Интеграционные процессы, происходящие на просторах бывших союзных республик, во многом обусловлены взаимными соглашениями и договорами, имеющими международный характер. Одним из таких документов, который считается самым перспективным для его участников, является Евразийский экономический союз. Данная организация, членами которой, кроме России, выступает Беларусь, Армения, Киргизия и Казахстан, предполагает развитие четырех основных экономических свобод – передвижение капитала, предоставляемых услуг, упрощение таможенных правил и свобода рабочей силы. Наиболее существенным для граждан этих стран является последний фактор, поскольку именно его сполна может ощутить каждый, в отличие от трех других, которые в большей степени заточены на развитие предпринимательства.
Трудовая миграция, как считают многие эксперты – один из основных аспектов, который до сих пор обеспечивает плотную связь между странами бывшего СССР и сохраняет их экономики от полного разрыва. Договор об ЕАЭС, подписанный еще в 2014 году упрощает эти миграционные процессы и делает их взаимовыгодными для каждой из стран-участников. Сегодня договор уже более полутора лет действует в полной мере, и в связи с этим Карьерист.ру решил разобраться, как изменился отечественный рынок рекрутинга за это время.
Изменение миграционной политики
И что говорить, это дало свой результат – по данным информационной площадки «Ритм Евразии», число лишь одних депортированных таджиков повысилось на 60%, а число запретов на въезд увеличилось со 130 тыс. прошлом году до 325 тыс. на сентябрь 2016 года. Вероятно, причиной усиления мер и таких массовых депортаций стало недовольство граждан, спровоцированное гибелью москвича от рук мигранта. Но независимо от причин, ужесточение мер по отношению к нелегалам, судя по цифрам, в приоритете.
Ввиду всего этого наблюдается явное уменьшение численности экспатов из стран содружества, взамен которых увеличивается численность граждан ЕАЭС. Ввиду ликвидации ФМС как самостоятельного органа начиная с апреля, больше не публикуется статистика граждан других государств, находящихся в РФ, поэтому сравнить положение дел с официальными работниками из Средней Азии, можно только на начало года. Так, если на апрель 2015 года только официально их насчитывалось 4,3 млн, то в этом году численность сократилась на 500 тыс. человек и составила 3,8 млн. Как говорит статистика, уменьшение произошло в основном за счет мигрантов из Таджикистана и Узбекистана – их в общем стало меньше на 450 тыс., в то время, как киргизов и казахов, которые являются членами ЕАЭС, стало на 120 тыс. больше.
Такие цифры подтверждают и ученые: по информации РАНХиГС, общая численность иностранцев в РФ падает, но, несмотря на это миграция из Евразийского союза растет – если сравнивать год к году, то в 2016 году численность мигрантов из этих стран выросла на 11%. Такие тенденции часто задают и сами работодатели, которые все чаще отдают предпочтение легальным трудовым мигрантам из ЕАЭС.
Взаимная выгода
Рост численности казахов, киргизов и белорусов на российском рынке труда говорит о безусловной его привлекательности для этих граждан. Несмотря на разницу в населении практически втрое, заинтересованность граждан Казахстана и Киргизии практически одинаковая. Но взаимную заинтересованность в них проявляют и российские работодатели. Например, в отличие от таджиков и узбеков, у них нет проблем с русским языком, а что касается этнических характеристик самого населения этих стран, то она на 25-30% состоит из славян или других представителей европеоидной расы, что исключает межнациональные проблемы при их посещении и трудоустройстве в РФ. Что касается граждан Беларуси, так благодаря и отсутствию подобных проблем, они и вообще в приоритете.
Более того, как отмечает международное информационное агентство «Фергана», изменение структуры миграционных потоков подтверждают и данные о показателях валютных переводов. Так, суммы переводов безоговорочных миграционных лидеров российского рынка труда – Таджикистана и Узбекистана, неминуемо сокращаются: при общей сумме в 1 млрд 850 млн $, частные переводы гражданам этих стран уменьшились на 300 млн $. Одновременно с этим увеличивается размер транзакций в Казахстан, Киргизию и Беларусь – на данный момент в общей сложности уже на 250 млн $.
Интересно, что и регуляторы отечественного рынка, как самого большого в ЕАЭС, все больше ориентируют его на страны – подписанты договора, с которыми организовано совместное благоприятное пространство для рабочей миграции. Еще весной, когда ФМС было отдельной от МВД структурой, в ведомстве говорили про ужесточение миграционной политики в отношении граждан стран, не входящих в ЕАЭС. Более того, тем, кто подпал под санкции миграционной службы (а они заявляют о том, что запретили въезд более чем 1,3 млн нелегальных трудовых мигрантов), не стоит ждать миграционной амнистии до тех пор, пока не будет наблюдаться положительная динамика легального трудоустройства.
Приравнять к местным
Принятие миграционной амнистии, в рамках отстаивания прав граждан азиатских стран СНГ, лоббировали в основном либералы и правозащитные организации, имеющие международный статус. Но миграционный кризис, который сегодня наблюдается в Европейском союзе, свел шансы трудовых мигрантов из Азии на нет – еще в начале весны текущего года президент потребовал от правоохранителей недопущения такой ситуации, так что шансов у «дешевых» экспатов, которым запрещен въезд в РФ, практически нет.
Такое развитие событий в разы улучшает положение дел для трудящихся в РФ граждан – выходцев ЕАЭС: даже в условиях кризиса они могут нарастить численность мигрантов и обеспечить свои семьи средствами для существования. Конечно, в основном явные послабления наблюдаются для работающих на российском рынке труда, но наладить полноценные трудовые отношения между собой стараются и другие страны – члены организации. Например, между членами ЕАЭС планируется упразднить такое понятие, как «мигрант», полноценно приравнивая выходцев из других стран к местным трудящимся. Более того, будут повсеместно отменены какие-либо рабочие квоты и необходимость получения разрешительных документов, что исключит и требуемые экзамены.
Среди других преимуществ, которые получают граждане стран-членов ЕАЭС можно выделить отсутствие требования в постановке на миграционный учет – они могут пребывать в стране, которой работают, на протяжении всего действия трудового договора. Отсюда вытекает основное требование – официальное трудоустройство. Более того, после расторжения контракта, все, что нужно для дальнейшего пребывания в стране – заключение нового договора, который нужно подписать на протяжении двух недель. Способствовать этому будет признание образовательных документов, полученных в своей стране – исключение составят лишь дипломы, свидетельствующие о юридическом, педагогическом, и медицинском образовании. При всем этом, для полноценной адаптации на новом месте, дети мигрантов могут ходить в местные образовательные учреждения, а сами они получат право на медицинскую помощь.
Разместить резюме Добавить вакансию