«Трудяга в удаленном доступе»: особенности отечественного фриланса

Отечественный рынок труда – одна из тех сфер, на которую развитие интернет-сетей оказало прямое влияние. Интернет, предоставляя свободу коммуникации, не только открывает новые возможности для уже существующих профессий – он порождает новые ниши человеческого труда, создавая кластеры людей, которым больше не стыдно говорить: «Да, я работаю в интернете». В 2014 году, согласно исследованиям J’son & Partners Consulting, количество россиян, бросивших душные офисы и перешедших на удаленную работу, составляло около 2,5-2,6 млн человек. К 2017 году армия удаленных фрилансеров по разным оценкам составляет около 4-5 млн человек. В это же время, по крайней мере, по прогнозам J’son & Partners Consulting, к 2020 году количество виртуальных рабочих мест должно достичь 20% рынка труда.

Насколько это реально – покажет лишь время.
Но то, что популярность удалёнки, растет с каждым днем – факт. Еще бы: она позволяет не ходить каждый день на работу, забыть про общественный транспорт, трудиться из любого удобного места – даже с пляжа, и при этом неплохо зарабатывать. Нет ничего странного, что, по версии международного портала FlexJobs, удаленная работа делает фрилансеров более счастливыми людьми. Но так ли все просто?

Конкуренция высока, как и доход

Стремительный рост дистанционной занятости через интернет обусловлен множеством причин, начиная от разочарования соискателей в стандартной модели занятости, отсутствии достойных вакансий на рынке труда, и заканчивая повсеместным распространением широкополосного интернета, доступом к удобным облачным сервисам и видеоконференциям. Данные инструменты позволяют предпринимателям организовывать удаленные рабочие места, не только сокращая издержки на содержание персонала, но и привлекая высококвалифицированных специалистов, для которых удалёнка является одним из преимуществ при выборе работодателя. По подсчетам J’son & Partners Consulting, доля российских передовых компаний, которые привлекают удаленных сотрудников, достигает 40%, треть из них – это крупные компании, со штатом, превышающим 300 человек. Как утверждают аналитики, чаще всего это IT-компании, сфера ретейла, телекоммуникации, промышленность и финансовый сектор.

Естественно, что если растет спрос, то будут расти и предложения. Специфика фриланса такова, что он не имеет четких граней, а поэтому фрилансерами называются и те, кто работают по разовым заказам, и те, кто ищет постоянного работодателя в интернете. Поэтому они часто конкурируют между собой – по подсчетам Карьерист.ру, количество резюме на одну удаленную вакансию может составлять от 100 до 200 штук, чем шире требуется специалист – тем больше откликов. В число наиболее востребованных специалистов входят программисты-разработчики, специалисты по поисковой оптимизации, SMM-менеджеры и контент-менеджеры, а также сотрудники технической поддержки.

По мнению директора школы удаленной работы NOVA Алексея Иванова, чьи слова приводит «Российская газета», к этим профессиям нужно также добавлять web-дизайнеров и создателей видеороликов. По словам эксперта, работа по этим направлениям в рамках фриланса, перебиваясь даже разовыми заказами, может приносить до 70 тыс. в месяц. Не меньше востребованы хорошие специалисты по интернет-маркетингу – их заработок без проблем достигает 100 тыс. рублей в месяц. Огромный плюс, это возможность беспрепятственного совместительства – работая по сдельной оплате на несколько работодателей, фрилансеры существенно увеличивают доход.

Офис на пляже или в квартире?

Если это зарубежные заказчики, и оплата перечисляется в валюте, то ежемесячный доход вырастает уже в несколько раз. Зарабатывать неплохие деньги можно и у отечественных заказчиков, но иностранцы, знающие расценки своих соотечественников, платят в разы больше. Получая существенный валютный доход, многие стремятся покинуть Россию, переезжая в теплые страны, где стоимость жизни будет на порядок дешевле. Многим интересна Европа и США, но для жизни там фрилансерам нужен заработок от 2 тыс.$ в месяц. Чтоб сэкономить и обеспечить себе счастливую жизнь, большинство едет в прибрежные районы Таиланда, Гоа и Индии, Индонезии или Вьетнама. Там для обеспечения вполне комфортного и безбедного быта вполне достаточно 500-700$ в месяц. Как подсчитали в NOVA, количество столичных фрилансеров, которые покинули нашу страну и переехали в «теплые края» составляет около 3-4% от общей массы.

Выгоднее всего так делать москвичам, имеющим в столице собственную недвижимость – сдача ее в аренду покрывает большую часть издержек на обеспечение жилья на новом месте. Часто на руку играет и разница в часовых поясах, особенно когда специалиста ищут на ночную смену – как правило, это специалисты техподдержки, журналисты-новостники, работники телефонных служб, менеджеры по работе с клиентами в крупных сетях и т.д.

Интересно, что удаленная работа – это плюсы не только для сотрудника, но и для работодателя, и даже для экономики страны в целом (по крайней мере, если компания работает легально). Так, как подсчитали аналитики J’son & Partners Consulting, среднестатистический удаленный сотрудник, может дополнительно экономить бюджету российской компании около 170 тыс. рублей в год. Учитывая масштабы дистанционной занятости, совокупный эффект для экономики страны может достигать 70 млрд рублей в год. Эксперты составили его, исходя из четырех основных аспектов: отсутствия дорожных расходов, экономия на больничных – доступ к рабочему месту есть даже во время болезни, снижение расходов на региональных представительствах, и отсутствие в необходимости содержать рабочее место.

Последний фактор, кстати, наиболее значимый, на нем совокупно экономится около 40 млрд рублей в год.
 Будущим фрилансерам нужно быть готовыми к тому, что им придется самостоятельно организовывать свой рабочий быт – работодатель в лучшем случае готов предоставить удаленному работнику необходимое программное обеспечение. Компьютерная техника, обеспечение сетевого доступа и прочие издержки ложатся на плечи фрилансера. Что ж, такова специфика удаленной занятости.

Не все готовы, но работа есть

Несмотря на очевидные преимущества дистанционной занятости, далеко не всем она приходится по душе – по данным Карьерист.ру, количество предложений по удаленной работе в общей массе вакансий ведущих российских порталов находится в диапазоне 0,5-1%. Многие работодатели попросту не готовы на удаленное сотрудничество. Как уверяют аналитики J’son & Partners Consulting, наиболее сдерживающими факторами остаются опасения работодателей относительно низкого контроля над удаленными сотрудниками, а также угроза утечки корпоративной информации. Для многих неудобен сам формат удаленной работы – им попросту сложно проводить совещания и держать связь в чате или режиме видеоконференции. Да и сам профит от организации удаленной занятости со своими сотрудниками кажется работодателям сомнительным – большинство из российских компаний придерживаются консервативной корпоративной этике, поэтому к полноценному переходу на удалёнку они пока не готовы.

Консервативными остаются и соискатели – для большинства работа на удаленном доступе не представляется чем-либо привлекательным, особенно для трудящихся в возрастной категории 30+. По достоинству оценивает дистанционную занятость лишь молодежь – на нее приходится около 85% от общего числа интернет-фрилансеров. Больше всего соискателей пугает неопределенность, ведь никто не может гарантировать, что заказы будут и завтра, а то, что компетентные специалисты никогда не ищут работу самостоятельно, аргументом для них не является. Одним из наиболее значимых аспектов является отсутствие официального оформления – 95% работает без трудовых договоров. Многие бы и рады, но законодательство предусматривает механизмы лишь на бумаге – конкретных инструментов для регулирования дистанционной занятости, в том числе и возможности заключения трудовых договоров, не существует.

Поэтому наиболее распространенной практикой для фрилансеров являются разовые заработки на специализированных биржах – они готовы предложить соискателям отлаженные механизмы финансовых операций, безопасность сделок и арбитраж между сторонами на случай возникновения разногласий. Заказов для исполнителей на них более чем достаточно для каждой из категорий фрилансеров, как по специализации, так и по уровню профессиональной подготовки. Правда, хватает и желающих – хорошие предложения набирают сотни откликов. Более доступные и массовые проекты, на участие в которых могут претендовать фрилансеры без рейтинга, не сулят особо большими деньгами – за заказ платят не более 300-500 рублей. Но на таких заказах как раз и набивается опыт – никто не становится высокооплачиваемым фрилансером одномоментно.

Разместить резюме Добавить вакансию