Учителя в России, несмотря на декларируемое всенародное уважение и значимость их профессии, похвастать высокими или хотя бы достаточными зарплатами не могут. Так уж сложилось, что все, кого причисляют к бюджетникам (а учителя наряду с врачами составляют самую крупную их часть) в отличие от правоохранителей, военных, спецслужб и разного ранга чиновников, находятся «за бортом» государственной заботы, хотя финансируются они все из «общего котла». Официальные показатели, конечно, не перестают радовать педагогов – их среднее зарплата уже давно выше 30 тыс. рублей, правда, с огромной дифференциацией по регионам. И на фоне этого отдельные представители власти продолжают ратовать за дальнейшее повышение их зарплат.
Так, представители «Справедливой России» разработали законопроект, которым предлагают вывести зарплаты учителей и других работников образования на уровень доходов чиновников. Что имеют в виду законодатели под «уровнем дохода чиновников»? Насколько предложенные инициативы актуальны и как они коррелируют с другими нормативами, обещающие повысит учительские зарплаты? Карьерист.ру проанализировал законодательные инициативы.
Важнее развивать образование
Народные избранники из партии «Справедливая Россия» анонсируют внесение в парламент законопроекта, которым предлагают уравнять учителей и других педагогов с государственными служащими в части уровня трудовых доходов и предоставляемых льгот. Сами парламентарии уверяют, что указанный документ будет призван всячески поддержать педагогических работников, повысить престиж столь уважаемой профессии и обеспечить защищенность ее социального статуса. Часть из тех мер и льгот, которые отражены в документе, уже предоставлены и федеральным, и местным чиновникам. Однако, по мнению главы партии Сергея Миронова, чьи слова приводит «ТАСС», развитие образования куда важнее, чем финансирование бюрократии. При этом депутат, очевидно, ориентируясь на электорат, не забывает упоминать, что предложенные нормативы – программное требование их партийного образования – бюджетники должны быть равны с госслужащими в части социальной защиты и обеспечения.
Депутаты уверяют, что вскоре внесенный в парламент законопроект будет предусматривать широкий перечень мер соцподдержки педагогов. Наблюдаемая сегодня ситуация, когда штат школ укомплектован лишь наполовину, а работающим педагогам приходится нести двойную нагрузку, по их мнению недопустима. Проектом закона предлагается обеспечить учителям право на сокращенный рабочий день, льготные условия выхода на пенсию, удлиненный отпуск, частичную оплату санаторного оздоровления и даже выделения жилой недвижимости тем, кто нуждается.
При этом самой главной мерой является повышение зарплат: уже с начала будущего года депутаты предлагают повысить оклады: работникам детских садов, школ и профтехучилищ – до средней региональной, а сотрудникам ВУЗов – вполовину выше средней региональной. Как указывают авторы, это будут «реальные финансовые гарантии» и доказательство «авторитета и значимости» учительского труда для российского общества.
Вместе с этим документ предусматривает ряд мер стимулирующего характера, которые должны вызвать у молодых и будущих педагогов заинтересованность в профессии. В частности, эсэры предлагают ввести «подъемные» для учителей, изъявивших желание переехать работать в сельскую местность – им предлагается выделять по 200 тыс. рублей. Взамен будут требовать отработать минимум 5 лет, иначе «подъемные» придется вернуть. Вместе с деньгами «земским учителям» предлагается давать бесплатно давать жилую недвижимость или средства на ее аренду.
Документ обещают внести в парламент в ближайшие дни и его главные метрики вызывают неподкупный интерес. Но, лишь на первый взгляд.
А как же «майские указы»?
Более подробный анализ озвученных предложений позволяет выявить некоторые новации, но большинство из позиций, озвученных депутатами, уже нашли свое отражение в законодательстве. Рассмотрим все по порядку.
Так, депутаты предлагают законодательно закрепить право педагогов на сокращенный рабочий день. Однако, ст. 333 ТК уже устанавливает для педагогов сокращенную рабочую неделю, длительностью 36 часов. Более того, Приказом Минобрнауки № 1601 от 22.12.14 г. установлена дифференцированная продолжительность рабочей недели в зависимости от должностей. Например, для логопедов установлена 20-часовая рабочая неделя, для музыкальных руководителей – 24 часа, учителям физкультуры – 30 часов, а учителям иностранного языка в детских садах – и вообще 18 часов. Напомним, что общепринятая стандартная продолжительность рабочей недели в России составляет 40 часов. Так что об отсутствии в законе норм о сокращенном рабочем времени говорить не приходится.
Кроме этого, эсэры обещают учителям удлиненный отпуск. Но ст. 334 ТК уже гарантирует педагогическим работникам ежегодный удлиненный отпуск. А постановление правительства № 466 от 14.05.15 г. определяет его дифференциацию. Например, работники дошкольных образовательных организаций в зависимости от должности имеют право на отпуск в 42 – 56 дней. Отпуск в 56 дней гарантирован практически всем учителям и работникам ВУЗов, кроме музыкальных руководителей. Напомним, что общепринятая продолжительность отпуска в России составляет 28 дней. Таким образом, учителя имеют почти в два раза увеличенный отпуск в сравнении с обычными работниками – о каком увеличении депутаты ведут в таком случае речь?
Дальше – льготные условия выхода на пенсию. Согласно положениям ФЗ «О страховых пенсиях», работники образовательных организаций имеют право уйти на пенсию по выслуге лет. Так, при наличии у них 25 лет страхового педагогического стажа, преподаватели, воспитатели, логопеды, директора и многие другие могут уйти на пенсию независимо от их возраста. Напомним, что по общему правилу женщины могут выйти на пенсию лишь в 55 лет, независимо от их стажа. Какие депутаты планируют более льготные условия, остается только догадываться.
Меры стимуляции учителей переезжать в сельскую местность требуют отдельного внимания. Представляется, что выделение «подъемных» «списано» с федеральной программы «Земский доктор». По ней врачам также предлагается выделять сумму субсидии, однако им дают не 200 тыс. рублей, а 1 млн, что куда существеннее. При этом об огромных успехах программы говорить не приходится. Станут ли 200 тыс. рублей реальным стимулом для молодых учителей?
Где зарплата?
Но наверное самым конкретным предложением депутатов стало поднятие зарплаты: учителям и воспитателям – до средней по регионам, преподавателям ВУЗов – до 150% средней по региону. Уже на первый взгляд указанные цифры и понятия кажутся знакомыми. И не зря. Ведь, похожие нормативы содержат пресловутые «майские указы». Так, по закону уравнивание зарплат учителей и средних зарплат в субъектах федерации произошло еще с начала 2012 года. А с 2018 года по этим же указам зарплаты ВУЗовских преподавателей должны достичь 200% от средней региональной. Получается, что депутаты от «Справедливой России» предлагают зарплаты им, наоборот, снизить?!
Почти все регионы уже отчитались об уравнивании учительских зарплат со средними трудовыми доходами по региону. При этом чиновники не перестают ежегодно отчитывать о средней зарплате учителей, которая неуклонно растет. Как не так давно заявила глава Минобрнауки Васильева, в 2016 году средняя учительская зарплата составляла 32 тыс. рублей, а сегодня – уже 33, тыс. рублей. Более того, в регионах говорят значительном притоке молодых учителей – прирост составляет 5-10%, растет и конкурс в педагогических ВУЗах.
Хотя, с другой стороны, это лишь отчеты – реальность говорит об обратном. Сами педагоги, когда слышат о росте зарплат и притоке молодых специалистов, выражают неприкрытое недоумение. Как утверждают в профсоюзе «Учитель», чью позицию ретранслировал «Росбалт», жалобы есть практически в каждом регионе. Учителя сетуют на неравномерное распределение доходов – оно происходит непропорционально, ведь зарплаты существенно выросли лишь у части работников образования, у оставшихся увеличилась лишь нагрузка. Учителя уверены, что подавляющее большинство получает зарплаты ниже среднего, а у немногих избранных они в разы выше. Общая средняя же не отражает реального положения дел.
В профсоюзе утверждают, что наблюдаемая гонка за цифрами привела к сокращению учительского состава и перераспределению нагрузки на оставшихся учителе, что снижает качество преподавания. На словах реформы, на деле – перегрузка учителей. Не меньше возмущает педагогов привязка к региональному уровню зарплат – стандарты ко всем применяются одинаковые, а вот оплата разная. Учителям из Тульской области непонятно, почему их коллеги из соседней Московской области получают условно в 2 раза больше. Так что поставленных принятыми указами целей достичь за 5 лет так и не удалось. Удастся ли это при помощи законопроекта эсэров? Вопрос риторический. А вот ответить на вопрос, зачем такой законопроект вообще вносить в парламент, мы, к сожалению, пока не можем. Главное, чтоб ответ на него нашелся у авторов законопроекта.
Разместить резюме Добавить вакансию