Руководить людьми в реальности не так просто, как кажется в мечтах о высокой должности. Надменный вид, мелочный контроль и жёсткие выговоры не сделают вас авторитетным «альфой». Независимо от величины компании и сферы деятельности, психологи выделяют основные приёмы и качества подлинного лидера, которые приведены ниже. В конце статьи стоит наиболее важное правило хорошего руководителя, о котором задумываются не многие.
Почему не работает известный приём
Общеизвестная заповедь советует относиться к другим так, как желаешь, чтобы они относились к тебе. Применительно к подчинённым, это не работает. Предположение, что сотрудники похожи на вас и любят то же самое, ведёт к проблемам.
Вы не руководите коллективом собственных клонов с одинаковыми предпочтениями и стилем работы.
Сотрудникам под вашим началом нужно то, что раскроет их потенциал. Следовательно, важнейшим принципом является гибкость и хорошее знание людей.
Для обеспечения эффективного лидерства соблюдайте 5 простых правил, своеобразный Кодекс идеального вожака.
Правило № 1: создавайте будущее
Главнокомандующий знает направление, в котором идёт войско, чтобы победить.
Хороший лидер распоряжается деньгами и людскими ресурсами продуманно.
Он проверяет идеи на практике, воплощая желаемое будущее. Прежде всего, руководитель-лидер владеет стратегическим мышлением, анализируя общую картину и управляя организацией с учётом завтрашнего дня.
Совет. Задавайте себе вопрос о долгосрочных целях фирмы каждый день.
Правило № 2: слово и дело
Переводите знания в измерение действия.
Лидер это в первую очередь исполнитель собственных планов.
Определив стратегию, проводите её в жизнь: создавайте структуру, в которой люди воплощают главную задачу.
Функции лидера-начальника:
- стратегия и тактика перемен;
- распределение ответственности;
- принятие ключевых решений;
- контроль взаимодействия разных отделов;
- непреложное выполнение обещаний;
- поддержка дисциплины;
- технические знания.
Упуская любой из пунктов, вы рискуете превратиться в номинальную должность и утратить роль «мудрого вождя».
Правило № 3: используйте внутренние таланты
Сильный лидер окружает себя способными соратниками и исполнителями. Определите, какие умения и способности приоритетны для дела на сегодня, и привлекайте нужных специалистов.
Общайтесь с ними, поддерживайте, развивайте талантливых работников.
Правило № 4: готовьте смену
Менеджеры управляют теми, кто есть на рабочих местах. Мудрый лидер это своего рода разработчик кадрового обеспечения. Он строит план долгосрочного человеческого ресурса, чтобы компания пережила отдельного человека в течение десятилетий. Согласно плану, будущие таланты получают шанс развития и поддержку, перспективу карьерного роста и обучение.
Это похоже на то, как родители вкладывают деньги в детей, только в роли папы выступает глава и лидер организации. Инвестирование в перспективных молодых сотрудников действует как мотивация для коллег, и готовит лидеров для будущих руководящих вакансий.
Правило № 5: инвестируй в себя
Вышеприведённый Кодекс акцентирует личностные качества, и это естественно. Недостаточно что-то знать или хорошо делать, чтобы превратиться в эффективного лидера.
Личность, способная возглавить, увлечь и повести за собой, отличается дополнительными чертами:
- постоянно учится на успехах и провалах, книгах, людях и событиях;
- имеет убеждения и интересы;
- концентрирует энергию и внимание на том, что важно;
- располагает подчинённых честностью;
- умеет доверять;
- действует отважно и страстно;
- справляется с ситуациями по мере их возникновения.
Какие из этих правил применимы к вам? В чём сильные и слабые стороны персонального руководства? Возможно, вам пригодятся рекомендации профессиональных психотерапевтов, приведённые ниже.
Советы психолога: с чего начинается лидерство
От простого администратора лидер отличается некоторыми чертами, которые сразу заметны окружающим. Их можно развить и усилить.
- Познай самого себя. Знаменитый афоризм Сократа по-прежнему актуален. Без внутренней ясности трудно понять свою силу и слабость. Прежде, чем приступать к делу, задайте себе вопросы. Что мотивирует вас? Что расстраивает? Какой стиль руководства заставляет вас трудиться лучше?
- Воспитывай людей в офисе. Положительная атмосфера на рабочем месте зависит от начальства, которое должно обеспечить поддержку и правильные стимулы.
- Не распыляйся. Отпустите то, что вы не в состоянии контролировать или изменить. Сконцентрируйте энергию там, где дела обстоят не идеально, чтобы исправить ситуацию.
- Не поддавайся лести. В команде есть приятные люди и не очень симпатичные. Такова человеческая природа. Сильный лидер всегда справедлив, и регулирует конфликты непредвзято, отбросив в сторону эмоции. Избегайте тактики «разделяй и властвуй» и не заводите любимчиков.
- Поддерживай высокий уровень. Показывайте образец поведения в сфере морально-этических норм. Будьте щедрым, великодушным, спокойным и сильным. Не позволяйте влиять на ваши ценности.
- Проверяй информацию. Если вы получили негативные сведения, отнеситесь к ним критически, а не принимайте за чистую монету. Не торопитесь выносить приговор, узнайте контекст и достоверность, оцените носителя.
- Принимай правду. Не наказывайте работника за конструктивную критику. Наоборот, поощряйте того, кто предлагает полезные изменения.
- Будь честным. Распределяйте поощрения и наказания соответственно заслугам, а не симпатиям. Ведите дела прозрачно, не позволяйте команде одержать победу над конкурентами обманом.
Чтобы стать сильным лидером, помимо описанных правил, потребуется целая жизнь. Множество ситуаций требует индивидуального подхода.
Золотое правило
Главное правило, как сказано в начале статьи, мы оставили напоследок. Вот оно.
Управление другими — это заслуженная привилегия, а не право.
Быть лидером означает, прежде всего, служение другим и большую ответственность. Зачастую ситуация требует забыть о собственном благе и действовать в интересах команды.
И ещё одно. Запомните, что всем угодить невозможно, и вы никогда не станете идеальным боссом для всех и каждого.
Разместить резюме Добавить вакансию