Советы эксперта: как справиться с эмоциями на работе

Офисный режим работы, при котором вы восемь часов пребываете на виду у всех и должны взаимодействовать с другими людьми, заставляет держать эмоции под контролем. Это тяжело для тех, кто наблюдает за собой излишнюю импульсивность или тревожность.

Часто эмоции мешают нам: учащение сердцебиения, потливость, мышечное напряжение оказываются неподвластны нам в самый неподходящий момент.

«Темперамент изменить невозможно – это врождённая характеристика. Однако эмоции реально взять под контроль. Люди с развитым самообладанием отвыкают от того, чтобы занимать защитную позицию, и лучше справляются со стрессом», — считает психофизиолог, директор Международного университета нейролидерства и коучинга Светлана Хамаганова, рассказавшая нам о способах справиться с эмоциями на работе.

Импульсивностьодин из врагов продуктивности.

Людям, склонным к импульсивности, сложно развивать самообладание. Когнитивные приёмы в духе «я спокоен, я спокоен», счёт до десяти и тому подобное – всё это, как правило, не работает. Вы всё равно будете раздражаться за рулём, если перед вами ползёт грузовик, или на совещании — если вас распекли. Растрачиваясь на непродуктивные эмоции, вы теряете очки.

По словам Светланы Хамагановой, первый рецепт для людей подобного типа, если речь идёт о совещании, — изменить позу тела в стрессовый момент.

Нужно отследить свою обычную мышечную реакцию на критику или провокацию (например, у вас раздуваются ноздри и вы подаётесь телом вперёд) — и сделать ровно противоположное. Человек мыслит телом, и эмоции живут в мышцах.

Второе, что нужно сделать, — перейти на медленное дыхание. Но не путайте ровное глубокое дыхание с невротическими вздохами, как будто вам не хватает воздуха. Дышите легко.

Третье. Прежде чем отвечать по сути, произнесите нейтральную фразу: «дайте подумать», «я подумаю», «я вас услышал», «хороший вопрос». Тем самым вы выиграете время для того, чтобы успокоиться – битва идёт за секунды.

Естественно, все три действия не должны растягиваться во времени – иначе это будет выглядеть комично. Смоделируйте ситуацию заранее и знайте, как реагировать в сложной ситуации.

Импульсивные люди часто проявляют гнев – продуктивного в нём также ничего нет. Чтобы побороть гнев, его нужно анализировать. Вспомните ситуацию, которая вас разозлила, и напишите сценарий: «что будет, если…» Скорее всего, конфликтная ситуация покажется смешной и не стоящей того, чтобы злиться. Вероятнее всего, человек проявляет гнев из-за подсознательного сценария развития событий: «оскорбили – уволили – оставили без денег – бросила жена — оказался под забором». Как правило, даже при наихудшем развитии событий дальше второго пункта дело не доходит.

Смотрите на ситуации под другим углом. Мы часто застреваем в стереотипных эмоциях и просто не знаем, что можно реагировать по-другому.

Тревожность и впечатлительностьочень частые спутники, мешающие в работе

Добрая четверть людей признаёт за собой излишнюю тревожность. При малейшей стрессовой (и даже, по меркам «обычного» человека, совсем не стрессовой) ситуации у таких людей сердце моментально начинает быстро стучать. К учащённому сердцебиению добавляются ярко выраженные вегетативные реакции: пятна на лице, головокружение.

Обычно эти люди довольно креативны и имеют развитое воображение. Но их воображение наполняется в том числе и страхами. К сожалению, тревожные люди ещё и очень памятливы — они запоминают свои страхи надолго и бесконечно «пережёвывают» их.

По наблюдениям Светланы Хамагановой, часто таких людей можно распознать по амимичному лицу – лицу, по которому трудно считываются эмоции.

Тревожные люди выглядят «необучаемыми» со стороны более спокойных людей. При любом стрессовом событии тревожный человек забывает обо всех советах.

Люди впечатлительного типа постоянно чувствуют нарушение границ – уступки другим доставляют им моральные страдания.

Тревожный субъект не скажет сразу о том, что его беспокоит. Он будет терпеть год, а потом сожжёт все мосты. «Долготерпение», т.е. неразумная уступчивость, приводит таких людей к эмоциональным взрывам. Поэтому крайне важная задача для них – умение говорить «нет».

Если вы относите себя к тревожным людям – не стесняйтесь говорить «нет» и перестаньте испытывать при этом чувство вины. Так вы сбросите огромную часть вечного эмоционального груза.

Кроме того, прекращайте смотреть «внутренние триллеры» — не зацикливайтесь на неудачах и пережитых стрессах. Более «толстокожие» коллеги через десять минут забудут то, что вы обычно переживаете три дня.

Не только отличный, но и жизненно необходимый рецепт для вас — аэробные нагрузки. Займитесь бегом, делайте зарядку, ходите в спортзал – в общем, не сидите.

Крайне важны для снятия стресса сон и отдых. Хорошо высыпайтесь — во сне происходит переработка негативной информации.

Пессимизмсамая тяжёлая характеристика для изменения.

Пессимисты неспособны удерживать позитивные эмоции – они «улетучиваются» в течение нескольких минут.

Как бороться с пессимизмом? Прежде чем относить человека к пессимистам, нужно проанализировать, не является ли негативизм следствием продолжительного стресса. Бывает, что человека просто «побила жизнь». Тогда это пессимизм приобретённый, и он пройдёт, как только в жизни наступит светлая полоса.

Если же он «природен», то избегайте общения с пессимистами, нытиками и жалобщиками. Окружайте себя оптимистами.

Не стесняйтесь фокусироваться на положительном. Существует мнение, что неспособность получать удовольствие объясняется страхом, что за это удовольствие придётся расплачиваться в будущем. Перестаньте фокусироваться на этой мысли.

Не заостряйте внимание на себе-несчастном. Депрессия – это фокус на себе. Хорошее лекарство – идти помогать другим. Практический совет – займитесь делом, полезным не только для вас.

Как бы ни было сложно менять себя — вы в силах сделать так, чтобы ваши эмоциональные особенности не мешали вам работать. Не ленитесь анализировать себя и прорабатывать сценарии сложных для вас ситуаций.

Любая перепечатка в электронных или бумажных СМИ материалов портала возможна только с обозначением первоисточника — careerist.ru.

Разместить резюме Добавить вакансию