Налоговая нагрузка на российских работодателей – одна из самых высоких среди стран Восточной Европы и Средней Азии, сложнее ситуация лишь у работодателей Беларуси и Украины – к таким выводам пришли аналитики консалтинговой компании PwC и Всемирного банка в своем исследовании Paying Taxes-2017. С этим согласны и в российском правительстве – нагрузка на бизнес действительно огромна, и это судя по всему, становится причиной роста теневого сектора экономики. Но, кроме этого, чрезмерно высокая налоговая нагрузка, занимающая до 47% от общей прибыли компаний, становится причиной недополучения страховыми фондами положенных к уплате работодателями платежей.
Так, по результатам аудиторской проверки Счетной палатой ПФР было выявлено, что к текущей осени общий размер задолженности работодателей по социальным платежам превышает 250 млрд рублей! За последние несколько лет объем задолженности увеличился в 5 раз, по большей части рост пришелся на период кризиса. И все бы ничего, но Пенсионный фонд, как известно, испытывает катастрофический дефицит бюджета – 40% его расходов покрывает государственная казна, в том числе предоставляя дополнительные трансферты на текущую выплату пенсий. Почему так происходит? Карьерист.ру постарался разобраться в этой проблеме.
Долги растут без ответственности
По данным аудиторской проверки Пенсионного фонда, которую этой осенью провела Счетная палата, результаты которой удалось изучить журналистам Life.ru, начиная с 2011 года долги российского бизнеса по уплате пенсионных отчислений на фонд оплаты труда достигла 251 млрд рублей. Еще 2 года назад она составляла около 140 млрд рублей, а за следующие 2 года экономической нестабильности прирост задолженности составил еще свыше 110 млрд рублей. Получается, что годичный прирост страховой задолженности работодателей составляет около 50 млрд рублей. В качестве причины такого колоссального прироста задолженности за последние кризисные годы основная масса экспертов называет экономическую ситуацию.
Получается, что работодатели платят зарплаты, но не платят на них страховые отчисления. К чему это может привести? Для бизнеса все не так серьезно. Все зависит от того, занижает ли работодатель размер подлежащих к уплате взносов. Если да, и данный факт смогут доказать в ПФР, то его ждет штраф в размере 40% от суммы скрытых взносов. Если же он просто отказывается или не может их платить, не занижая базу, то вся ответственность заключается лишь в начислении пени – административных или уголовных санкций не предусмотрено. Но все может измениться – еще с прошлого года парламент рассматривает одобренный правительством проект закона, предусматривающий введение уголовной ответственности за такие проступки. Санкции по нему достаточно серьезные – штрафы могут достигнуть нескольких млн рублей, а срок арестов – до 6-7 лет.
Отразится на пенсиях
Но если какие-либо серьезные последствия ждут работодателей лишь в будущем, да и то, лишь в случае принятия поправок в Уголовный кодекс, то на пенсиях, это отражается уже сейчас. Так, в первую очередь, нужно отметить пенсионные накопления, которые хоть и заморожены сегодня, но ранее пополнялись именно за счет уплаты работодательских отчислений ПФР. В случае их неуплаты, накопительная часть, конечно же, не накапливалась. В будущем такое влияние будет исключено – новая накопительная система, которую в правительстве планируют внедрить к 2019 году, будет предполагать отчисления из зарплаты самих будущих пенсионеров, а то, что уже накоплено, будет переведено в нее. Впрочем, если у работодателя имелась недоимка по страховым взносам в ПФР, переводить будет попросту нечего.
В пользу последней поправки говорит и то, что общая численность экономически активного занятого населения растет, что по логике вещей, должно было, наоборот, повысить размер фонда оплаты труда, учитывая номинальный рост зарплат. Так, если в начале года к занятым себя причисляли 72 млн россиян, то к началу осени таковых, по данным Росстата, таковых было уже больше 73 млн. В условиях, когда статистические данные отмечают, пусть и формальный, но рост зарплат, это может говорить лишь об одном – частичном переходе в теневой сектор, когда часть зарплат выплачивается в конвертах, облагаемая база занижается, и уплате в ПФР подлежит меньший объем взносов.
В общероссийском масштабе это приведет к тому, что бюджет ПФР даже на текущий год придется перекраивать, так как средств на выплату пенсий до конца года просто не хватит из-за того, что прогнозируемая прибыль не была получена. В фонде уже сообщали, что для полноценного финансирования пенсий потребуются дополнительные трансферты из государственного бюджета в объеме 227 млрд рублей. И это при том, что общий объем государственного финансирования фонда в этом году составит колоссальные 3,2 трлн рублей.
Снижать нагрузку
Подобное предложение, как сообщала «Российская газета», выдвигалось представителями Российского союза промышленников и предпринимателей в ноябре. На встрече с главой Минтруда Максимом Топилиным они рассказали, что существующая сегодня в России практика отсутствует в большинстве развитых стран. В Европе, в частности страховые взносы в пенсионные фонды уплачиваются совместно работодателем и работником, причем на работника приходится 25-35% от общей суммы взноса. Это, несомненно, снизило бы 30-процентную страховую нагрузку на бизнес, но в нынешних российских условиях, это, к сожалению, невозможно. Прежде всего потому, что зарплаты россиян и без фискальной нагрузки являются крайне низкими, а в случае ее перераспределения и на них, то в уходе «в тень» будут заинтересованы уже и сами работники.
Другой возможный вариант – снижение нагрузки за счет уменьшения ставок страховых взносов. Но на банальное срезание ставок в надежде на то, что предприниматели начнут выходить из теневого сектора и самостоятельно уплачивать взносы, только потому, что платить нужно меньше, конечно же, никто не пойдет. Такая мера будет поддержана обществом, но реального увеличения объема взносов не принесет, лишь повысив давление на госбюджет. Альтернативное решение обещал разработать глава Минфина Антон Силуанов. Как сообщает «РБК», ссылаясь на замминистра Илью Трутина, ведомство разработает предложения по «фискальной девальвации», которая к 2019 году будет предусматривать снижение ставок по страховым взносам, что будет компенсироваться за счет повышения НДС.
Да и ждать до 2019 года, откровенно говоря, слишком беспечно. За будущие 2 года экономическое положение может ухудшиться настолько, что долги по страховым взносам могут оказаться неподъемными. Ситуация требует кардинальных и срочных решений, а пока они не будут приняты, формально самодостаточный Пенсионный фонд будут продолжать «кормить» за счет средств налогоплательщиков.
Разместить резюме Добавить вакансию