«Начальник всегда прав», гласит народная и, что самое главное, глубокая российская мудрость. У россиян уже давно сложился некий стереотип, будто руководство – это класс неких небожителей, имеющих прямое влияние на судьбы подчиненных. Естественно, и за пределами офиса. У начальства всегда есть рычаги влияния, начальство всегда в курсе всех корпоративных склок, начальство – это почти как президент страны, только в меньших масштабах… Эта проблема носит ментальный характер и состоит в желании русского человека быть под влиянием сильной, могущественной руки начальника. И все бы хорошо, но в условиях современной России работодатели нагло пользуются своими возможностями по отношению к работникам.
По данным РАНХиГС, более 40% российских работников так или иначе терпели нарушения трудового законодательства по отношению к себе со стороны своего руководства. В большинстве случаев факты нарушений имели множественный характер, но, не желая лишний раз создавать конфликтные ситуации, работники шли на поводу у начальства. Чем чаще всего пользуются работодатели, и какие способы защиты лучше всего выбирать «обиженным» сотрудникам? Карьерист.ру нашел ответы на эти и многие другие вопросы.
Частники-нарушители
Как утверждается в докладе под названием «Нарушения трудовых прав работников и способы защиты», подготовленном экспертами РАНХиГС на основании социологического опроса, проведенного в июне текущего года, 42% опрошенных работников стали «жертвой» нарушения их собственных трудовых прав в 2016-17 годах. Что еще интереснее, 2 из 3 таких работника испытали на себе нарушения со стороны работодателя не единожды (2 и более раза). В абсолютных цифрах это выглядит так: почти 30 млн россиян (из 71 млн занятых) сталкиваются с трудовыми нарушениями, 20 млн из которых за последний год столкнулись с этим минимум дважды. Примечательно, что масштабы незаконных действий работодателей напрямую зависимы от формы собственности компаний и учреждений. Как показал социологический опрос, именно частники идут на нарушения гораздо чаще.
Так, организации бюджетной и государственной сферы влияния и формы собственности нарушают трудовое законодательство в 3,5(!) реже, чем представители частного бизнеса. При этом каких-либо неожиданностей в части градации бизнеса по размеру доклад не принес: малые предприятия являются самыми активными нарушителями трудовых прав своего нанятого персонала. Специалисты РАНХиГС вывели средние показатели, и оказалось, что средние и крупные компании, если и идут на ущемление трудовых прав, то делают это не чаще, чем 1 раз в год. Представители же малого бизнеса куда менее ответственны – не меньше 2-3 нарушений в течение года.
Весьма показательными являются результаты в части разделения трудовых правонарушений на группы и категории. Так, почти каждое четвертое нарушение со стороны работодателей (24,1%) касалось заработной платы респондентов – нарушение сроков выплаты, незаконное уменьшение размера оплаты и т.д. Вторую позицию с 22,5% заняли нарушения, направленные на режим труда – это увеличение рабочего времени, лишение выходных, обязанность работать сверхурочно бесплатно и т.д. Каждый шестой (13%) сталкивался с проблемами при получении ежегодного отпуска – работодатель отказывался его оплачивать или вообще предоставлять. Еще каждому десятому приходилось идти на поводу у начальства при заключении трудовых отношений (10%) – без трудового контракта, по теневым схемам, а также терпеть нарушения, связанные с оплатой и предоставлением больничных (9,9%). При этом безопасность условий труда и игнорирование требований законодательства при увольнении хотя бы единожды за прошлый год коснулись 7,8% и 6,6% опрошенных соответственно.
Работодатель не боится
Главные факторы, которые лежат в основе трудовых правонарушений, по мнению респондентов РАНХиГС, это самоуправство и отсутствие реального наказания для руководства, а также трудовое законодательство, которое не соответствует реалиям российского рынка труда. На них указали более 40 и 25% респондентов соответственно. Указанные причины остаются в ТОПе ответов работников на протяжении всего последнего десятилетия, причем погрешность в перспективе 10 лет составляет 0,4-2%. Такие результаты убедительно подтверждают тот факт, что даже при наличии в трудовом законодательстве огромного количества гарантий и преференций, они не способны защитить работника от произвола работодателя непосредственно на работе. Работодателя совершенно не волнует наличие тех или иных норм в Трудовом кодексе, поскольку он уверен в том, что ответственности за его нарушение все равно не последует – работодатели не боятся закона.
Работники, к слову, и сами проявляют нерешительность в части защиты собственных интересов. Интересно, что респонденты и сами согласны с этим. Более того, каждый шестой уверен, что именно такая нерешительность и становится причиной нарушений. Проще говоря, работники осознанно уступают работодателю, когда их права нарушаются, поскольку опасаются, что их ситуация может ухудшиться еще больше.
Что в такой ситуации предпочитают делать работники? Ничего. 55% закрывают на свои интересы глаза и никуда не жалуются/обращаются. Каждый третий нашел в себе решительности пойти на ковер к начальнику и попытаться решить проблему лично. Сколько обратилось в профсоюз? 5%. Еще меньше работников в качестве способа защиты избирало правоохранительные органы вроде трудовой инспекции или суда. Можно ли найти адекватное объяснение такой низкой активности россиян в части защиты собственных трудовых интересов? Аналитики из РАНХиГС находят тут целый спектр ограничивающих аспектов, в частности:
- отсутствие у работников желания создавать конфликт или хотя бы личную напряженность с руководством;
- крайне низкая юридическая грамотность и слабая осведомленность в объеме собственных прав и возможностей;
- отсутствие веры в справедливость – россияне не верят в адекватную помощь со стороны Минтруда, трудовых инспекций, прокуратуры и иных правоохранительных органов;
- крайне слабая развитость общественных организаций, отстаивающих права трудящихся, слабая работа профсоюзного движения и т.д.
Хватит это терпеть
Несмотря на действительно обширный спектр причин, потенциально заставляющих работника идти на поводу у работодателя и терпеть нарушения, едва ли хоть одна из них дотягивает до полноценного оправдания. Тем более, когда активная защита интересов действительно становится эффективной. Доказательством того являются все те же результаты опроса от РАНХиГС. Как утверждается в докладе, большинство тех, кто предпринимает хоть какие-то меры в целях защиты своих прав, в итоге добивается результата. Вообще не достиг его лишь 1 из 6 тех, кто стал на свою защиту. Каждый третий, наоборот, смог полноценно защитить свои права, добившись того, чего изначально требовал. Особого внимания заслуживает то, что за последние 10 лет численность положительных исходов увеличилась двукратно. Раньше, своего мог добиться лишь каждый шестой. Каждый второй при этом добивался частичного результата.
Но даже такие результаты не дают рабочему классу уверенности в собственных силах. Еще бы, неравенство сил между сторонами трудовых отношений, где работник является как раз слабой стороной, налицо. В то время, когда работодатель имеет административный ресурс, штат юристов, неограниченные финансовые возможности и часто купленный профсоюз, работник остается сам в окружении целой системы. В его распоряжении действительно присутствуют мощные инструменты защиты собственных прав, однако используют их лишь немногие, что является результатом существования ряда ограничивающих аспектов. Плюс, грамотность и банальное отсутствие знания собственных прав. И это даже среди тех, кто работает в формальном секторе, что говорить о тех, кто находится на теневом рынке труда?! А ведь они, грубо говоря, вообще лишены какого-либо права на защиту.
В контексте этого работники все чаще стараются избежать лишнего конфликта с работодателем, избегая не только обращения в надзорные органы, но и банального обращения к руководству. Такое пассивное поведение имеет негативные последствия, не только снижая трудовую мотивацию у самого сотрудника, но и способствуя усилению откровенного правового «хамства» и произвола со стороны работодателя. Как мотивировать работников становиться на защиту собственных прав? По мнению экспертов РАНХиГС, этому должны способствовать профсоюзы и общественные движения.
Но по сложившейся в стране практике, каких-либо более серьезных мотиваций, кроме чувства собственного достоинства, едва ли удастся найти. Мы не перестанем повторять, что реализация трудовых прав изначально зависит самого работника. И если он сам не готов стоять на их защите, едва ли стоит ждать их соблюдения от других субъектов трудовых отношений.
Разместить резюме Добавить вакансию