей мере, опасна.

Тут властям придется столкнуться с неприятием таких стратегий со стороны более чем 80, а то и 90% всего населения, ведь более 60% всех выпускников школ поступают в вузы.

А это, в условиях кризиса и в преддверии парламентских выборов, способно добавить масла в уже потихоньку раздуваемый огонь электорального негодования.

Куда проще разработать стратегию развития вузовского образования, рассчитанную на его капитализацию и снижение расходов – это позволило бы хоть как-то оправдать действия властей по уменьшению бюджетного финансирования.

Одним из таких действенных ресурсов развития образования можно считать перекладывание расходов на него с бюджета на работодателей и самих студентов, что мы можем наблюдать опять же с начала 90-х.

Такое перераспределение расходов – уже давно сложившаяся традиция в большинстве развитых стран, например, в США. В этом смысле, уменьшение количества бюджетных точек за счет увеличения платных – вполне отвечающая мировой практике программа снижения нагрузки на бюджет.

Но при всем этом, важным аспектом остается и тот факт, что необходимость получения высшего образования не ограничивается исключительно возможностью трудоустройства.

С самого момента появления в России «вышки», она стала важным инструментом развития молодого человека и интеграции его в социум.

Играя роль одного из важнейших аспектов социального лифта, образование позволяет сделать из россиян не только настоящих профессионалов, но и самостоятельно думающих людей, способных здраво мыслить.

Логично, что именно они чаще всего стараются критиковать беспрецедентные и нелепые действия властей, и исходя из этого, утилитарные стратегии вице-премьер министра вполне оправданы.

Разместить резюме Добавить вакансию