Сварщики вместо юристов: профориентацию введут в школах в качестве урока

Проблема профориентации молодежи весьма актуальна, особенно сегодня, когда престиж профессии оказывает гораздо большее влияние на выбор, чем востребованность на рынке труда, возможность получить реальные компетенции и перспектива специальности в будущем. Молодые люди слишком часто массово выбирают «модные» профессии гуманитарной направленности, хотя отечественный рынок труда нуждается больше в технических специалистах, специалистах рабочих специальностей, медицинской направленности и т.д. Яркий пример – выпускники экономико-правовых факультетов, от 35 до 50% из которых не могут найти работу на протяжении первого года после окончания обучения. Тем не менее набор на эти специальности с каждым годом расширяется, а количество желающих их обрести растет.

Чтоб исправить такие диспропорции, молодежный парламент при Государственной думе предложил Минобрнауки ввести в общеобразовательных школах уроки по профориентации. Образовательное ведомство данную идею поддерживает – в скором времени обращение молодежи будет рассмотрено, а чиновники займутся развитием системы профориентации школьных учеников. Зачем это все, и какие цели перед собой ставят инициаторы проекта?

Молодежная инициатива

Молодежный парламент – это общественная организация при Госдуме, задействованная в ее работе в вопросах соблюдения и регулирования прав молодежи. Ее председателем является депутат от «Единой России» Наталья Кувшинова, которая и обратилась в Минобрнауки с профориентационной программой для школьников. Инициатива парламентария о введении школьного курса профессиональной ориентации возникла после проведения самим молодежным парламентом теста среди школьников старших классов. Одним из приоритетных проектов организации стал конкурс «ZAсобой», в рамках которого социологи провели профессиональную диагностику молодежи и обучали специалистов, которые будут в будущем заниматься профориентацией.

Тесты, проведенные среди учеников 8-11 классов, показали пугающие результаты: несмотря на то, что отечественный рынок труда уже перенасыщен юристами и экономистами «без опыта работы», будущие студенты стремятся получить образование именно в этих отраслях. Безусловно, обладание престижными и полезными для общества профессиями – это хорошо, но как быть, когда они препятствуют профессиональному становлению? По мнению инициаторов новой программы, причинами такого поведения абитуриентов является не информированность будущих абитуриентов, их родителей и школьных педагогов относительно реальной ситуации на рынке труда.

Они просто не знают, что их будет ждать на рынке, на момент, когда дети уже получат высшее образование.

Наличие проблем с профессиональной ориентацией молодежи не отрицает никто – диспропорции на рынке говорят сами за себя. Еще больше инициаторов нововведений настораживает и то, что никто не подходит к решению этого вопроса системно. Единственный подход, который, по мнению Кувшиновой, поможет исправить ситуацию – это введение в образовательную программу профуроков. Они должны не только ориентировать школьников относительно востребованных профессий, но и вовлекать их в экономико-правовую ситуацию на рынке, проблемы труда, занятости и социально-трудовых отношений, научить их определять ключевые компетенции, которые помогут им достичь успеха на трудовом поприще и т.д. К моменту выхода на рынок труда, молодежь должна понимать его особенности, и только так удастся воспитать достойное трудовое поколение.

Варианты подачи

В письме, которые направлено в Минобрнауки молодежным парламентом, рассмотрено несколько стратегий, под которыми профориентация может появиться в общеобразовательных школах. Спецуроки, на которых делает акцент Кувшинова, лишь один из вариантов. Для них предлагается разработать особую программу, включающую методические разработки экспертов рынка. Но такие уроки жестко критикуются самими педагогами и школьными психологами, мол, школьная программа и так перегружена, и найти в ней место еще для одной, на их взгляд, не самой важной дисциплины, попросту не удастся. По сложившейся ранее региональной практике, педагоги предлагают проводить профориентацию в рамках внешкольных мероприятий.

Альтернативные же стратегии от молодежного парламента предлагают ввести программу профориентации в рамках уже существующих предметов. Например, предмет «технология» – аналог привычных всем «трудов». Депутаты считают, что на таких уроках целесообразно не только учить детей создавать примитивные результаты труда, вроде кормушек или приготовленной пищи, но и проводить полноценную профориентацию школьников. В частности, в рамках изучения рабочих профессий можно было бы приглашать живые примеры успешных профессионалов своего дела, например, инженеров, сварщиков, автослесарей, и прочих специалистов, которые сегодня наиболее востребованы на рынке.

Третьим возможным, но куда менее эффективным вариантом профориентации могли бы стать уроки в формате «классных часов», когда консультирование школьников по профессиям проводится в качестве небольшого факультатива. При этом по результатам проведенного молодежным парламентом тестирования, старшеклассники крайне неохотно и сложно поддаются влиянию в этом вопросе, у них уже есть сформированная позиция, от которой у них нет желания отступать. Отталкиваясь от такой информации, наиболее правильным парламентарии считают вводить профориентацию с 8-го класса, когда представление о собственной будущей профессии имеют лишь единицы. Формируя у детей объективное понимание ситуации на рынке, им даже необязательно будет навязывать те или иные профессии – они сами сделают правильный выбор, в котором им нужно лишь помочь.

Приоритет для министерства

В Минобрнауки всесторонне поддерживают инициативы парламентариев, указывая, что развитие системы профессиональной ориентации молодежи – это один из приоритетов государственной политики в вопросах образования. Образовательные программы уже сегодня рассчитаны на то, чтоб акцентировать внимание будущего выпускника на формировании собственных качеств, которые он в будущем сможет конвертировать в профессиональные компетенции. Способность ориентироваться в жизни и разбираться в особенностях рынка труда – главное, чем должен обладать выпускник, помимо профессиональных качеств.

И в этом, в первую очередь, ему должна помочь школа.

Тем не менее конкретных данных о том, как Минобрнауки будет реализовывать предложения депутатов, пока не разглашалось. Ведомство в этих вопросах готово к сотрудничеству с парламентом, а само обращение, направленное Кувшиновой, передано на обработку специалистам. Они должны сделать заключение по предложенным вариантам дать им свою оценку, после чего профильные структуры начнут разработку конкретного нормативного акта. Само ведомство акцентирует внимание на том, что активно поддерживает инициаторов введения в школы профориентации, и готово к сотрудничеству с любыми общественными организациями, а не только молодежным парламентом. Любой желающий может направить свои предложения Минобрнауки.

Примечательно, что сегодня профориентационные мероприятия проводятся во многих образовательных школах, но они внедряются исключительно в качестве факультативов. Конкретный состав таких мероприятий определяется каждым учебным заведением отдельно, по усмотрению его руководства. Как правило, школьникам не только рассказывают про те или иные профессии, но и позволяют определиться с направлением, будь то гуманитарная или техническая специальность. Если предпочтения удается сформировать к 8-9 классу, ученик сможет определиться с профессией уже самостоятельно, что позволит ему выбрать и более углубленно изучать приоритетные предметы для будущего поступления в ВУЗ.

Безусловно, данную работу необходимо проводить не только с учениками, но и с родителями и учителями, ведь именно они, по словам выдающегося советского психолога и основоположника профориентации Евгения Климова, являются главными факторами, влияющими на выбор ребенка. Последствия всего этого в цифрах выглядят примерно так: по специальности, указанной в дипломе, работает лишь 40% россиян, 25%, разочаровавшись в собственном выборе, приняли решение сменить направление своей деятельности и получили новую профессию, а 35% и, вообще, не смогли устроиться по специальности. Вполне логично, что высшее образование будет терять свою ценность, если получающие его люди не смогут его полноценно использовать. Судя по всему, пришло время изменить эту ситуацию.

Разместить резюме Добавить вакансию