Истории о том, что автоматизация промышленности и сферы услуг оставит многих россиян без работы, приходится слышать с определенной периодичностью от многих экспертов. Даже существующее сегодня технологическое отставание России от более развитых стран не мешает относиться с опаской к тому курсу, который взят отечественным бизнесом. Ведь учитывая опыт произошедших ранее промышленных революций, мы прекрасно знаем, что неотъемлемой частью процесса автоматизации есть безработица. Но без революции никак – позорно-низкая производительность труда в России попросту губит нашу экономику и не оставляет шансов для полноценного развития.
Главный инструмент для исправления ситуации – автоматизация труда, отставание в которой имеет сумасшедшие масштабы. А учитывая их, вполне обоснованно можно говорить о том, что динамика автоматизации может быть такой быстрой, на которую мы даже не рассчитываем. Плохо это или хорошо, покажет время. Но тем, кто в ближайшем будущем не желает остаться наедине с невостребованной профессией, похоже, пора уже начинать задумываться. Карьерист.ру постарался разобраться, способна ли Россия преодолеть технологическое отставание и кому это угрожает безработицей?
Грядут сокращения
Трудно не заметить глобальных процессов, которые влечет за собой повсеместная компьютеризация: вас стали быстрее обслуживать в магазинах, оперативно находить поломки в автомобиле, быстрее выдавать паспорта, оформлять прочие документы, собирать информацию, консультир и т.д. Футурологи, разделившись на лагерь оптимистов и лагерь пессимистов, пытаются наперебой доказать друг другу последствия светлого или темного будущего, которое тянет за собой искусственный интеллект. А пока они ведут ожесточенные споры, капиталисты находят этому более прагматичное, и, главное, выгодное применение. Например, заменяя сотрудников предприятий программами и роботами.
Первые «ласточки» прилетели даже в Россию. Ярким примером является Сбербанк, запустивший опытные образцы роботов-юристов, которые с легкостью напишут исковое заявление, оформят жалобу или договор, проконсультируют клиентов и персонал, а также заменят 3 тыс. штатных юрисконсультов банка. Их, кстати, в 2017 году планируют сократить первыми, а в целом, за счет автоматизации, будет уволено 8% персонала, а к 2025 году – 50%. И это, скорее, тренд, а не исключение из правил – новости о сокращениях, вызванных грядущей автоматизацией появляются в федеральных СМИ все чаще. Эксперты, например, уже всерьез обсуждают возможность того, что в результате промышленной автоматизации через 10-15 лет количество безработных составит половину экономически активного населения страны.
Чистки под маркой автоматизации проходят на предприятиях и сегодня, но вместо протестов, работники начинают работать еще усерднее – никто не хочет оказаться на улице. Этим пользуются работодатели, повышая нагрузку, урезая премии и применяя другие формы несправедливости. Хотя, как говорят практики, процесс автоматизации, наоборот, не повысит безработицу, а укрепит рынок труда.
Новые специализации
Как ни крути, но компьютеризация рынка труда существенно отличает современность от тех промышленных революций, которые приходилось наблюдать ранее. По сути она больше меняет подходы к оценке компетенций работников, порождая две новые специальности взамен одной устаревшей. Создаваемые компаниями информационные системы требуют постоянной актуализации, а это порождает новые рабочие места, совершенно не касаясь старых. Как уверяют разработчики, передовиками автоматизации в России сегодня выступают финансовые структуры – еще бы, генерируя сверхприбыли, они бредят идеями «где больше сэкономить и заработать». Похожие показатели инноваций имеют и отечественные мобильные операторы, давно предоставляя сервис мирового уровня. Кроме них, больше всего на роботизацию нацелены все те, чей клиент входит в категорию «массовых».
И тут важно понимать, что узкая специализация робота – ключ к сохранению рабочего места для человека. Так, машина на то и машина, что требует информационной и программной поддержки. Сама эта программная поддержка требует постоянного обновления, иначе робот будет обладать неактуальной информацией. И для этого наиболее важными будут навыки в конкретной отрасли, нежели компетенции в программном коде. Например, тот же робот-юрист Сбербанка. Штатный программист не сможет разобраться в изменениях в гражданском или трудовом законодательстве. Хотя, речь о сохранении всех 3 тыс. юристов, идти тут не может.
Параллельно с «гибелью» одних профессий, актуальными на рынке станут другие специализации, связанные с автоматизацией и роботизацией, поэтому уже сегодня стоит задуматься о получении новых навыков. Конечно, речь идет, в первую очередь, о низких квалификациях – учить детей и лечить людей роботы не смогут еще долго. Машины будут менять тех, чьи навыки не требуют творческого подхода, интуиции, смекалки и т.д. Механический труд теряет свою актуальность, так что людям, зарабатывающим на хлеб таким способом, нужно подумать о своем будущем. Но, с другой стороны, инновации – штука дорогостоящая, так что позволить их себе могут лишь стабильные крупные компании с большим оборотом. Несмотря на высокую потребность в них, бизнес исходит из такого понятия, как рентабельность, не заглядывая дальше краткосрочной перспективы. Так что ближайшие лет 10 бояться особо нечего.
Обществу нужно готовиться
Хотя, в России все меняется слишком стремительно, так что процесс «оцифровки» экономики должен быть под жестким контролем со стороны государства – перспектива безработицы в целых отраслях не сулит ничем хорошим для властей. То, что о своей эффективности придется задуматься «бездельникам», это, конечно, хорошо, но в российской реальности это не приведет к переформатизации – поменяют профессию лишь единицы, а остальные останутся «чахнуть у разбитого корыта». В разрезе этого крайне важной представляется роль государства. Причем оно может способствовать как адаптации людей к новой, цифровой реальности, так и способствовать приходу этой самой реальности, дотируя автоматизацию не только конкретных процессов, а отраслей в целом. В частности, даже в рамках процесса импортозамещения.
Например, было бы неплохо автоматизировать отечественную экономику за счет отечественных разработок. Российская IT-отрасль находится сегодня не в самом лучшем положении, по большей мере за счет ситуации в отечественной экономике за последние годы. Фиксируется урезание бюджетов, отечественные программисты, в погоне за более высокими гонорарами (в 2-3 раза выше), массово покидают Россию, заказчики предлагают все более скромное финансирование… При этом цены на импортное, и часто более качественное программное обеспечение, на порядок выше, чем на российское. Приоритет российского софта, безусловно, определен в стране, но не в тех масштабах, чтоб достичь необходимых для экономики темпов автоматизации.
Только вдумайтесь, если, по данным НАУРР, в Южной Корее на 10 тыс. населения используется 530 промышленных роботов, то в России всего лишь 1… в Америке их больше 170, в Германии – свыше 300, даже в Китае, с его колоссальным объемом населения – 71! Чтоб сократить такое отставание, российскому правительству нужно объявить промышленную революцию главным приоритетом страны на будущие 10 лет, поставив на IT и автоматизацию все ресурсы страны. Параллельно должен быть рассмотрен социальный вопрос, ведь люди, особенно старшего возраста, могут остаться брошенными в новой цифровой реальности. Под это нужно адаптировать систему образования и послевузовского обучения. Звучит чересчур амбициозно, согласитесь. Но иного выхода нет – иначе нас ждет судьба стран третьего мира, к которой, впрочем, мы уверенно идем уже который год.
Разместить резюме Добавить вакансию