«Статус – самозанятый»: Минюст сформировал понятие самостоятельных работников

Проблема с отсутствием в законодательстве формального понятия для самозанятых возникла в середине 2016 года – в контексте обещанных этим гражданам налоговых каникул законодатель должен был понимать, кому он эти самые каникулы предоставляет. Решили ее довольно своеобразно, предоставив каникулы лишь ограниченному кругу лиц. Это, однако, вопроса со статусом самозанятых не сняло. В декабре определиться с этой категорией граждан министерству юстиции поручил уже президент. И после трех месяцев раздумий ведомство таки нашло формальное юридическое определение – правительство получило доклад, который снимет все вопросы и разрешит длительный спор по этому поводу.

Теперь, имея формальное определение, чиновники могут полноценно сузить круг лиц, которые называются самозанятыми, и определяться с перечнем видов деятельности, которыми они могут совершенно легально заниматься. Более того, это позволяет перейти к конкретному перечню налоговых пряников, которые могут быть предоставлены трудящимся в рамках стратегии их вывода из тени. Он, как ожидается, будет определен в скором времени.

Доклад со статусом

Как сообщает «Коммерсант», доклад с формулировкой, кем же все-таки являются самозанятые, был направлен министром юстиции Александром Коноваловым еще в конце февраля, хотя информация об этом «всплыла» только лишь 7 марта. Именно Минюст был назначен в качестве исполнителя поручения президента, и теперь глава ведомства формализовал проработанную позицию относительно итогового правового статуса. Ссылаясь на текст документа, издание утверждает, что самозанятыми теперь можно считать граждан, которые на систематической основе получают трудовой доход в результате собственного трудового участия, самостоятельно оказывая услуги и выполняя работы для физ. лиц. При этом у таких граждан должна отсутствовать регистрация в качестве ИП и не может быть наемных рабочих.

Определение охватывает достаточно широкий круг трудящихся россиян, неофициально занятых в сфере услуг: это и парикмахеры, и частные сантехники, разного рода отделочники, «евроремонтники», визажисты, и даже те же репетиторы и фитнес-тренера. Вывести их из тени – задача не из простых, тем более что каких-либо преимуществ это не дает ни им, ни их работодателям. В отличие от неформального сектора, который лишает их необходимости платить налоги, вести документацию, регистрироваться и соблюдать прочие бюрократические требования закона. Понимая всю важность этих аргументов нахождения «в тени», осенью прошлого года законодатель принял поправки в налоговое законодательство, предоставив отдельным представителям самозанятых налоговые каникулы сроком на 2 года. Такими «счастливчиками» стали няни, репетиторы и уборщицы. Это, по мнению инициаторов поправок, стало первым шагом к «обелению» труда этих граждан, хотя еще совсем недавно предполагалось, что категорий самозанятых будет гораздо больше.

Тем не менее направленным в кабмин докладом, Министерство юстиции оканчивает дискуссию как о статусе самих самозанятых, так и нормативных изменениях, которые нужны будут в связи с этим. Ранее говорилось о том, что для формализации статуса нужен будет специальный закон, но в ведомстве уверены, что ввиду отсутствия предмета регулирования, достаточно будет внести изменения в закон «О занятости».

Но возвращаясь к самому определению, стоит отметить, что оно исключает из числа самозанятых ряд категорий граждан, которые ранее таковыми все-таки считались. В частности, ими перестанут быть арендодатели, живущие с арендной платы – в их деятельности нет трудового участия. Кроме того, исключаются продавцы, торгующие продукцией собственного или чужого изготовления. А также все те, кто сотрудничают с юридическими лицами – их продолжат считать неоформленными работниками. В связи с этим получить налоговые каникулы, а вместе с ними и легальный статус, суждено гораздо меньшему кругу лиц – ремонтники, домработницы, швеи, представители сферы красоты и работники сферы бытовых услуг.

Нюансы деятельности

Что все это даст самим самозанятым кроме налоговых каникул – пока неизвестно.
Понимая бесперспективность принудительной легализации, Минюст декларирует типичную чиновничью позицию, говоря о том, что предлагаемые изменения нужны самим работникам: мол, это обеспечит защиту их прав, предоставит им легальный статус, даст возможность получать полноценную медицинскую помощь и пенсии при достижении установленного законом возраста. Хотя любой самозанятый гражданин поддаст сомнению аргументы чиновников – если бы «игра стоила свеч», люди бы сами настаивали на предоставлении им официального статуса. Пока же все прекрасно понимают, что главная цель правительства – это налогообложение.

В докладе Минюст отмечает, что стартом для начала официальной трудовой деятельности должно стать уведомление, направленное гражданином представителям власти через Многофункциональный центр, службу занятости или портал государственных услуг. Конкретные параметры регистрации будут заданы в поправках в закон, регулирующий государственную регистрацию ИП и юр. лиц. Кроме того, отсутствуют конкретные параметры налогообложения – по какой ставке будут облагаться доходы самозанятых, в Минюсте пока не определились. Для этого, как отмечают чиновники, нужно сначала определиться с конкретными видами деятельности. Вместе с тем они уверены, что повышенная налоговая нагрузка недопустима, так как она уничтожит какие-либо стимулы для самозанятых переходить в правовое, легальное поле. Кроме того, нужно разработать и порядок подтверждения квалификации, ведь многие виды услуг требуют, в частности, профильного образования.

В докладе Коновалов отмечает, что в случае определения статуса самозанятых в законе «О занятости», это не потребует внесения изменений в ГК, что, в свою очередь, ляжет «в канву» законопроекта от единоросов, по которому обычный закон может определять виды деятельности, где регистрация в качестве ИП не будет обязательной. Но вместо ГК дополнительные поправки придется вносить в трудовое и налоговое законодательство, а также КоАП.

Обратим внимание, что многие довольно скептически отнеслись к позиции Минюста. Экспертам неясно, почему ведомство избрало путь сужения круга лиц, которые могут претендовать на официальный статус самозанятого, одновременно настаивая на том, что из тени должно быть выведено как можно большее число самозанятых физ. лиц. Очевидно, что юристы исключили из их числа тех граждан, которые не прикладывают к работе умственных и или физических усилий, а ведь это охватывает внушительный сегмент самозанятых. Озвученные критерии едва ли позволят вывести из серого сегмента занятости даже несколько млн человек, что говорить про 20 млн человек, о легализации которых «грезит» Минтруд…

Разместить резюме Добавить вакансию