Аналитические материалы

«Зрелый кандидат»: кто нужен работодателю сегодня?

Работодатель – это субъект рынка труда, который мыслит максимально прагматично. У него тоже свои условия игры, в которой вероятность проигрыша весьма высока. Нанимая персонал, он всегда ищет лучших соискателей, открывая, по его мнению, достойные вакансии. Казалось бы, вакансии есть, от резюме отбоя нет – почему тогда столько жалоб со стороны работодателей? Суть претензий вроде бы понятна: сначала бизнес заявлял о том, что молодых специалистов готовят «не так». Мол, все эти советские программы, морально устаревшее оборудование, полное отсутствие связи с реальной работой.

Позже начали говорить, мол, и вообще учим в ВУЗах «не тех». Якобы стране нужны рабочие руки, а мы плодим юристов, экономистов и менеджеров. Система российского образования, безусловно, несовершенна. И проблем в ней, безусловно, хватает. Кого в такой ситуации ищет работодатель? На этот вопрос постарались ответить участники Четвертого Воронежского бизнес-форума. Карьерист.ру собрал главные тезисы мероприятия.

Нужен профессионал. Желательно широкого профиля

Лишь в этом году эксперты наблюдали полноценное оживление российского рынка труда от «летаргического сна», в который он впал два года назад. Поэтому и образованный сегодня кадровый дефицит покрыть  удастся нескоро. Впрочем, работодатели активно работают над этим: только за последний год спрос на специалистов средней и высшей квалификации вырос вполовину. Самые активные – предприятия из сферы информационных технологий, агропромышленного комплекса, фармацевтические компании, промышленный сектор. Работодатели ищут профессионалов высшего уровня, но среди армии соискателей их единицы. Правда, нужно отдать должное, среди молодежи продолжает расти интерес к новым направлениям и профессиям. Работодатели, осваивающие этот рынок, смогут рассчитывать на самые перспективные кадры. Особенно те, кто дают своим работникам шанс развивать креативные направления.

Эксперты HR-рынка отмечают повышение интереса к аутсорсинговым моделям найма. Некоторые крупные кадровые агентства уверяют, что аутсорсинг занимает до 90% всего их потока. Причем, сегодня к нему на аутсорсинге работают не только бухгалтера и юристы, как это было раньше. Теперь, сохраняя лишь технологические особенности, сторонним специалистам передаются целые производственные отделы и подразделения. Плюс, впечатляет динамика найма удаленного персонала – компании нашли в этом ресурс для оптимизации расходов и все активнее исследуют эту нишу.

Наверное, самым перспективным трендом современности является автоматизация. Всех и всего. Мы уже не раз рассказывали про нововведения в банковской сфере, автоматизацию бизнеса, ритейла, мелкой промышленности. Так или иначе, но бизнес вскоре передаст основную массу рутинных функций машинам, и это в итоге уничтожит ряд еще актуальных сегодня профессий. Впрочем, появится и множество новых, так что многим нужно задуматься о переподготовке уже сегодня. Вообще, эксперты отмечают, что под влиянием технологий активно меняется сама модель занятости. Теперь не получится найти одно место и просидеть на нем 15 лет, современный соискатель должен быть максимально гибким.

Оптимизм многих, впрочем, часто разбивается о скалы реальности. Бизнес продолжает говорить об усложнении условий, в которых приходится работать. Нанимая нового сотрудника в условиях экономии, работодатель хочет, чтоб он был «и швец, и жнец, и на дуде игрец». Независимо от направления, требования к среднему соискателю продолжают расти. Всего пару дополнительных требований в вакансии и вместо менеджера по продажам получаем директора регионального представительства. Из-за высоких требований на рынке снижается мобильность рабочей силы – россияне боятся рисковать переходить или даже искать новое место работы, надеясь на стабильность. Работу ищут в основном лишь те, кого сократили либо вынудили уйти. В том числе в целях экономии, раскинув высвободившуюся работу на оставшихся. Сколько негатива это приносит компании – большой вопрос, но именно такую стратегию выбирает львиная доля предпринимателей.

Кого надо учить?

Хотя вакансий на рынке меньше не становится. Наоборот, в Минтруде постоянно отчитываются о росте числа предложений от работодателей. Причем некоторые из них не удается закрыть на протяжении полугода.  В это же время мы продолжаем наблюдать картину, когда люди не могут найти работу годами. Не могут же все они быть без компетенций?! Выпускники – это отдельная тема. Работодатели смогли найти способ компенсации отсутствующих у них знаний за счет онлайн-обучения и практики с наставником, но в таком случае ВУЗы начинают терять свою актуальность. На протяжении пяти лет взрослый человек пытается не всегда удачно впитывать знания, которые в итоге, если он и получил, едва ли ему удастся использовать на практике. Вероятно, выход из «образовательного кризиса», лежит в плоскости его коммерциализации и формирования четких мотиваций для студентов.

Они, однако, входят в конфликт с мотивациями самих учебных учреждений, которые думают, скорее, о наполнении собственных бюджетов, нежели о собственной репутации и репутации выпускников. Сегодня если ты контрактник – то нужно еще постараться, чтоб тебя отчислили за плохую успеваемость. А в итоге, уже при первом трудоустройстве возникает недоумение: зачем было столько лет учиться? В такую образовательную модель не российский бизнес, даже если у него и есть возможность, то он все равно не готов вкладывать.

Участники бизнес-форума видят образовательную проблему в том, что никто не измеряет итоговые результаты, а статус вузы зачастую оценивается лишь массовостью абитуриентов и конкурсом на место. Они готовят специалистов, а будут ли они потом востребованы, и как хорошо они будут выполнять свою работу, интересует лишь единицы. Сегодня лишь редкий работодатель ждет от выпускника готовности к полноценному труду – те, кто заинтересован в качественных кадров, готов их переучивать самостоятельно. Но тут вопросы вызывает уже самоотдача, которая встречается крайне редко.

Молодежь имеет завышенную самооценку – приходя в компанию, они жду взрывного карьерного роста и зарплаты, которую многие сотрудники заслуживали по 5-7 лет, отмечают предприниматели. Хотя реальное образование получает лишь каждый пятый, остальные имеют лишь неоправданно завышенные амбиции. В таких условиях находить таланты практически нереально, работодатели будут рады даже тогда, когда к ним приходит соискатель, умеющий думать и самоотверженно включаться в процесс.

Ищем зрелых

И вот найти тех, кто умеет думать, оказывается самым сложным, уверяют работодатели. Мо, чаще всего на собеседования приходят откровенно малограмотные кандидаты, которые даже составляя резюме из шаблонных фраз умудряются допускать ошибки. Вместо собственных плюсов они представляют нанимателю набор качеств того, кем на самом деле не являются, позже же начинают искать оправдания собственным провалам. Участники бизнес-форума уверены: интеллект, способности к анализу и самообучению должны быть даже у рядовых сотрудников. При его отсутствии и работник, и его работодатель обречены на провал.

Зрелость кандидата как личности – залог повышенной вовлеченности. Работник, приходя на новое место, должен быть инициативным и заинтересованным в результате, бизнес уже давно отсеивает тех, кто желает отсидеться. Конечно, и требования у такого сотрудника к работодателю будут выше, зато он с удовольствием будет проходить дополнительные курсы повышения квалификации, всегда выдвинет толковую идею и проявит лояльность в случае, когда того потребует ситуация.

Но таковых, как уверяют предприниматели, лишь единицы: «огонь в глазах» встречается лишь у 15-20% соискателей, остальные же осилят лишь рутинную и скучную работу, которой, к слову, пока хватает. Поэтому такие люди, безусловно, тоже нужны но нанимают их без особого энтузиазма и зачастую лишь бы закрыть открытую позицию. На них без проблем нанимают и «незрелых», но и «жизни ради работы» от них ожидать тоже не стоит. Задача бизнеса в таком случае – найти работу и для этих людей, и они будут выполнять ее с удовольствием, если им поставить четкие и конкретные задачи.

Разместить резюме Добавить вакансию