Рынок труда напрямую связан с процессами падения и роста мировой экономики. Последняя сейчас переживает не самые лучшие времена, погрязнув в бесконечном финансовом кризисе. В результате одним из первых ощутил на себе удар рынок труда, который охватила волна безработицы. Между тем, как бы плохо не чувствовала себя мировая экономика, остается несколько секторов, в которых ситуация складывается совершенно противоположным образом — ощущается острая нехватка работников.
Российскую нефть добывать некому…
Нефтяная отрасль как раз является одной из тех, которые страдают от нехватки специалистов. Более того, эксперты и представители нефтяного бизнеса бьют тревогу – специалистов на целый ряд позиций находить становиться все сложнее и положение «кадровых дел» усложняется с каждым годом. Чтобы выйти из ситуации, компании нефтяной отрасли экспериментируют в подходах найма персонала. В частности, для предприятий этого сектора сотрудничество с ВУЗами — уже давно не нововведение. Так, «Башнефть» каждый год отбирает полсотни лучших студентов Уфимского государственного нефтяного технического университета и приглашает на работу к себе.
Наличие проблемы, о которой говорят HR-ы нефтяных компаний, подтверждает и недавнее исследование Hays. Его вывод однозначен: в нефтяной отрасли складывается исключительно «кандидатский» рынок в плане рекрутинга, то есть работодатели совершенно не управляют ситуацией, а существующий спрос буквально рождает предложения.
Эксперты международной рекрутинговой компании Hays составили ежегодный рейтинг Oil & Gas Global Jobs 2013, в котором акцентируют внимание на том, что Россия, являясь нефтяным государством, имеет проблемы с кадрами именно в сфере добычи углеводородов. Кадровый голод наблюдается даже несмотря на то, что средняя зарплата профильных инженеров составляет около 100 тысяч долларов в год.
Казалось бы, в чем проблема? В России на сегодня функционирует 36 высших учебных заведений, которые занимаются подготовкой абитуриентов по специальности «Нефтегазовое дело». Так что у нефтегазовых предприятий есть из кого выбирать. Однако выпускники не способны удовлетворить потребности отрасли ввиду своей неопытности и отсутствия должного практического применения с их стороны полученных в ходе обучения знаний.
Специалисты на вес золота
Как рассказали в ТНК-ВР, как таковых рабочих кадров хватает, ведь после публикации вакансий приходит огромное количество откликов, другое дело, что это зачастую люди с небольшим опытом или вовсе без опыта в нефтяной отрасли, а то и просто недавно закончившие обучение студенты. Но компании не могут комплектовать штат исключительно молодыми специалистами, тем более что половина из них начинает свое развитие в нефтегазовой сфере с рабочих профессий. А компании нуждаются в опытных и зачастую узких специалистах. К примеру, в крупные проекты, занимающиеся шельфовыми разработками, требуются высококвалифицированные специалисты, соответствующие следующим требованиям:
— понимание специфики работы в международных компаниях;
— опыт работы с оборудованием;
— готовность работать вахтовым методом;
— владение иностранным языком.
В России найти подобного специалиста сложнее, чем иголку в стогу сена, поэтому нефтедобывающие компании приходят лишь к двум вариантам: поиск по рекомендациям и переманивание «спецов» у конкурентов, то есть хедхантинг, или же привлечение экспатов.
Учиться, учиться и еще раз…
Работодатели констатируют, что сотрудничество с ВУЗами не является решением кадровой проблемы нефтегазовой отрасли, поскольку качество образования в этой сфере, мягко говоря, не соответствует условиям и требованиям бизнеса. О низком качестве российского образования говорит и исследование глобального рынка труда Hays Global Skills Index, в котором Россия получила последнее место в категории «Способность образования удовлетворить потребности бизнеса».
Интересно, что выпускники профильных ВУЗов, не имея должного практического опыта, настроены на очень высокий уровень оплаты труда. Правда, на рынке труда их не воспринимают как ценные кадры, другое дело кандидаты с опытом. За них между компаниями разгораются настоящие HR-войны.
В то же время компании понимают, что без «свежей крови» не обойтись, поэтому все чаще наблюдается активное сотрудничество с учебными заведениями в плане организации программ подготовки кадров, которые бы соответствовали современным запросам рынка. Но все же закрытие позиций узких специалистов, инженеров и рабочих специальностей проходит с каждым годом и дольше, и сложнее. Дело в том, что помимо знаний и опыта компаниям приходится предъявлять требования и к здоровью сотрудников, из-за сложности условий работы вахтовым методом, в частности, на объектах нефтеразведки и нефтедобычи. В результате компании особо трепетно относятся к возрасту кандидатов, устанавливая возрастной ценз на некоторые категории специалистов 35-45 лет. Это касается, в частности, электрогазосварщиков, машинистов технологических насосов и многих других.
Наиболее ценными и дорогими кадрами в ТЭК сейчас считаются руководители с международным опытом, узкие специалисты, к примеру, по сейсмо- и геологоразвездке, инженеры по строительно-монтажным работам.
Как видим, нефтяная отрасль остается для России перспективной, а ее развитие проходит куда стабильней, чем развитие других промышленных отраслей. Что касается кадровой ситуации, то для ее решения потребуется активное сотрудничество нефтегазовых компаний с учебными заведениями и, возможно, даже посредством участия третьей стороны – Минобразования.
careerist.ru желает Вам удачи!
Любая перепечатка в электронных или бумажных СМИ материалов портала возможна только с обозначением первоисточника — careerist.ru.
Разместить резюме Добавить вакансию