Большинство умных интернет-статей недаром советуют соискателям приходить на собеседование подготовленными. На практике подготовка к интервью означает не только подобрать подходящий наряд и не забыть захватить резюме. Это еще и найти время почитать про компанию – желательно из нескольких источников (сайт компании, различные статьи и новости в медиа, странички в соцсетях и т.д.) — и, конечно же, еще раз подробнее ознакомиться с описанием вакансии и составить список вопросов по ней.
Ведь, как правило, в конце любого собеседования эйчар спрашивает у соискателя – есть ли у него вопросы к нему или представителю компании. И соискателю ответить, что вопросов нет — означает признать себя неподготовленным кандидатом или специалистом, которому все равно, где работать, которому неинтересна суть работы, а про зарплату на интервью уже успели упомянуть.
Стоит ли говорить, что таких кандидатов не особенно ценят, поэтому отказывают чаще и охотнее, чем кандидатам, которые проявили себя не только профессионалами, подходящими под требования вакансии, но и специалистами, заинтересованными в работе именно в этой компании.
Выделиться из массы соискателей
Поэтому, чтобы быть, по крайней мере, не хуже всех остальных, а еще лучше, выделиться среди конкурентов, лучше еще раз перечитать текст вакансии и на интервью внимательно слушать рекрутера – возможно, между текстом вакансии и словами менеджера по подбору персонала будет серьезная разница.
Иногда так бывает, что после первого отсмотра резюме или кандидатов в вакансию вносятся изменения, которые не успевают отразить в тексте вакансии на сайтах.
А иногда рекрутер просто путается – и вам важно понять, кому и почему нужно верить. Бывают случаи, когда то, что рассказывает рекрутер, не соответствует тому, что говорит непосредственный руководитель – и такой «испорченный телефон» тоже нужно «разрулить».
Вопросы задавать нужно
Не нужно переспрашивать очевидности по тексту вакансии, чтоб спросить хоть про что-то. Такие вопросы считаются глупыми, и не добавляют вам плюсов. Не стоит пересказывать известные факты о компании в формате «правильно ли я понял» — это тоже «незачет».
Хотя уточнить какие-то интересные, найденные вами факты об истории компании или ее культуре (только не в формате сплетен или инсайдерской информации) будет вам в плюс. Поскольку большинство эйчаров знают историю своей компании достаточно хорошо, им будет приятно, что кто-то интересуется их работодателем так глубоко и обстоятельно.
Точно так же как и вопросы по корпоративной культуре компании, социальной ответственности или волонтерских проектах – особенно если у вас есть проекты в этих или смежных областях.
Вопросы лучше задавать серьезные и обстоятельные – о компании и о своем функционале (непосредственных обязанностях или взаимодействии с другими подразделениями). Конечно, эйчар хорошо знает историю компании, достаточно обстоятельно понимает структуру компании и функционал подразделений – и сможет подробно рассказать вам недостающие до понимания полной картины пазлы.
А вот те вопросы, которые могут быть каверзными (особенно по тонкостям работы) лучше задавать не менеджеру по подбору, а непосредственному руководителю, если он будет на интервью. Или адресовать их письменно, если вам действительно важен ответ. Как правило, рекрутер не знает, например, подробности станочного парка предприятия или версии программного обеспечения, как распределены счета в бухучете или как часто проходят сверки между филиалами и главным офисом. Поэтому, если вопрос достаточно специфический и влияет на ваше понимание сути вакансии и на ваш ответ работодателю, вам же лучше, если на него ответит руководитель.
Манеры превыше всего
Что еще важно – тон общения. Даже если специалист по подбору гораздо моложе и неопытнее, даже если вы видите, что он делает ошибки или говорит неправильные вещи (термины, например), не нужно переходить на снисходительный тон и поучать будущего коллегу. Так вы никогда не станете ему коллегой.
Корректность и вежливость на собеседовании принесут больше дивидендов, чем удовлетворенное желание поставить выскочку на место или доказать свой профессионализм. Еще одна проигрышная стратегия — пытаться доказать, что вы умнее и квалифицированнее будущего руководителя. На моей памяти было несколько таких случаев, когда вольно или невольно кандидат оказывался умнее будущего руководителя. Угадайте – сколько таких умников прошло в следующий тур? Правильно, ни одного. Так что примите это во внимание.
Для многих кандидатов камнем преткновения становится обсуждение социальных вопросов – размер вознаграждения, соцпакет, график работы и т.д.
Однажды меня спросила кандидат в бухгалтера – нужно ли на работу приносить свое мыло и полотенце? Вопрос запомнился, а кандидат – нет. И вот почему – кандидатка пришла в солидную иностранную компанию, да, возможно, из совсем другой сферы. Но если бы ей не было жалко получаса на подготовку, в том числе и узнать подробнее про будущую компанию, этот вопрос она бы никогда не задала.
Равно как и кандидат в программисты, которая, придя на собеседование в компанию, предоставляющую финансовые услуги, начала спрашивать подробнее про работу – а, когда узнала, что существует достаточно строгий дресс-код, гневно вопросила – мне что, из-за вас менять весь гардероб? Да нет, наверное, не стоит, решили мы — и остановились на другом кандидате, более внятно осознающем не только свой круг обязанностей, но и сферу работы компании, в которой ему предстояло работать.
Конечно, лучше для себя четко уяснить, насколько строго в компании – будущем работодателе относятся, например, к опозданиям, если вы не отличаетесь пунктуальностью. Или есть ли возможность гибкого графика или работы из дома, если на прошлом месте работы такое было, и вам даже так было удобнее.
При этом, если выяснится, что таких «приятностей» нет, не спешите возмущаться – возможно, у компании есть другие плюшки, которых не было на вашем прошлом месте работы.
Привычки компании — вторая натура коллектива
Еще одно недопонимание иногда случается на интервью – например, рекрутер может не упомянуть опции, которые настолько давно приняты в компании, что все к ним просто привыкли. А соискатель не спросит, и уйдет в понимании того, что работодатель – скупец.
Я когда-то уточняла у рекрутера одной из иностранных розничных сетей, насколько они отличаются от коллег. Та вначале пожала плечами – почти, как у всех. А потом выяснилось, что и к своевременной полностью белой зарплате, и к нескольким комплектам качественной униформы, и к медстраховке, и к бесплатным обедам все уже настолько привыкли, что даже не особенно акцентируют на этом внимание кандидатов. А те, не узнав о таких преимуществах, не спросив о них, уходят, поскольку ориентируются на среднюю по рынку мотивацию.
Поэтому, конечно, не нужно спрашивать только про зарплату и график работы, но и промолчать, если что-то непонятно – проигрышный вариант.
Иногда вопрос на собеседовании становится пропуском на новую работу.
Однажды специалист по маркетингу прошел собеседование в производственную компанию. Интервью прошло достаточно успешно, как и всем более-менее подходящим кандидатам ему был выдан тест с цифрами одного из прошлых периодов. Но он оказался единственным кандидатом, который не просто взял полученные цифры и использовал их при решении тестового задания, но и перепроверил их. Оказавшиеся различия он переформулировал в несколько гипотез и отослал их вместе с уточняющими вопросами. Один из таких вопросов вскрыл системную ошибку при расчете себестоимости продукции – и, конечно, кандидату сделали предложение. Хотя, как потом мне признался один из руководителей, они думали более о специалисте с бренд-менеджерским бэкграундом.
Поэтому правильно заданный в удачное время уточняющий вопрос может дорогого стоить.
И да, иногда на такие интервью приглашают даже директоров, а не только непосредственных руководителей – как получилось с кандидатом в маркетологи. И, кстати, он довольно скоро и вполне заслуженно стал начальником отдела маркетинга.
Дополнительный вопрос
Если вопрос на интервью показался неуместным или на него не хватило времени, или он вспомнился уже по пути домой, можно задать его потом. Например, направить по электронной почте письмо рекрутеру с благодарностью за уделенное время и уточнить тот вопрос, который не дает покоя. Или, если на собеседовании дали «домашнее задание», можно задать вопрос вместе ответом на тест.
Подводя итоги нашего небольшого обзора по вопросам на собеседовании, уточню:
- Вопросы на собеседовании задавать нужно. Интервью – это двухсторонние переговоры, и каждая сторона имеет право задавать вопросы.
- Вопросы должны быть уместными. По их количеству и качеству оценивают вашу заинтересованность в вакансии а, иногда, и профессионализм (особенно для специалистов коммуникационных профессий).
- Тон вопросов должен быть корректным и дружелюбным – иногда неуместный тон губит замечательные вопросы.
- Не нужно предварять вопросы фразами «возможно, это покажется неуместным», «не сочтите за глупость» и т.д. Если ваши вопросы действительно продуманы, это их обесценит.
- Количество вопросов должно быть соразмерным вакансии. Если вакансия солидная, и десять вопросов уместны. А если работа предстоит достаточно простая, не нужно переспрашивать каждую мелочь.
В общем, отлично подготовленные и уместно заданные вопросы вполне могут стать вашим пропуском на новое место работы.
Любая перепечатка в электронных или бумажных СМИ материалов портала возможна только с обозначением первоисточника — careerist.ru.
Разместить резюме Добавить вакансию