Страховка от безработицы: Минтруд предлагает ввести новый вид взносов

Даже при наличии работы далеко не всем россиянам приходится «сладко». Но еще хуже чувствуют себя безработные – максимальный размер выплачиваемого им пособия не достигает даже 5 тыс. рублей. Проблема в том, что выплаты считаются формой социальной помощи, а это прямые издержки федерального бюджета, который, как известно, испытывает серьезный дефицит. Чтоб изменить существующую модель, и обеспечить безработным более высокий уровень помощи, Минтруд предлагает перейти на модель страхования от безработицы. Мол, большинство развитых стран используют данный формат, да и в России он существовал до начала 00-х.

Переход на такую систему возможен в перспективе ближайших 5-10 лет, а размер отчислений не должен превышать 1% от выплачиваемой заработной платы. Несмотря на необходимость обсуждения новой модели с общественностью и работодателями, в Минтруде уверены – такой формат в будущем позволит существенно поднять выплаты по безработице. Пока же ведомство согласовывает анонсированный еще в 2016 году проект документа, который должен ограничить число адресатов, и сделать его более адресным.

Страховая система

Предложение о введении страховой модели обеспечения выплат по безработице выдвинул министр труда Максим Топилин.
В интервью «РБК» чиновник поведал, что большинство развитых стран успешно используют данную модель. Более того, институт страхования на случай безработицы, когда пособия выплачиваются за счет средств, собранных с работодателей, уже существовал в России с начала 90-х и до 2001 года. Благодаря ему удавалось выплачивать не только пособия, но и стипендии для направленных на профессиональную переподготовку, обеспечивать выплаты досрочных пенсий, финансировать другие полезные мероприятия. Сегодня же, когда от такой системы отказались, вся нагрузка поддержки безработных россиян лежит на государственной казне, по факту будучи одной из форм соцобеспечения.

Чтоб вернуться к ранее существующей системе, по словам министра, нужно проводить публичные и партнерские обсуждения в рамках трехсторонней комиссии (профсоюзы, бизнес и правительство). Представители рабочих наверняка будут за. В случае официального появления подобной инициативы, предметом особого обсуждения станет размер взноса. По расчетам Минтруда, хватило бы минимального взноса – оптимальным был бы тариф в 1%. Топилин утверждает, что такой размер взноса ежегодно приносил бы в новосозданный фонд около 200 млрд рублей, а сегодня бюджет этого направления составляет всего около 40 млрд. И действительно, по открытой информации казначейства, в прошлом году на эти цели было потрачено около 41 млрд рублей, а в текущем году на эти цели будет выделено всего на 2 млрд больше.

Следуя логике министра, применение модели страхования от безработицы и пятикратное увеличение финансирования пособий позволило бы существенно повысить размер выплат гражданам, в 4-5 раз. Все это представляется довольно полезным с точки зрения социальной политики, но введение подобной модели возможно не сразу, а лишь в среднесрочной перспективе, за пределами 2020-22 годов. По словам министра, в необходимости применения системы страхования не сомневается никто – даже работодатели, на плечи которых ляжет весь груз страховых платежей, считают страховой принцип защиты безработных гораздо более эффективным, чем существующий сегодня. Другой вопрос, как определить ту часть государственного финансирования, которая будет подлежать замещению за счет страховых платежей. Очевидно, для полного перехода на страховую систему потребуется проводить реформу, а она наверняка займет годы.

Модель 90-х

Интересно, что с начала 90-х в России существовала система страхования от безработицы. Для ее успешной работы был создан внебюджетный Государственный фонд занятости, наполнение которого осуществлялось за счет отчислений работодателей в размере 1,5% от зарплат сотрудников. Однако с начала 2001 года данная структура была упразднена, а все тяготы выплаты пособий по безработице были переложены на федеральный и региональный бюджеты. Отказ от страховой системы был вызван желанием властей снизить налоговую нагрузку на работодателей, а также усилить надзор над расходами, совершаемыми в рамках выплаты пособий. Такие меры были продиктованы несовершенством системы распределения средств – 80% от собранного бюджета оставалось в регионах, в то время как до консолидированного бюджета федерального центра доходило лишь 20%.

Все это вытекло в существенные диспропорции. Благополучные регионы могли полноценно распоряжаться собранными средствами, проводя массовые мероприятия по содействию занятости населения, в то время как дотационные регионы не могли найти средств даже на выплату пособий. После упразднения Фонда и перехода на бюджетное финансирование, в 2001 году впервые за 6 лет государству удалось обеспечить полноценную и регулярную выплату пособий всем безработным без исключения. Но изменение системы финансирования привело к существенному сокращению объема выделяемых на поддержку безработных средств – минимум в два раза.

Кроме этого, реформаторы предполагали, что изменение системы приведет к изменениям в политике – активная работа центров будет способствовать более высоким показателям занятости. Мало того что этого не произошло, так ситуация еще и ухудшилась: если в 2000 году на пособия и мероприятия по содействию занятости тратились одинаковые суммы, то к 2004 году выплата пособий превышала бюджет мероприятий уже в 3 раза! Само пособие, с момента введения существующей сегодня системы, окончательно потеряло признаки материальной помощи, замещающей зарплату, а отсутствие привязки к прожиточному минимуму не позволяет обеспечить полноценную поддержку безработных.

Стоит отметить, что система страхования существует во всех странах Запада.
Смысл ее существования в том, что застрахованные лица при потере занятости могут гарантированно получить компенсацию, определенный период замещающую часть стабильного заработка. На нее, правда, не стоит рассчитывать гражданам, которые ищут работу впервые или после длительного перерыва – их поддержкой традиционно занимается государство. Несмотря на весь негатив от упразднения Фонда занятости, Минтруд решил вернуться к вопросу страхования от безработицы лишь спустя 16 лет. При всем этом, быстрого возвращения к старой системе ждать не стоит.

Сокращение вместо страхования

В ближайших планах Минтруда таки есть поднятие пособия по безработице, но совершенно другим путем.
В краткосрочной перспективе ведомство планирует провести в Госдуме закон, который позволит уменьшить количество адресатов, а за счет рекомбинации выделяемых 40 млрд рублей увеличить выплаты тем, кто пытается трудоустроиться сразу после увольнения, работал в течение полугода за последний год, не имеет длительного перерыва в трудовой деятельности и ищет работу «максимально быстро». Это, в частности, должно коснуться и тех, кто попал под сокращения. По мнению Топилина, подобное повышение вполне осуществимо, но для этого нужно перестать платить «минималки» (850 рублей) тем, кто не имеет трудового стажа или имеет длительный перерыв в трудовой деятельности.

На данном этапе документ согласовывается с Министерством юстиции и Министерством финансов, а также проходит обсуждение в рамках трехсторонней комиссии. По словам министра труда, противником нововведения являются профсоюзы, настаивая на том, что такой подход – это дискриминация безработных. Новая система представляется Топилину действительно более жесткой, но, одновременно справедливой – ресурсы нужно направлять на тех, кто действительно ищет работу. Министр считает, что не имеет никакого смысла выплачивать по 850 рублей тем, кто при этом остается «в тени». Да и покупательная способность этих денег ничтожна – реальной помощи их выделение оказать не способно. Сам законопроект важен для государства даже не со стороны повышения пособия, а как механизм наведения порядка, считает министр.

Хотя, сами безработные наверняка не согласятся с чиновником – диапазон пособия в размере 850-4,9 тыс. рублей сохраняется с 2009 года, хотя совокупный процент инфляции с тех времен составил более 110%, а курс основных валют вырос в 2 раза! По анонсированному законопроекту, поднятое пособие должно достигнуть уровня в 7,5-8 тыс. рублей, что на 40% выше, чем существующее сегодня. В это же время, по словам руководителя департамента занятости Минтруда Михаила Кирсанова, в планах есть доведение пособия по безработице до прожиточного минимума. Но экономическая ситуация, как известно, служит оправданием для отказа от реализации таких инициатив.

Разместить резюме Добавить вакансию