Стандартный набор нестандартных вопросов

Как правило, на интервью, особенно в первой его части, рекрутер задает стандартные вопросы. Чаще всего, это делается, чтоб снять волнение кандидата перед встречей и наладить первичную коммуникацию. Перечень таких вопросов встречается на каждом первом ресурсе по трудоустройству и создает у соискателей обманчивое впечатление, что вопросы эти – элементарные, поэтому подготовкой или продумыванием ответов на них можно не заморачиваться. Так ли это? Не всегда, к сожалению.

Поэтому давайте рассмотрим пять самых популярных вопросов на собеседовании с разных сторон – со стороны кандидата и интервьюера.

1. Расскажите о себе?

Таким вопросом начинается практически каждое собеседование. И, как правило, большинство кандидатов попадаются в ловушку простоты этого вопроса. «Неужели я просто не смогу рассказать о себе?» – думает большинство – и начинает:

  • пересказывать резюме,
  • многословно и путано перечислять факты из биографии,
  • не зная, с чего начать, молчать,
  • говорить какими-то обрывками фраз или междометиями.

    В любом случае, начало собеседования оказывается скомканным и непродуктивным. В случае многословия кандидата рекрутер может просто «отключиться», сохраняя внешне заинтересованный вид и даже поддакивая в нужных местах. Только вот половины текста, а вместе с ним и интересной информации, он просто не слышит. А в случае «немоты» кандидата, рекрутеру придется повозиться, как клещами вытаскивая из соискателя информацию, кроме паспортных данных. И тогда нужную информацию он может просто не получить, так и не узнав, насколько исключительный кандидат приходил к нему на интервью.

    Совет: Для того, чтобы собеседование прошло удачно, лучше начать с самопрезентации. Это небольшой, минуты на 3-5, краткий, но яркий рассказ о вас. Не нужно пересказывать резюме или, что еще хуже, читать его рекрутеру. Нужно рассказать о том, что вы из себя представляете как специалист, и почему вы себя считаете полезным на открытой компанией вакансии. Если самопрезентация подготовлена неудачно, вы рискуете испортить первое впечатление о вас, которое влияет на итоговую оценку вашей кандидатуры.

    Понятно, что навыки самопрезентации есть не у всех, и не всем нужны в профессиональной жизни. Если вы бухгалтер по зарплате или программист-разработчик, вам это не всегда и нужно. Тогда если не феерическая самопрезентация, то структурированная информация вами должна быть на собеседовании системно и четко изложена.

    Важно понимать, что непродуманная импровизация и самопрезентация – вещи абсолютно разные и, в принципе, несовместимые. Наилучшая самопрезентация имеет несколько вариантов (краткий, длинный, на английском языке) и тщательно репетируется вместе с ответами на вопросы, которые по ней обычно задаются. При этом важно не заучить текст, а произносить его легко и естественно, а еще продумать, как вы будете вести себя по ее окончании – не нужно портить окончание презентации пожиманием плеч, разведением рук и беспомощной репликой в стиле «ну вот» или «как-то так».

    Что еще важно – следите за реакцией собеседника. Если его поза выражает скуку или откровенную тоску – возможно, вам пора «закругляться». Когда ваша презентация окончена, а интервьюер молчит, можно уточнить – все ли понятно или нужно рассказать о чем-то еще. Хороший вариант окончания презентации – фраза «Готов/а ответить на ваши вопросы».

    2. Какова причина вашего ухода с предыдущего места работы?

    Всем известна народная истина – приходят на работу, уходят от руководителя. Часто это действительно так. И, конечно, многие кандидаты превращают ответ на этот вопрос буквально в исповедь или вываливание сплетен о коллективе.

    Тем не менее, авторитетные источники не советуют вываливать на будущего работодателя «правду-матку» и рассказывать про бестолкового босса или отвратительный коллектив. Даже если упомянутые вами факты – 100% истина, будущий работодатель начинает примерять ситуацию на себя и думать “А что же этот человек будет рассказывать о работе у нас, если мы примем его на работу?”

    Все знают, что существует категория людей, которым всегда все не так. Когда вы начинаете рассказывать негатив о своем нынешнем рабочем месте, многие рекрутеры готовы причислить вас к таким вечно недовольным людям.

    Совет: Рассказывать «неприкрытую правду» – занятие не самое перспективное. Лучше подумать, как рассказать об уходе работы так, чтобы и не сказать плохого, и к вакансии себя приблизить. Существует несколько стандартных ответов, которые нужно дополнить спецификой вашего профессионального опыта. Лучше заготовить длинный ответ и его короткую версию и повторить такое количество раз, чтоб самому в него поверить.

    Важный нюанс – согласуйте вашу версию ухода с вакансией, на которую претендуете. Если вакансия описывает стабильную работу у проверенного работодателя, а вы будете сокрушаться об отсутствии карьеры – это противоречие вызовет недоверие рекрутера. В лучшем случае вам придется объяснять, куда вы собираетесь расти на новом месте, если карьерных перспектив в компании нет. Если же вы ищете зарплату побольше, а в предложенной работе она соразмерна, и нет никаких дополнительных доходов (премии, бонусы, социальный пакет) – уточнения рекрутера вам гарантированы. И ответы на них лучше продумать заранее, чтоб не выглядеть нелепо.

    3. Почему вы хотите работать именно в нашей компании?

    Большинство соискателей почему-то раздражает этот вопрос. Конечно, подавляющее большинство ищущих работу главным критерием “подходящести” работы считают заработную плату, иногда – соотношение работы и зарплаты. И, если зарплата устраивает, иногда даже особо не вчитываются в требования компании, а уж на ее название и вовсе не обращают внимание. Думаете, преувеличиваю? К сожалению, нет. Два из трех кандидатов на собеседовании не в состоянии описать компанию, работать в которой они так хотят. Нонсенс? Реалии рынка, к сожалению. Поэтому на собеседованиях часто соискатель не может рассказать о будущей работе и профиле работы компании, в которой он планировал зарабатывать деньги.

    Почему важно ответить на этот вопрос?

    Рекрутеры тоже понимают меркантильные интересы кандидатов. И знают, что материальная мотивация – самый короткий, дорогой и ненадежный способ удержания сотрудника. Повышение зарплаты «тешит душу» 3-6 месяцев, а дальше – хочется еще. И не всегда работодатель может предоставить это «еще», а иногда вы просто не успеваете выработать продукта на это «еще» – и тогда становитесь «миной замедленного действия» – ибо готовы уйти за следующим «еще» к другому работодателю.

    Гораздо дольше и эффективнее у сотрудника работает интерес к работе и лояльность к компании. Ответ на этот вопрос и позволяет выявить этот фактор у вас. Интервьюер исходит из позиции – если вы действительно хотите получить эту работу и именно в нашей компании, вам не лень поискать информации о компании и понять, что именно вас привлекает.

    Вопрос с двойной подоплекой. Первая – проверка вашего трудолюбия – не лень было потратить полчаса на поиск информации о компании для получения и систематизации информации. Вторая – мотивация – что именно в информации о компании и вакансии привлекло ваше внимание и «заманило».

    Совет: если вы уж решили потратить пару часов на собеседование, как минимум, просмотрите сайт компании и пару публикаций о ней и ее руководстве. Следующий шаг – сделать несколько ключевых записей себе в блокнот о компании и составить вопросы, подчеркивающие вашу заинтересованность. Например, я прочитал о новом транше инвестиций в компанию. Будут ли они означать дополнительное финансирование проекта, на который вы подбираете персонал? Не нужно лезть в дебри и выуживать инсайдерскую информацию, чтоб щегольнуть своей осведомленностью. Но вот показать себя подготовленным кандидатом – это плюс в копилку.

    4. Расскажите о своих сильных и слабых сторонах.

    Опять-таки есть два очень распространенных и совершенно непродуктивных ответа на этот вопрос. Первый – это добросовестное перечисление достоинств и недостатков – до зевоты у рекрутера или колик от хохота – зависит от ваших талантов. Или кокетство – у меня нет слабых сторон. Как вариант – моя слабая сторона – трудоголизм и т.д.

    Совет: «выворачивать себя наизнанку», кокетничать или откровенно врать не стоит. У любого человека есть пара достоинств, перечисление которых не выглядит хвастовством и пара недостатков, не делающих его монстром. Оптимальным является спокойный правдивый ответ. Только учтите, что в большинстве случаев работать приходится в команде, поэтому ваш ответ дает рекрутеру две подсказки. Первая – умеете ли вы оценить себя со стороны и вторая – насколько ваши достоинства-недостатки повлияют на работу уже работающего коллектива.

    5. Расскажите о ваших планах на год и дальше – 3-5 лет?

    Любимое занятие кандидатов при ответе на этот вопрос – с придыханием рассказывать, как они хотели бы отдохнуть на Карибах, выйти замуж за миллионера и забыть о работе. Это про ближайшие планы. А при ответе на вопрос о планах на подольше – пожать плечами или скорбно поджать губы – мол, не понимаю, вы о чем?

    Тем временем, задавая этот вопрос, интервьюер не просто сотрясает воздух. Для себя в этот момент он получает ответ на два вопроса. Первый – умеете ли вы планировать свою жизнь и стратегически мыслить. Поэтому ответ «не знаю» – не лучший способ построить ваши планы на год, три-пять. И лучше подумать об этом загодя – не все ваши планы интересны работодателю, а некоторые ему лучше не знать (например, что в этом году вы планируете родить ребенка). Не факт, что все запланированное сбудется, но стройная картинка полезна хотя бы как повод для ее обсуждения.

    А второй вопрос – совпадает ли скорость вашего продвижения со скоростью развития компании (например, вы планируете через пару лет возглавить департамент, а в компании на каждую ступень карьерной лестницы в среднем уходит 4-5 лет).

    Совет: перед собеседованием напишите все, о чем мечтаете. На большом листе, все, что придет в голову. Дальше распределите по срокам, что и когда у вас планируется исполнить. Оцените свои возможности и реалистичность сроков выполнения планов. Окончательно пересмотрите планы и теперь отсортируйте их на личные и рабочие. Рабочие нужно выделить в отдельный список и еще раз «просеять» перед интервью на предмет соответствия вакансии и корпоративной культуре компании. Например, если в компании ценится командная работа, лучше не упоминать, что вы планируете сами работать над амбициозным проектом. И, если компания предлагает долгосрочное сотрудничество, расписывать, что через пару лет вы хотите открыть свой бизнес – тоже не стоит.

    Отличные компании на достойные вакансии ищут находчивых и трудолюбивых сотрудников. Поэтому любые каверзные вопросы, тесты и кейсы – это только инструменты для отбора лучших. И, чем лучше вы будете готовы к испытаниям, чем тщательнее узнаете про требования к будущей работе, тем тщательнее сможете аргументировать свою «подходящесть» и, в конечном итоге, получить эту работу.

     

    Любая перепечатка в электронных или бумажных СМИ материалов портала возможна только с обозначением первоисточника — careerist.ru.

    Разместить резюме Добавить вакансию