Спасение экономики, Антикризисный план 2016 и отечественный бизнес

Не так давно, 1 марта 2016 года, председатель Правительства РФ, Д. Медведев утвердил резюмируемый еще с конца прошлого года План «спасения» российской экономики, разработанный и призванный для обеспечения стабильности социально-экономического развития нашей страны в 2016 году. Как у обычных граждан, так и власть имущих, данный документ вызывал массу дискуссионных вопросов, с чем и связаны постоянные внесения изменений и корректировки, которыми постоянно сопровождался процесс разработки, создания и «общественных» слушаний.

Поскольку в качестве одного из основных векторов, которые призваны стабилизировать экономику РФ, названо «Развитие малого и среднего бизнеса», данный документ не может обойти стороной подавляющее большинство российских предпринимателей и промышленников. А поэтому Карьерист.ру решил помочь работодателям разобраться в данном вопросе и определить истинный вес озвученного Правительством плана действий.

Что обещали принять

Как правильно подмечено, тема антикризисных мероприятий на 2016 год не нова – она муссировалась на протяжении последних полугода, особенно на фоне неэффективного антикризисного Плана, принятого в 2015 году. В течение всего этого времени, Министерство экономического развития, Министерство труда, Министерство финансов и приближенная общественность вели жаркие споры и предлагали свои варианты спасительных решений, которые, по их мнению, должны были стимулировать развитие и разного рода улучшения, в том числе и в сфере малого и среднего предпринимательства.

Множество из озвучиваемых предложений отсеивались как неэффективные, некоторые находили поддержку в Правительстве, однако в итоге «браковались» Минфином, как слишком затратные, в отношении которых финансирование представлялось невозможным. Однако, некоторые аспекты, все же, воспринимались как незыблемые и не вызывали сомнений у дискуссирующего большинства. За весь период обсуждений, в качестве основных приоритетов озвучивались:

  • Сохранение приемлемой ситуации на рынке труда;
  • Улучшение инвестиционного климата, путем уменьшения налоговой нагрузки;
  • Поддержка малых и средних предприятий в приоритетных сферах народного хозяйства;
  • Улучшение условий ведения бизнеса;
  • Достижение сбалансированности рынка труда;
  • Стимулирование малого и среднего бизнеса путем формирования стратегии импортозамещения;
  • Упрощение таможенного регулирования;
  • Заморозка роста вводных налоговых ставок;
  • Ограничение фискальной нагрузки на промышленность;
  • Масштабная поддержка отдельных секторов отечественной промышленности;
  • Мораторий на проведение проверок новых предприятий;
  • Упрощение процедур, связанных с применением патентной системы и т.д.

    Проще говоря, большинство из озвученных приоритетов носили довольно размытый характер и не содержали какой-либо конкретики (если не учитывать озвучивание конкретных отраслей промышленности, в которые планировалось осуществлять масштабные финансовые вливания в качестве государственной поддержки).

    За весь период обсуждений антикризисных мероприятий, в СМИ, как и на сайте Правительства, ни разу не было опубликовано конкретных проектов документов, с более-менее внятным перечнем действий – все сводки по этому поводу ограничивались лишь общими фразами, которые мы и изложили выше.

    В целом так разрекламированному проекту антикризисных мер, еще на момент его разработки, очень не хватало публичного мониторинга, в чем, по мнению Якова Миркина, заведующего отделом международных рынков капитала Института мировой экономики и международных отношений, и состояла его основная проблема.

    Что приняли

    В результате работа Правительства не прошла зря – плодом полугодичных дискуссий стало утверждение 1 марта итогового Плана, в который вошли 120 пунктов «Неотложных действий» и «Структурных мер». В качестве основных и конкретных, направленных на развитие малого и среднего бизнеса мероприятий, можно выделить:

    • Стимулирование создания новых предприятий и рабочих мест. В ее рамках предполагается создание микрофинансовых фондов, оказывающих поддержку монопрофильным организациям, предоставление субсидий на модернизацию производства и выделение грантов начинающим субъектам предпринимательства. За счет этого планируется оказать поддержку более чем 70 тыс. субъектов предпринимательства и создать более 20 тыс. рабочих мест.

    • Расширение области декларирования соответствия условий работы нормативным требованиям охраны труда. Планируется, что это обеспечит снижение финансовой нагрузки на российских работодателей, гарантирующих безопасные условия труда, в общей сложности на 12 млрд ежегодно.

    • Расширение возможности предоставления субъектам хозяйствования федерального недвижимого имущества на льготных условиях. Предполагается разработка федерального закона, повышающего, путем предоставления в аренду недвижимости, имущественную поддержку малых и средних предприятий.

    • Совершенствование налогового законодательства в части повышения доходных порогов и пределов. Данные меры рассчитаны на расширение круга малых предприятий, которые могут применять специальные режимы и упрощенную систему налогообложения, а также снижение их налоговых издержек.

    • Совершенствование трудового законодательства, в т.ч в части упрощения кадрового делопроизводства. Планируется снизить издержки работодателей на ведение кадрового делопроизводства, а также снизить риск санкций за нарушение трудового законодательства. Кроме поддержки бизнеса такие меры (каким-то странным образом), ориентированы на усиление защиты прав работников.

    • Развитие системы профессиональных квалификаций. За счет разработки 180 профстандартов и внедрения механизма оценки квалификаций, планируется повысить профессиональный уровень кадров и тем самым повысить производительность труда работников.

    Кроме этого, в качестве поддержки, планируется обеспечить государственное финансирование:

    • Машиностроительных предприятий. Планируется выделить до 10 млрд рублей на стимулирование спроса на российскую сельхозтехнику.

    • Предприятий промышленного сектора. Будет выделено 2,2 млрд рублей на компенсацию части затрат по уплате процентов по кредитам, взятым в российских банках.

    • Предприятий автопрома. На стимулирование спроса на отечественные автомобили и сохранение рабочих мест планируется выделить около 137 млрд рублей.

    • Предприятий малого бизнеса. В общей сложности, объем поддержки малого и среднего бизнеса составит около 67 млрд рублей.

    В целом довольно перспективный (хоть и на бумаге) и более многосторонний, в сравнении с прошлогодним План, предусматривающий выделение около 10 млрд долларов… которых едва хватит залатать давно «кровоточащие» дыры. Для сравнения, антикризисный бюджет Китая в 2008 году составил 600 млрд долларов…

    Про что забыли

    По мнению отечественных аналитиков, принятый комплекс мер едва ли способен охватить хотя бы 20% от обещанных и озвучиваемых ранее результатов. Тем не менее, российские работодатели, хоть и не все, но всё же могут ожидать на некоторое «потепление» со стороны властей и «развинчивание» ранее затянутых гаек – государство нынче, как никогда, заинтересовано в наращивании производственных показателей во всех отраслях народного хозяйства.

    В то же время Правительство забыло про множество «очевидных антикризисных мер», направленных на поддержку бизнеса, которые смогли бы стать сильным допингом для увядающей российской экономики. Как утверждают многие отечественные эксперты, ими могли бы стать:

    • Существенное снижение налоговых ставок для модернизирующихся и растущих предприятий;

    • Максимальное снижение налоговой нагрузки, которая в нынешних условиях сверхтяжела для экономики, собирающейся расти;

    • Жесткое снижение регуляторной нагрузки, не ограничивающейся лишь введением моратория на проверки;

    • Введение максимального количества льгот для иностранных инвестиций;

    • Обеспечение льготных условий при кредитовании новых предприятий и т.д.

    Вместе с тем нельзя забывать и про защиту прав трудящихся, которые, при повышении лояльности к бизнесу, могут пострадать в большей степени, чем кто-либо.

    Подводя итоги всего сказанного, хочется еще раз отметить необходимость публичного мониторинга результатов внедрения антикризисного Плана, непосредственными участниками которого должны быть российские работодатели. Именно от них прямо зависит рост отечественной экономики и, откровенно говоря, только на них и остается надежда…

     

    Любая перепечатка в электронных или бумажных СМИ материалов портала возможна только с обозначением первоисточника — careerist.ru.

    Разместить резюме Добавить вакансию