Нередко соискатели, устраивающиеся на работу в небольшую компанию, количеством не более 50 человек, с удивлением узнают, что собеседование проводил бухгалтер. Озабоченность потенциальных работников оправдана, так как каждый должен заниматься своим делом. Все понимают, что бухгалтер не должен заниматься наймом персонала, заключением с соискателем трудового договора, объяснением трудовых обязанностей и т.д. Тем не менее, многие владельцы небольших компаний свято уверены в том, что именно бухгалтеру следует доверить почетную миссию найма грамотного, ответственного, исполнительного сотрудника. И дело не только в том, что бухгалтер осведомлен о финансовом положении фирмы лучше руководителя. Владельцы небольшого бизнеса экономят деньги на зарплату кадрового сотрудника и его не нанимают на работу. Что делать в этой ситуации бухгалтеру? Вариантов несколько.
Рассеиваем заблуждение начальника
Анализ должностных обязанностей главного бухгалтера или подчиненного ему лица позволяет выявить основные обязанности сотрудника:
- четкое знание российского законодательства о бух.учете, аудиторской деятельности, архивном деле;
- ознакомление с порядком изъятия бухгалтерских документов;
- предоставление отчетности в ИФНС и внебюджетные фонды и т.д.
У бухгалтера много обязанностей, исполнение которых не позволяет пролонгировать их по времени. Для того чтобы рассеять заблуждение работодателя, необходимо подойти к начальнику. Следует заранее обдумать разговор и в мягкой форме объяснить, что выполнение кадровых функций – это дополнительная трата времени. И это негативно сказывается на основной работе.
Склонение должностного лица к нарушению закона
Нередко недобросовестные предприниматели искреннее считают, что бухгалтер обязан «закрывать глаза» на нарушения законодательства РФ. Ради справедливости отметим, что такое положение дел наблюдается в определенных компаниях, применяющих «серые схемы» налогообложения в целях экономии расходов. Бухгалтер не замечает явных нарушений. Сложно ответить, что работодатель посулил такому сотруднику, но ясно одно: бухгалтер — человек недобросовестный, склонный с риску.
С этой точки зрения интересен вопрос, касающийся разграничения ответственности между руководителем и главным бухгалтером. Узнать, каким образом происходит перераспределение между ними полномочий, можно из N402-ФЗ от 2011 года. Положения закона несколько размыты, что иногда создает иллюзорное представление о том, что вся ответственность за нарушения на фирме ложится на бухгалтера. Причем, так думают не только начальники бухгалтера, но и некоторые юристы.
В статье 13, п. 2 упомянутого НПА сказано, что организация ведет бухгалтерский учет, который организуется при создании юридического лица. Это означает, что ответственность ложится на компанию. Пытливый пользователь пытается найти в законе статью, прямо устанавливающую на ответственность главного бухгалтера, либо одноименного отдела в компании. Но такой статьи нет, хотя подразумевается, что за ведение бух.учета отвечает именно бухгалтер. Вопрос о том, несет ли он ответственность за грубые нарушения закона со стороны учредителей ООО, уход от налогов остается открытым.
Что делать бухгалтеру при поиске работы
При приеме бухгалтера на работу необходимо четко прописывать в трудовом договоре должностные обязанности. Многие предприниматели игнорируют это требование, создают договор с общими положениями. Такое соглашение подписывать нельзя. Следует попросить прописать стандартные обязанности бухгалтера:
- составление и предоставление отчетности в ИФНС;
- составление и передача деклараций;
- расчет заработной платы сотрудникам предприятия и т.д.
Четкое определение обязанностей не позволит вовлечь бухгалтера в неприятности. Например, при наказании директора фирмы, это снимет вопрос о виновности бухгалтера в серых схемах директора предприятия. Расследования с финансовыми махинациями на фирме больно ударяют по реноме сотрудника, в дальнейшем не позволяют претендовать на должность бухгалтера в приличной компании.
Экономия налогов предприятия
Многие бизнесмены ошибочно считают, что экономия налогов на предприятии – это дело рук бухгалтера. Это не так. Еще на старте открытия бизнеса необходимо определиться с оптимальной системой налогообложения для определенного вида деятельности предприятия. С последующей оптимизацией налогового бремени предприятия могут помочь экономисты, финансовые эксперты. К ним можно обратиться, как единоразово, так и сотрудничать на постоянной основе. Например, на основе аутсорсинга, подразумевающего сотрудничество руководителя фирмы и сторонних специалистов.
Прием денег от населения
Наивные руководители (а, может – просто хитрые люди) считают, что мир цифр – это исключительная епархия бухгалтера. Он работает с цифрами, и это означает, что может заниматься еще и торговым эквайрингом. Например, фирма работает с физическими и юридическими лицами по направлению грузоперевозок, оказания юридических услуг. Клиенты компании производят расчеты. Для этого необходим кассовый аппарат: сделки, совершенные компанией, по новым правилам автоматически отправляются в налоговый орган. Но физически работать с кассовым аппаратом должен не бухгалтер, а нанятый работник. Обычно в его роли выступает кассир, обученный работать с кассовым терминалом, умеющий открывать и закрывать смены, считать выручку и т.д. Для такого сотрудника необходимо оборудовать рабочее место, сейф для хранения денег при необходимости.
Таким образом, соискателям, претендующим на должность бухгалтера, следует избегать вакансий с требованиями ведения кадрового учета, планирования финансов компании, учета МТЦ, уменьшения налогов, работы с кассой. Эти требования не имеют ничего общего в должностными обязанностями бухгалтера.
Разместить резюме Добавить вакансию