Рынок труда – это соотношение свободных рабочих мест и соискателей, которые на них претендуют. Уровень спроса и предложения постоянно меняется, и одним из главных факторов, влияющих на конъюнктуру, является сезонность в пределах календарного года. Рассмотрим, в какие отрезки времени рынок труда оживает, а в какие – он становится неактивным.
Фактор сезонности – это маркер для соискателя
Рабочий год (как и календарный) дифференцирован на четыре части. В один сезон работу найти проще, в другой – сложнее, что объясняется цикличностью рынка труда. Да, если человеку срочно нужна работа, то искать ее нужно постоянно и планомерно. Но если он преследует цель эффективно распределить силы и время (чтобы избежать ненужных разочарований), то при подборе вакансий ему нужно учитывать фактор сезонности.
Конец декабря – январь
Этот отрезок времени традиционно считается мертвым сезоном. Но не для всех. Начало календарного года – это период затишья для топ-менеджеров, руководителей среднего и высшего звеньев. Также будет малоперспективным поиск работы и для другой категории соискателей – кто претендует на позиции, где нужно проходить интервьюирование в несколько этапов или ждать внесение корректив в штатное расписание.
Но если соискатель длительное время ищет вакансию, и работодатель месяцами не находит кандидата на позицию, трудоустройство в январе вполне возможно. Не факт, что потенциальный босс назначит встречу в преддверии Нового года, но вероятность ее переноса на постпраздничные даты очень велика.
В указанный период высвобождается много вакансий для «синих воротничков». Грузчики, охранники, курьеры, официанты, продавцы-консультанты, сантехники востребованы в любое время года.
С февраля по апрель
В этот временной отрезок увольняется большой процент топ-менеджеров, администраторов, управленцев среднего звена. Устав от долгой зимы, они берут перерыв, чтобы осенью с новыми силами приступить к поиску работы. Такие решения зачастую принимают сотрудники, которые работают в компании много лет, но не продвигаются по карьерной лестнице.
Указанный промежуток времени характеризуется равномерностью в плане рекрутинговой работы. Руководители компаний активно публикуют вакансии и назначают встречу соискателям. Но и уровень спроса в начале весны также увеличивается, поэтому складывается следующая тенденция: эйчары усиливают работу в области подбора кадров, а в среде соискателей возрастает конкуренция.
Май
С 1 по 9 мая на рынке труда наблюдается затишье. Темпы рекрутинга несколько снижаются и в постпраздничные дни. Но активизируется спрос со стороны работодателей, вовлеченных в сферы туризма и кейтеринга. Увеличивается объем вакансий на предприятиях, занимающихся производством мороженого и прохладительных напитков. В преддверии летнего сезона массово предлагают работу компании, которые специализируются в области детского досуга.
C июня по август
Первая половина лета – напряженный период для HR-менеджеров. Компании анонсируют большой объем «горячих» вакансий, которые могут занять соискатели с небольшим опытом работы, но обладающие амбициями, необходимыми для профессионального роста и развития карьеры. Сотрудники, практикующие джоб-хоппинг, имеют все шансы трудоустроиться в другую фирму на позицию с большей зарплатой. Узнать о том, как справиться со страхом перед переходом на новую работу, можно здесь.
Классический соискатель может рассчитывать не только на оформление в штат, но и быструю адаптацию в трудовом коллективе. В период испытательного срока (когда начальство уходит в отпуск) у него появится возможность оценить свои перспективы и вникнуть в специфику работы компании.
Во второй половине лета на рынке труда фиксируется спад предложений от работодателей, поскольку многие из них уезжают отдыхать. Но при таких условиях снижается конкуренция в среде соискателей, поэтому тот, кто не перестал просматривать объявления и активно рассылал резюме, может найти себе работу и в августе.
Осень
Уже в середине сентября объем работы, выполняемой HR-менеджерами, резко увеличивается. Многие сотрудники после летнего отдыха увольняются с прежней должности, чтобы заняться поиском более выгодных предложений.
Сентябрь-ноябрь – это период выверенных и размеренных собеседований, когда решения по кандидату принимаются с учетом множества факторов. Осенью работодатели предлагают сотни вакансий, но большая часть из них остается открытой. Компании скрупулезно отбирают кандидатов на свободные позиции, и данная процедура может затягиваться на месяцы. В этот период работодатели многократно анализируют рынок на предмет адекватности требований, выдвигаемых к кандидатам. Также они занимаются решением вопроса о повышении заработных плат, который зачастую инициируют сотрудники с большим стажем. Под видом поиска новых специалистов на позиции, которые по факту заняты теми, кто выражает неудовлетворение размерами окладов, начальство пытается урегулировать внутренние проблемы в коллективе. В таких условиях соискателю не стоит рассчитывать на то, что анонсированная работодателем должность, в действительности, вакантна. Не исключено, что начальство только раздумывает над тем, чтобы высвободить позицию для нового сотрудника. Зачастую руководители компаний просто хотят урезонить заносчивых работников, угрожая им увольнением.
Внутриотраслевой фактор никто не отменял
Помимо календарной сезонности необходимо учитывать специфику тех профессий, на которые претендует соискатель. Например, строительные компании заинтересованы в работниках в теплое время года. В сфере торговли также прослеживается сезонность: автосалоны нуждаются в менеджерах весной, фирмы, реализующие товары для дома, зачастую объявляют набор сотрудников в зимний период. Event-агентства пользуются повышенным спросом на Новогодние праздники. Для туристических фирм пик сезона приходится на летние месяцы. Внутриотраслевой фактор влияет также на поведение сотрудников и соискателей. Например, работники бюджетной сферы редко увольняются в 4 квартале, а оставляют работу в конце марта следующего года, получив квартальную премию. Мало кто соглашается на позицию бухгалтера в первом квартале из-за необходимости составлять годовую отчетность.
Лучший период для поиска работы – преддверие горячего сезона. Если же в указанный отрезок времени не удалось трудоустроиться, то расстраиваться не стоит. Желаемая вакансия может появиться в любой момент: люди увольняются постоянно, по разным причинам и вне зависимости от времен года
Разместить резюме Добавить вакансию