Представьте себе картину: долгие годы вы работаете в одной и той же компании, радуетесь её взлетам и впадаете в депрессию из-за неожиданных падений, словно это ваш личный бизнес. Насколько такой сценарий развития карьеры положителен лично для вас, и как «корпоративные долгожители» воспринимаются на рынке труда?
Советское наследие
Каждый советский работник спал и видел, как ему вручают звание ветерана труда или заслуженного работника, а каждый год добавлял не только несколько плюсов к карме, но и парочку звонких монет к зарплате.
Сумбурные 90-е, а за ними и хаотичные «нулевые» перевернули мировоззрение выходцев из СССР с ног на голову. Кажется, что сегодня уже невозможно найти работника, который протирал бы свои штаны несколько десятков лет подряд об один и тот же казенный стул. Среди представителей поколений «Х» и «Y», которые преобладают на рынке труда, нередко встречается мнение, что 2-3 года в одной компании, даже пусть и на разных должностях, – уже перебор. А 5 лет и вовсе говорят о том, что вы страдаете тропофобией, то есть панически боитесь перемен.
По данным исследований, для большинства респондентов (56%) оптимальным сроком для работы на одном месте являются 3-5 лет, правда, только 32% опрошенных удавалось продержаться в компании такой срок. Для каждого пятого оптимальный срок – 5-10 лет, но только 14% из них удалось проработать настолько долго в одной компании. Для 17% идеальным сроком для работы на одном месте являются 2 года.
6% участников опроса уверены, что посвятить одному месту работы десять лет своей жизни – правильное решение. И всего 1% — что менять работу нужно не реже раза в год, а поступают так 13% респондентов.
Вечный найм
А меж тем в Японии ценится верность подчиненных одной компании. Главная особенность управления по-японски – пожизненное трудоустройство. Сотрудник выбирает компанию-работодателя тщательней, чем жену или мужа. Потому как развестись в Японии не проблема, но если ты уволился из одной японской корпорации, то в другую уже можешь и не устроиться. В общем, или любовь до гроба, или харакири.
Процесс найма персонала по-японски происходит примерно следующим образом: работодатель забрасывает «удочку» и разбирает перспективных студентов еще во время их обучения в колледжах и университетах. Сразу после выпуска «свежая кровь» допускается к деятельности компании. И если начинающим специалистам удается продержаться испытательный полугодовой срок – ожидается, что больше ни в одной другой компании им не придется работать.
Скандалы, интриги, расследования
Увольняют из японских корпораций только в крайних случаях – как правило, вследствие затяжного эксцесса. Так, пару лет назад разразился, словно гром среди ясного для японского бизнеса неба, скандал в корпорации Olympus. Ее руководство обвинили в искажении финансовой отчетности и связях с якудзой. Историю вмиг подхватили журналисты мировых СМИ, включая The New York Times и Forbes. Причиной шумихи стали сумасшедшие суммы денег – сотни миллиардов долларов. Так что неудивительно, что корпорация распрощалась не только с топ-менеджерами, за время правления которых произошла эта история, но и с менеджерами среднего звена и специалистами, без участия которых реализовать эту схему было невозможно.
Так как подобные скандалы для Японии редкость, то количество уволенных по инициативе работодателя и по инициативе работника здесь ограничивается тысячами. Сотрудники подбираются как специалисты широкого профиля, развитием и обучением которых на протяжении всей профессиональной деятельности будет заниматься корпорация. Так что под определенную позицию они не подбираются никогда. Японские HR-ы не бегают с языком на плече в поисках особых навыков и специфических знаний кандидатов, а тестируют общий уровень интеллекта и образованности соискателей, их персональные качества характера. Имеющийся опыт кандидата не имеет здесь никакого значения.
Преимущества корпоративной аксакальности:
- Суперлояльность сотрудников должна отплачиваться им аналогичным отношением со стороны работодателя. Даже на отечественном рынке труда это встречается, хоть и нечасто.
- В кризисные периоды для компаний старожилы остаются в приоритете. Так что «зачистки» в рамках оптимизаций проходят для них практически безболезненно.
- Такие сотрудники получают все больше различных бенефитов от HR-отделов с каждым «прожитым» в компании годом. Так, в одной компании по продаже бытовой техники сотрудники получали автомобили в беспроцентный кредит «за выслугу лет». А в EPAM каждый год, проведенный в компании, знаменуется новыми «приятностями» от менеджеров по персоналу.
- Уважение со стороны работодателя, признание ценности и заслуг, демонстрация доверия. Без вашего мнения глобальные перемены вряд ли произойдут.
- Опыт работы в разных условиях жизнедеятельности компании.
- Карьерный промоушн в первую очередь касается именно тех, кто дольше остальных работает в компании.
- Понимание и принятие корпоративной культуры.
- Знание своих обязанностей в совершенстве.
- Стабильность в финансовом плане и уверенность в завтрашнем дне.
Недостатки
- Большая часть работодателей не спешат демонстрировать лояльным сотрудникам особое отношение. Они по-прежнему считают, что незаменимых не существует.
- Адаптироваться к новому с каждым годом все сложнее.
- Желание работать в схожих с последним местом работы условиях.
- Увольнение воспринимается как конец света.
- Отсутствие профессионального и карьерного развития.
Нет ничего хуже, чем понять в один прекрасный момент, что, несмотря на силы, энергию и многие годы, отданные одной определенной компании, руководство вас считает никем, ваши заслуги не признаны, и в любой удобный момент вас могут вышвырнуть, словно дворового котенка. Так что придерживайтесь советов психологов и экспертов рынка труда. 3-5 лет – это оптимальный срок для развития в пределах одной компании. Чтобы держать себя в тонусе, профессионально расти и не бояться «подвешенности» в период поиска новой работы, не бойтесь менять не только место работы, но и даже направление деятельности. Это позволит вам максимально развить свой кругозор, получить новые интересные навыки, расширить круг знакомых и, в конце концов, найти себя.
Рискуйте. Развивайтесь. И лучшая работа не заставит вас ждать.
Любая перепечатка в электронных или бумажных СМИ материалов портала возможна только с обозначением первоисточника — careerist.ru.
Разместить резюме Добавить вакансию