Затратные старики: почему малоимущие пенсионеры обходятся стране все дороже?

Увеличение численности малоимущих граждан России, которое наблюдается в текущем году, распространяется не только на трудоспособное население, но и на остальные прослойки общества. По данным ПФР, количество малоимущих российских пенсионеров уже практически достигло 4 млн человек, что составляет 11,5% от общего числа пенсионеров в РФ. Тем не менее мы все прекрасно помним апрельское заявление министра труда Топилина, о том, что в России бедных пенсионеров нет. И в его словах есть доля объективности: все те, кто считаются «бедными» (пенсия ниже регионального или федерального прожиточного минимума для пенсионеров) получают или федеральную или региональную доплату и после ее получения таковыми уже формально не являются.

Но расходы на такие доплаты, как показывает практика, растут сумасшедшими темпами – деньги, которые были заложены на текущий год, закончились еще до конца первого полугодия, а к концу текущего года объем необходимых для этого средств вырастет больше чем в 2 раза. Чтоб несколько понизить темпы роста этих расходов, Минтруд планирует понизить прожиточный минимум для пенсионеров. Почему объем средств для социальных доплат продолжает расти, и что с этим планирует делать правительство? Карьерист.ру постарался разобраться в ситуации.

Как борются с бедностью

Правом на получение указанных доплат обладают пенсионеры-бедняки – те, чья пенсия ниже установленного для стариков прожиточного минимума (ПМП). Источник, из которого выделяются средства на доплаты, зависит от уровня ПМП. В случаях, когда определенный в субъекте федерации уровень ниже федерального, до его уровня доплачивает центр, если выше – соответственно, доплату делает региональный бюджет. Но самостоятельных регионов мало, как пишет «ТАСС», социальные доплаты из федерального бюджета получает 71 субъект федерации – в 2016 к ним добавились еще 4 региона. Указанная помощь бедным пенсионерам предоставляется начиная с 2010 года, именно благодаря ей, по мнению Минтруда, в России больше нет бедных пенсионеров.

Минтруда утверждает, что бедных пенсионеров в России нет.

Но, возложенное на государство бремя растет в объемах – согласно проекту федерального бюджета на 2017-19 г., через 2 года на уравнивание пенсий с ПМП государство будет тратить почти втрое больше денег, чем было заложено на текущий год – прогнозируемые расходы будут составлять около 118 млрд рублей. Увеличится и армия пенсионеров-бедняков – как посчитал «РБК», ссылаясь на данные ПФР, к началу 2019 года их число вырастет на 70%, в сравнении с прошлым годом. Только за текущий год их численность выросла на 1,5 млн. Повысится и среднедушевой размер помощи одному старику – по подсчетам «ТАСС», только за 2016 год на 60%, с 1,2 до 1,9 тыс. рублей.

Это, безусловно, повлечет за собой повышение расходов на социальные доплаты.

Как уже было сказано, стремительное повышение затрат на помощь пенсионерам наблюдалось на протяжении всего года – по информации казначейской службы к концу первых 6 месяцев дополнительные издержки уже превышали 3 млрд, а по итогам 7 месяцев – 11 млрд рублей. Как прогнозируют в Минтруде, такими темпами к концу текущего года борьба с «пенсионной бедностью» обойдется стране в 106 млрд рублей – перерасход превысит 2,4 раза! Чтоб не оставить стариков без помощи используются межбюджетные ассигнования – к июлю на эти цели было переведено около 48 млрд рублей и этим, вероятно, не закончится. Стоит отметить и то, что в 2015 году на помощь пенсионерам тратилось гораздо меньше государственных денег – в общей сложности расход бюджетных средств для соцдоплат составил лишь 42 млрд рублей. С чем может быть связан такой рост в этом году?

В чем причина увеличения расходов

В качестве основной причины для такого колоссального увеличения расходов на социальные доплаты, Пенсионный фонд выделяет именно существенный рост «армии» ее получателей. Их численность росла на протяжении всего текущего года и к его концу ПФР прогнозирует увеличение на 1,5 млн человек – до 3,9 млн, а в начале 2017 впервые превысит 4 млн пенсионеров. В свете такого прироста увеличение расходов на доплаты качества вполне логичным, но не совсем пропорциональны – количество получателей увеличилось меньше чем на 40%, а объем расходов вырос почти в 2,5 раза. Между тем такой существенный прирост Пенсионный фонд обосновывает двумя аспектами – повышением в 2016 году ПМП и увеличением количества регионов-получателей.

Отметим, что по данным Росстата ПМП с начала года вырос на 23% и составил 8,8 тыс. рублей, против 7,16 тыс. рублей в прошлом году. Несмотря на то, что за аналогичный период региональные показатели в среднем повысились на 25%, рост общероссийского ПМП привел к тому, что еще 4 региона стали иметь местный прожиточный минимум ниже федерального. Это, в свою очередь, привело к изменению структуры финансирования доплат – теперь в этих 4 субъектах их также, как и в других 67, должен обеспечивать федеральный бюджет.

Причем, судя по разнице, в этих 4 субъектах живет огромное количество малоимущих пенсионеров – не меньше 1-1,2 млн.

Но у Счетной палаты РФ свое мнение по этому поводу – там, как писал ранее «РБК», связывают рост расходов с недоиндексацией пенсий по реальной инфляции – вместо 12,9% пенсия выросла лишь на 4%. Еще при проектировании бюджета 2016 года специалисты отмечали, что неполноценная индексация при повышении ПМП приведет к тому, что размер страховой пенсии окажется ниже этого показателя, что в итоге приведет к перерасходу средств на доплаты. Однако, их прогнозы были верны лишь в общих тенденциях – Счетная палата предполагала перерасход в пределах 4 млрд рублей, но уж никак не в 55 млрд!

Получается, что формальной причиной увеличения численности малоимущих пенсионеров является существенный рост прожиточного минимума? На самом деле лишь частично, ПМП – это объективная величина (насколько она может быть такой), а вот отказ от индексации – это решение правительства. В случае, если бы от нее не отказались, индексация компенсировала бы разницу в страховой пенсии и ПМП, уже к концу года, пусть и формально, но уменьшив число малообеспеченных стариков.

Снизить прожиточный минимум

Впрочем, в правительстве «не ищут легких путей».
Согласно проекту федерального бюджета, в 2017 году планируется на 300 рублей понизить ПМП – до 8,5 тыс. рублей. К таким мерам прибегают впервые, начиная с 2010 года. Об этом не говорится официально, но для экспертов понятно – это приведет к уменьшению объемов социальных доплат, уменьшению минимальных пенсий и даже возможно снижению размера будущей индексации соцпенсий. Но объем доплат, как пишет «РБК», ПФР планирует в будущем году сохранить на уровне этого года. С этим и связано дальнейшее увеличение этой статьи расходов в 2017 году еще на 4 млрд, в сравнении с текущим годом – до 110 млрд рублей, притом что ПМП уменьшится.

Но этим все не закончится – как пишет «ТАСС», снижение уровня федерального ПМП заставит те регионы, где его установили выше общероссийского, также урезать его. Более того, можно ожидать, что понижать прожиточный минимум возьмутся и другие субъекты федерации, где он ниже среднего по стране. Дело в том, что понижение федерального ПМП грозит многим регионам тем, что их показатель окажется выше всероссийского, и тогда бремя финансирования социальных доплат к пенсиям переляжет уже на их плечи, а этого, вполне ожидаемо, не захочет ни один регион. Такого развития событий правительство наверняка не может спрогнозировать на будущее, хотя перераспределение источников серьезно влияет на размер федерального финансирования доплат. Так что вполне вероятно, что в будущем году также будет наблюдаться перерасход предусмотренных для этих целей средств.

В 2017 году планируется на 300 рублей понизить ПМП – до 8,5 тыс. рублей.

Но и это еще не все. Как писал «ТАСС», ПМП используется для определения ставки индексирования соцпенсий (для инвалидов и потерявших кормильцев детей). Ссылаясь на слова источника в правительстве, издание утверждает, что в случае понижения ПМП в 2017 году, ставка индексирования этих выплат может оказаться лишь на уровне около 2%, что также приведет к необходимости увеличивать расходы на социальные доплаты.

Впрочем, в ПФР, ссылаясь на Министерство экономического развития, прогнозируют, что в будущие годы ПМП будет постоянно увеличиваться. Вместе с увеличением «армии» нуждающихся пенсионеров, это, очевидно, приведет к дальнейшему росту расходов на доплаты к пенсиям, причем вполне вероятно, что они превзойдут все ожидания финансистов. Разве что государство решится на повышение страховых пенсий, и доплаты как таковые больше не потребуются… Впрочем, несмотря на то, что деньги все равно тратятся, этого, в нынешних экономических реалиях, в планах у правительства пока нет.

Разместить резюме Добавить вакансию