По данным аналитического центра Карьерист.ру, по итогам первого полугодия 2016 года, количество актуальных вакансий увеличилось по меньшей мере на 15%, что нетипично для кризисного периода и не наблюдалось с конца 2014 года.
Между тем, даже небывалый рост количества вакансий не позволяет говорить о улучшении ситуации на рынке – россиянам все сложнее находить работу.
По данным, предоставленным Федеральной службой по труду и занятости, в среднем у безработных россиян на поиск работы уходит 8 месяцев.
При этом самые большие проблемы с трудоустройством, по официальной статистике, испытывают женщины после 30 – именно они составляют основную и самую многочисленную группу клиентов центров занятости.
Получается, что люди в самом расцвете сил, даже при наличии необходимого образования и опыта, все равно остаются без работы.
Почему так происходит, и как правительство и Роструд планируют решать эту проблему? Карьерист.ру попытается разобраться в этих довольно странных работных противоречиях.
Качество открытых вакансий
По данным Росстата, численность официально вставших на учет безработных сегодня составляет около 948 тыс. человек.
Ежемесячно показатели безработицы проявляют положительные тенденции, особенно если сравнивать их с началом года, когда количество находящихся в поисках перешагнуло отметку в 1 млн человек и до конца первого полугодия 2016 года оставалось на этом уровне.
При этом уменьшение количества безработных отмечается в большинстве регионов России, в то время, как число открытых вакансий превысило 1,4 млн.
Путем нехитрых расчетов, даже школьник может определить, что существующее количество свободных рабочих мест с лихвой позволяет трудоустроить всех безработных.
Конечно, тут не учитывается число нетрудоустроенных, которые не имеют официального статуса (которых в 5 раза больше), но сам факт превышения открытых вакансий числа безработных весьма настораживает.
Очевидно, что одна из основных причин, почему почти миллион россиян не может найти работу, состоит в качестве предлагаемых им вакансий. Роструд регулярно отчитывается о повышении этого качества, привлечении новых работодателей, обещающих более высокой зарплатой, установлении региональных коэффициентов, где средняя зарплата по предлагаемым вакансиям приближается к средней по региону и т.д.
Тем не менее, отказать в размещении вакансий тех предприятий, которые предлагают низкую зарплату, по словам представителей Роструда, они также не могут.
Но несмотря на весь оптимизм руководства государственных кадровых служб, соискатели изо дня в день убеждаются в низкой эффективности местных центров занятости, о чем и говорит колоссальный срок в 8 месяцев, необходимый для поиска работы.
Денис Васильев, заместитель руководителя Роструда оправдывает сложившуюся ситуацию специфической целевой аудиторией, с которой приходится работать городским центрам занятости.
Как он утверждает, соискатель с востребованной профессией, хорошим образованием и опытом работы, скорее всего, сам сориентируется и найдет себе место потеплее, а в службу чаще всего приходят лишь те, у кого имеются серьезные проблемы с трудоустройством.
Чиновник относит в такую категорию инвалидов, людей предпенсионного возраста, выпускников или же тех, кто потерял работу вследствие структурных изменений в местной экономике.
Очевидно, что человек, специальность которого попросту не имеет вакансий в конкретном населенном пункте ввиду своей специфичности, действительно будет испытывать проблемы с трудоустройством, что вполне ожидаемо.
Однако задача Роструда в такой ситуации переориентировать соискателя и все-таки трудоустроить его. Если же этого сделать не получается, то причиной могут быть только два фактора: либо дело все-таки в качестве вакансий (которое, по словам чиновников, постоянно повышается), либо в низком профессионализме специалистов по работе с безработными.
Однако, низкая удовлетворенность соискателей предлагаемыми вакансиями (17%) говорит сама за себя…
Диспропорции и низкая мобильность
Еще одно оправдание, которое называют чиновники в Роструда в качестве причины, по которой вакансии не устраивают соискателей – территориальные и профессиональные диспропорции рынка.
Например, в общероссийском выражении в центрах занятости преобладают вакансии, связанные с медперсоналом, на которые приходится свыше 4,1% от общего числа рабочих мест, водители – 3,8%, и вакансии в строительстве, которых около 2,5%.
При всем этом, ожидания соискателей сугубо индивидуальны и практически полностью распределены по региональному принципу.
Например, в Тольятти наибольшее количество безработных ориентировано на автомобильный сектор, хотя в городе фактически нет таких вакансий ввиду экономических проблем в этой отрасли.
Аналогичные проблемы в Вологде, Иваново, Воронеже и некоторых других городах, где люди пришли на биржу из легкой промышленности.
Решить эту проблему способны программы по стимулированию безработных к трудовой мобильности. Но даже ввиду их существования, они пока не дают должного эффекта – за 1,5 года ее существования в другую местность на работу переехало всего около 2 тыс. человек.
Россияне не видят перспектив переезда в другие города на работу в рамках государственных программ, которые даже создают некоторые условия для этого. По словам Дениса Васильева, это связано с тем, что на данном этапе их реализации нарабатывалась административная практика, теперь же, когда налицо конкретные проблемы, эти программы будут модернизироваться.
Прежде всего, проблема с переездом обусловлена обустройством на новом месте. Логично, что россияне, которым предложили переехать в другой регион думают не только про работу, но и про жилье. По словам чиновников, это не проблема – как минимум 200 тыс. открытых в центрах занятости вакансий предполагают возможность предоставления жилья.
Но подавляющее большинство из них предусматривают выделение лишь койко-места в общежитии, что могло бы устроить не более 1% от безработных, рассматривающих возможность переезда. Конечно, госпрограммы обещают зарплату выше среднего, оплату переезда, трудовой договор на 3 года (тем более что работодателю за это компенсируется 225 тыс. рублей)… Но обеспечение социально-бытовых условий в приоритете у россиян, и этот вопрос уж точно не получится решить выделением места в общежитии.
Учитывая портрет среднего безработного – женщины старше 30 лет, большинство из которых имеют детей и семью, едва ли их можно будет стимулировать к переезду такими условиями.
Проблема государственного участия
Но даже проблемы мобильности и диспропорции рынка все же не способны запятнать голые цифры – несмотря на все странности ситуации, количество вакансий, превышающее безработных, выглядит более чем оптимистично…
Все меняется, если вспомнить про уровень реальной безработицы, которая по методологии МОТ составляет 5,6%. Конечно, это показатели, которые рассчитываются по разному принципу и их нельзя сравнивать, но дело совсем в другом – разрыв с официальной безработицей (которая сегодня составляет 1,2%) почти в 5! раз, что куда выше, чем в других цивилизованных странах.
Безусловно, во всем этом можно обвинить местные центры занятости, эффективность и активность работы которых оставляет желать лучшего и точно требует модернизации. Одним словом, им точно есть над чем поработать. Но по нашему мнению, проблема совсем в другом, и она имеет более глобальные масштабы. Все это: разница в показателях безработицы, ужасающий срок для поиска работы, низкий уровень удовлетворенности предлагаемыми вакансиями и т.д., говорит лишь о низкой активности государства в присутствии его на рынке труда.
Несмотря на создаваемую видимость работы, внедряемые госпрограммы, еженедельные отчеты о понижении уровня безработицы и оптимистичные оценки, среднестатистический россиянин не чувствует государственной поддержки в ситуации, когда он остался в сложной экономической ситуации без работы.
Оставшись в таком положении, ему будет сложно говорить о каком-либо доверии к власти, а в преддверии сентябрьских парламентских выборов это лишь ухудшит положение дел.
Чувствуя это, чиновники не зря отложили внесение изменений в ФЗ «О занятости» до 2018 года, который должен будет якобы «оптимизировать» пособие по безработице и исключить иждивенческие настроения граждан на сумасшедшие 850 – 4,9 тыс. рублей такой помощи. Но сейчас не об этом…
Очевидно, что активность государства на рынке труда должна быть увеличена – только это позволит повысить эффективность государственных кадровых служб. В свою очередь, в Роструде оправдывают невозможность серьезного влияния, поскольку они имеют региональный статус. Все что в их силах – это мониторинг и введение единых стандартов.
В этих целях правительством был разработан некий план, который должен будет повысить качество предоставления государственных услуг в сфере занятости. В его рамках Роструд планирует проверять результативность центров занятости на протяжении определенного времени, после чего выявить самых лучших из них и определить, так сказать, «секрет их успеха». Впоследствии планируется тиражировать опыт самых успешных и когда-то в будущем, по прогнозам чиновников, это приведет к повышению эффективности всей системы.
На наш взгляд, такие планы могут быть эффективны, но не в нынешней ситуации, когда люди остро нуждаются в работе.
Сегодня эта сфера требует более радикальных решений, повышения уровня социальной поддержки безработных и помощи в поиске работы, задействуя электронные сервисы, в том числе и социальные сети. А пока этого не произойдет, россиянам все так же придется тратить 8 месяцев на поиск работы… Благо, у них есть Карьерист.ру…
Разместить резюме Добавить вакансию