Размеры большинства социальных пособий, в том числе и пенсионного обеспечения, оставляют желать лучшего. Как еще совсем недавно рассказала Ольга Голодец, в 2017 году средняя пенсия по стране составит немногим более 13,5 тыс. рублей, что, однако, куда больше необходимого – данная сумма составит 160% от пенсионерского прожиточного минимума. Судя по цифрам, этого более чем достаточно, тем более что с текущего года правительство восстанавливает процесс полноценной индексации выплат исходя из реального уровня роста цен – в феврале пенсии повысят на 5,4%. И как показывают социальные опросы, многим такого размера пенсии вполне достаточно. Это, конечно, не предел, но и далеко не минимум людских ожиданий.
Так, больше двух третей россиян считают достаточной пенсию в диапазоне 5-30 тыс. рублей. Запросы половины из них (трети из числа всех опрошенных) ограничиваются 15-20 тыс. рублей. По сути, такие ожидания недалеко ушли от фактических пенсий, получаемых сегодня россиянами на заслуженном отдыхе. Конечно, есть много и тех, кому такая пенсия лишь снится, но скромность запросов россиян все равно поражает. Тем не менее у экспертов есть объяснение этому: дело в том, что показатель приемлемости формируется у россиян исходя из текущего размера выплат, а кроме этого многим попросту достаточно 40-процентного замещения потерянного заработка.
«Прибавить еще немного»
На вопрос о размере достаточного пенсионного обеспечения, на который рассчитывают будущие пенсионеры, самый большой сегмент респондентов (36,5%) назвал диапазон от 20 до 30 тыс. рублей. Именно такой результат получили исследователи Российского государственного социального университета, который опубликовали «Известия». Запросы почти четверти респондентов (22,7%) оказались немного выше – они рассчитывают на пенсию в пределах до 40 тыс. рублей. Ожидания остальных куда более приземленные – почти треть из всех опрошенных (28%) не ждет выплат больше, чем 15-20 тыс. рублей, а каждому десятому (11%) нужно и того меньше, ведь их предел – это 10-15 тыс. Чем обусловлены такие, достаточно скромные запросы? Вероятно, граждане научились трезво оценивать российскую реальность и возможности государства. Тем более что дифференциация таки имеет место – кто-то получает больше, кто-то меньше, исходя из страхового стажа и прочих факторов.
Впрочем, эксперты считают, что прямое влияние на запросы россиян оказывает уже существующий размер средней пенсии, который в текущем году должен достигнуть 13,6 тыс. рублей. Как, например, считает ректор РСГУ Наталья Починок, логика будущих пенсионеров такова: взять средний размер, прибавить к нему еще немного исходя из собственных запросов, и этого хватит. Однако если в абсолютном выражении представления россиян выглядят достаточно скромно, то сопоставление названных сумм с уже получаемым ими доходом показывает, что в своих ожиданиях граждане существенно завышают возможности.
Завышенные ожидания
Дело в том, что для объективного оценивания достаточности размера пенсии, по крайней мере, с точки зрения государственных институтов, используется совсем не фактически получаемая пенсионером сумма, а «коэффициент замещения» потерянного со времен трудоспособности заработка. Согласно рекомендациям МОТ, такой коэффициент должен составлять минимум 40% от зарплаты. Именно на этот целевой показатель и ориентируется российская власть, и, что интересно, в усредненном выражении он практически достигнут. Так, согласно информации Росстата, средняя зарплата в стране составляет практически 37 тыс. рублей, а средняя пенсия – 13,6 тыс. рублей. Получается, что коэффициент замещения практически достиг 37%.
Тем не менее учитывая уровень жизни в стране, а также покупательную способность названных большинством 20-30 тыс. рублей, такие ответы респондентов выглядят вполне логичными, хотя и составляют довольно большой коэффициент. Более того, анализ региональных показателей дает куда более объективные представления, существенно отклоняясь от усредненного по стране результата. Например, в Москве средний уровень заработной платы в 2 раза выше, чем средний уровень по стране. Но такие тенденции совсем не касаются пенсий, которые едва дотягивают до 14 тыс. рублей. Таким образом, в, казалось бы, благополучном регионе коэффициент замещения составляет около 20%, что существенно ниже среднероссийского. Интересно, что ситуацию выравнивают куда менее благополучные регионы, где разница между зарплатами и пенсиями существенно меньше.
При этом многие не учитывают, что добиться такого уровня пенсионных выплат можно лишь за счет создания системы пенсионных накоплений, которую очередной раз пытаются запустить в России. Но к ней население относится скептически – подавляющее большинство, а это 78% граждан, уверено в том, что достойную пенсию им должно обеспечить государство. По мере возникновения проблем с пенсионными накоплениями люди теряют энтузиазм и не видят в этой форме обеспечения достойной пенсии какой-либо перспективы.
Пропал интерес
Как утверждает Починок, аналогичный опрос проводится ежегодно, и результаты всегда сравнительно одинаковы. Но, если обычно люди массово проявляли интерес к пенсионным накоплениям, то за 2016 год их количество уменьшилось минимум в 2 раза. Многие объясняют это отсутствием средств для накопления, мол, реальные доходы упали, зарплаты не растут и т.д. Однако это нельзя назвать объективной причиной. Куда более адекватным объяснением представляется падение уровня доверия граждан к той системе, которую предлагают в правительстве. За последние 3 года тема пенсионных накоплений стала топовой для обсуждения, так как ее постоянно пытаются реформировать.
Мало того что с 2014 года уже вошло в традицию ежегодно вводить мораторий на накопления, формируемые из части страховых выплат, так еще и все это время предлагаются все новые модели реформ. Осенью 2016 года было решено остановиться на системе индивидуального накопления (ИПК), которая будет выведена из обязательного пенсионного страхования, а формировать накопительную часть люди будут якобы добровольно, отчисляя до 6% от своего заработка – к системе подключат всех работающих официально, с последующим правом выхода из нее. Но даже это не вызывает доверия у россиян, что, очевидно, вызвано постоянными изменениями правил. Дабы мотивировать людей на участие в таких системах, граждане должны быть уверены в будущем своих накоплений, а так как пенсионная политика меняется каждые 2-3 года, трудно что-либо прогнозировать в долгосрочной перспективе.
Согласно еще одному исследованию от РГСУ, половина опрошенных ими респондентов имеет желание участвовать в корпоративных программах пенсионного накопления, но только лишь тогда, когда наравне с работником деньги будет выделять и работодатель. Почему работодатель должен участвовать в дополнительном софинансировании, если он уже финансирует пенсию своего работника через систему страховых платежей, респонденты не объяснили. Тем более что подобная программа уже существует на государственном уровне. Называемая «1000 на 1000», она закончила набор участников 31 декабря 2014 года. Ее суть заключается в том, что работник формирует пенсионные накопления, отчисляя сумму от 2 до 12 тыс. в год, государство перечисляет аналогичную сумму, а кроме него, в этом добровольно может участвовать и работодатель.
Результаты данной программы, при всей ее перспективности и выгоде для граждан, оставляют желать лучшего. За 7 лет ее существования объем пенсионных накоплений, по данным ПФР, составил лишь около 92 млрд рублей, притом что объем накоплений по всем другим программам, не предусматривающим софинансирования, уже почти превысил 5 трлн.
Разместить резюме Добавить вакансию