Торговле не хватает квалифицированных кадров. Кто завтра будет стоять за прилавком?

Кто в советское время стоял за прилавком? Сразу всплывает будоражащий память образ – добротная тетенька бальзаковского возраста с отсутствующим выражением лица, пышной грудью и чепчиком на голове. Собственно примерно таким и был портрет среднестатистического советского продавца: замужняя женщина старше 35 лет со средним специальным образованием и одним ребенком. Сегодня ситуация изменилась в корне: уже не встретить очередей за колбасой «Московская» в магазинах, да и сами ключевые работники супермаркетов изменились до неузнаваемости. Единственное неизменное сходство – все то же безразличие и низкое качество обслуживания.

Номер один в списке

Между тем, который год подряд именно специалисты в сфере продаж числятся в списке самых востребованных на российском рынке труда. В числе самых дефицитных «продажников» по результатам минувшего 2013 года оказались: специалисты отделов продаж, продавцы-кассиры, продавцы-консультанты, торговые представители, медицинские представители, менеджеры по работе с клиентами, операторы call-центров.

Статистика не врет. По данным Роструда, доля вакансий в продажах составляет 17%. При этом в Роструде подчеркивают, что торговля – это основа бизнеса мегаполисов и в первую очередь Москвы.

В этой сфере очевиден кадровый голод, вместе с тем уровень квалификации работников прилавка с каждым годом стремительно падает. Эксперты и аналитики рынка труда констатируют, что складывается крайне парадоксальная ситуация, когда пребывающих в активном поиске специалистов предостаточно, а нужных торговле специалистов днем с огнем не найти. В результате компаниям-ритейлерам не хватает продавцов даже несмотря на огромное количество соискателей и именно ритейлеры, как правило, заявляют о дефиците «продажников».

Молодые и зеленые?

Сегодня бизнес куда требовательнее относится к уровню подготовки работников, ведь критично низкий уровень профессионализма последних приводит к тому, что уровень обслуживания в торговле достигает ужасающей планки под названием «ниже плинтуса».

Причины такого явления прозаичны: многие начинают свой карьерный путь именно с позиции менеджера по продажам, кассира или продавца-консультанта. Не редкость на таких позициях встретить студентов последних курсов ВУЗов, молодых людей без образования, гастарбайтеров — приезжих из других стран СНГ. Кстати, о причинах активного найма последних мы писали ранее в статье «Россияне или мигранты: дилемма для работодателя». Мало кто из них действительно старается достичь определенных успехов в профессии продавца, большинство же совершенно не предает значения профессиональному развитию, более того, не имеет ни малейшего представления о существующих правилах, стандартах обслуживания потребителей. Медленно, но уверенно прослеживается снижение престижа профессии, вместе с этим снижением падает и число желающих получить образование по специальности «Товаровед». В итоге рынок получает немотивированных на будущий рост без профильного образования молодых специалистов по продажам в возрасте 18-26 лет, которые рассматривают позицию продавца как временный заработок.

Так ли все просто?

С одной стороны может ошибочно показаться, что работа в сфере обслуживания очень проста, не требующая, так сказать, много ума. Да что тут такого, многие скажут, — сидишь на кассе и чеки выдаешь!? Практика показывает абсолютно обратное – для качественного исполнения такой работы нужна определенная предрасположенность: как минимум готовность помочь чужому человеку, вежливость и терпеливость, умение держать себя в руках в любой ситуации, доброжелательность, способность находить вовремя ответы на возникающие у покупателей вопросы. Такой набор качеств для работающих в торговле является обязательным, но 90% из них все же, мягко говоря, не имеют с ним ничего общего.

Бой низкому качеству обслуживания!

Бизнес давно тревожится складывающейся ситуацией, а не так давно свое беспокойство на этот счет выразило и правительство в лице Минпромторга, утвердив в результате Государственную программу по обучению работников сферы торговли. К слову, компании-ритейлеры уже давно взялись за решение этого вопроса, поэтому практически каждая из них проводит тренинги, а некоторые имеют даже собственные учебные заведения. К примеру, компания «Леруа Марлен» имеет отдельный учебный центр, в котором повысить свой профессиональный уровень может любой ее работник, в том числе продавцы.

Кроме того, многие компании используют для повышения качества обслуживания такой инструмент как Mystery shopper или Тайный покупатель, который состоит в том, что специально подготовленные люди проверяют границы прочности и качество персонала компаний сферы обслуживания и торговли. С каждым годом все больше компаний прибегают к применению этого метода исследования с целью измерить уровень соблюдения стандартов обслуживания клиентов сотрудниками.

Несмотря на эти попытки, российские работники прилавка пока что мало чем могут похвастаться. Очевидно, применяемых мер недостаточно, а повышение престижа профессии в руках ее представителей. И возможно уже через несколько лет в любом заведении и супермаркете России нас будет встречать всегда приветливый и радушный персонал.

А закончить хотелось бы отрывком из старой и всеми любимой детской песенки: «Поделись улыбкой своей и она к тебе не раз еще вернется…»

careerist.ru желает Вам удачи!

Любая перепечатка в электронных или бумажных СМИ материалов портала возможна только с обозначением первоисточника — careerist.ru.

Разместить резюме Добавить вакансию