Эпопея с федеральным прожиточным минимумом продолжается. Раз в квартал в Правительстве вспоминают о показателе, который, напомним, является мерилом бедности в стране, и пересматривает его. Впрочем, как всегда, существенных подвижек в этом вопросе не наблюдается – чиновники, как и раньше, уверены, что в России среднестатистическому гражданину вполне реально прожить на 10 тыс. рублей в месяц. Все те, чей ежемесячный доход ниже, официально считаются бедняками и могут претендовать на некую социальную помощь. С 2018 года, кстати, им также планируется выдавать продуктовые карточки, лимит которых должен составить 850 рублей в месяц.
Кстати, пенсионерам и детям, как считают в Правительстве, должно хватить еще меньше – около 8 и 9,5 тыс. рублей в месяц соответственно. Создается откровенное впечатление, что старикам в этой стране вообще мало чего нужно…Тем не менее сегодня мы имеем явное повышение прожиточного минимума, состоявшееся впервые за последние 2 квартала. Но несмотря на него, уровень ПМ остается ниже показателей 2015 года. При этом за этой чертой по-прежнему остается около 20 млн человек.
На бутылку хватит, но не всем
Официальный прожиточный минимум, согласно постановлению Правительства, опубликованному на интернет-портале правовой информации, вырос на 218 рублей. Теперь в пересчете на среднестатистического гражданина он составляет 9,9 тыс. рублей. Как тонко подметили журналисты «Газеты.ru», 218 рублей – это чуть больше, чем цена дешевой бутылки водки… Мол, если что, будет чем поднять настроение – доходы-то и так неважные… Для трудоспособных порог бедности несколько выше, с прошлых 10,4 тыс., его подняли до 10,7 тыс. рублей. Больше, чем на 200 рублей подняли и детям – с 9,43 тыс., прожиточный минимум вырос до 9,75 тыс. рублей. Но для пенсионеров таких денег не нашлось – подняв ПМ до 8,18 тыс. рублей, им добавили лишь 178 рублей. Даже на бутылку не хватит…
Повышение всех этих показателей в Правительстве связывают с ростом цен и инфляцией. В ВШЭ, например, заметили, что рост цен в первом квартале в ежемесячном выражении постоянно снижался, с 0,6% в январе, до 0,1% в марте. Замедлению этого темпа способствовало укрепление национальной валюты, удорожание только за март превысило 10%. Однако сегодня, как мы знаем, наблюдается обратный процесс – стоило нефти немного подешеветь, немного обостриться ситуации в Сирии, и США ввести новый пакет, пусть и формальных, но санкций, как рубль сразу поспешил вниз.
Обратим внимание, что последние полгода показатель ПМ лишь падал: сначала с 10 тыс. до 9,89 тыс., а потом до 9,69 тыс. рублей. И если осеннее снижение аналитики вполне оправданно объясняли сезонным удешевлением плодоовощной продукции – так происходит практически каждый сезон, то про зимнее снижение такого говорить не приходится. Кстати, несмотря на рост показателя ПМ в этом году, он все равно остается на 50 рублей ниже, чем уровень лета 2016 года, и еще ниже показателя середины 2015 года. В тот период впервые и, кстати, пока единственный раз за всю историю России, показатель ПМ преодолел формальный барьер в 10 тыс. рублей.
На данном этапе, это существенно не повлияет на уровень бедности, разве что, этот показатель все-таки сможет официально преодолеть барьер в 20 млн человек. Отметим, что по результатам подсчета государственных статистов за 2016 год, численность бедняков в России составляла 19,8 млн человек, что превышает 13% от общего количества населения страны. Все это усугубляется падением реальных доходов населения, которое мы все с вами наблюдаем на протяжении последних двух лет. Только за прошлый год снижение достигло 6%, в сравнении с 2015 годом.
Выгодно Правительству
Не новость, что низкий уровень ПМ достаточно выгоден власти по многим причинам. Из самых очевидных, это то, как он влияет на уровень бедности в стране. Фактически являясь мерилом бедности, он определяет формальное число бедняков в стране. Примечательно, что даже небольшие его колебания способны корректировать уровень бедности на 3-5%. И в контексте этого нетрудно заметить одну очевидную тенденцию – показатель ПМ снижается параллельно со снижением реальных доходов населения. Во всяком случае, именно об этом говорит официальная статистика: в прошлом году, количество россиян, чей доход был ниже уровня бедности, сократилось на 300 тыс. человек. Мистика, не иначе. Какой в этом толк? Главное, это статистика, показателями работы которой и определяется работа органов исполнительной власти.
Снижается показатель ПМ – растет экономия для бюджета, о чем мы уже неоднократно говорили. Как ни странно, экономия очень даже ощутимая, пусть и не в масштабах всей экономики. Как мы знаем, показателем ПМ определяется предельный уровень доходов населения, ниже которого живут лишь малоимущие. Такой статус имеет многие в стране, и он дает им право на получение социальной помощи. Это касается не только трудоспособных, но и пенсионеров – они также получают право на региональные доплаты, хотя официально, пенсия не может быть ниже показателя ПМ, установленного для пенсионеров. Плюс, он учитывается при назначении размера стипендий для студентов, но это вопрос второстепенный.
Так вот, колебания прожиточного минимума оставляют «за бортом» социальных выплат сотни тысяч людей – это происходит даже при изменении всего на 100 рублей. Естественно, что бюджеты всех уровней, так или иначе, получают от этого очевидную выгоду. Более того, за квартальным изменением уровня федерального ПМ, изменяется и региональный показатель. Так как сегодня показатель ПМ был поднят, число бедняков, по логике вещей, должно вырасти, но в масштабах ситуации последних двух лет, он остается по-прежнему на низкой отметке, тем более учитывая даже формальный показатель инфляции, а в идеале – реальный рост цен. Поэтому добавленные 200 с лишним рублей – это не более чем информационный повод и статистические подвижки – реального роста уровня жизни, как вы знаете, наблюдать не приходится.
В контексте МРОТ
Величина МРОТ, как того требует трудовое законодательство, непосредственно связана с показателем ПМ – фактически она не может быть ниже него. Но на практике, как мы знаем, первый составляет 7,8 тыс. рублей, что на 2,2 тыс. ниже. Кстати, в регионах такая разница бывает еще выше. В мае, напомним, премьер потребовал от подчиненных разработать законопроект, которым будет предложен механизм уравнивания этих показателей. И если ранее существовала уверенность, что это будет достигнуто путем регионализации МРОТ, то позже в правительстве твердо заявили – главным останется федеральный показатель минимальной зарплаты. И в контексте этого ожидалось, что ПМ будет постепенно снижаться, так сказать, МРОТу «навстречу». Но повысив его, правительство «перехитрило» скептиков.
Зачем чиновникам вообще уравнивать эти 2 показателя? Этот правовой нигилизм успешно работал на протяжении последних 15 лет, и ни у кого не возникало лишних вопросов по этому поводу. Дело в том, что ситуация достигла пика. И ладно бы бедными были только пенсионеры – как неоднократно говорила вице-премьер Ольга Голодец, мы все наблюдаем новый формат нищеты – бедность трудящегося населения. Как посчитала чиновница, у нас в стране около 5 млн трудящихся бюджетников, чья зарплата ниже прожиточного минимума – она находится на уровне 7-8 тыс. рублей. В контексте 5-кратной разницы со средней зарплатой в 36 тыс. рублей, нищета работающего населения представляется просто катастрофическим явлением. Так вот, если удастся, пусть и в течение 1-2 лет поднять МРОТ до уровня ПМ, пусть и формально, но из числа бедняков эти самые 5 млн человек выпадут. Падающие реальные доходы – мелочь, сокращение бедности на 25% – вот настоящий показатель работы власти, особенно в контексте предвыборной президентской кампании.
Примечательно, что как минимум каждый третий, кто официально получает минималку – получает нормальную доплату в конверте. Но для статистики это неважно – по факту, их зарплата не вырастет, они просто станут меньше получать в конвертах. А между тем уровень бедности снизится колоссально. Плюс, вырастут размеры социальных платежей, хотя параллельно вырастут расходы бизнеса и бюджетов всех уровней, на которые и ляжет нагрузка повышения зарплаты для получателей минималки. В любом случае, как уверяют эксперты – это довольно сомнительный шаг для борьбы с бедностью, все это больше похоже на борьбу со статистикой.
Хотя, вчерашнее повышение показателя ПМ вносит интригу в весь этот процесс, поскольку оно уже сегодня вносит дополнительный потенциал для повышения нагрузки на бюджеты. Все что нам пока остается – это следить за развитием событий и стараться анализировать шаги чиновников, которые пока не позволяют делать очевидных прогнозов относительно развития ситуации.
Разместить резюме Добавить вакансию